елена Андреева
Мастер-класс для педагогов ДОУ по использованию сказок при формировании нравственных ценностей у младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребёнка – детский сад № 36 города Кузнецка
(МБДОУ ЦРР – ДС № 36 г. Кузнецка)
Мастер – класс
Тема: «Сказка ложь, да в ней намек.».
(использование сказок при формировании нравственных ценностей у младших дошкольников)
(из опыта работы)
Выполнил: воспитатель
Андреева Е. В.
2024г
Сказка ложь, да в ней намек… Всем нам известна эта фраза из сказки А. С. Пушкина (слайд 1).
Публикация «Мастер-класс для педагогов ДОУ по использованию сказок при формировании нравственных ценностей у младших дошкольников» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
В непременном утверждении правды, добра, красоты, в разоблачении зла и состоит огромная нравственно – эстетическая сила сказки. Поэтому, чем раньше сказка коснется струн души ребенка, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми. Из этого следует: что духовно-нравственное воспитание возможно через сказки, ибо нравственность изначально заложена в их сюжете.
Я приглашаю Вас в путешествие, а помогать нам в путешествии будет сказка (слайд 2).
«Давным-давно в одной стране жила добрая фея. Каждому человеку фея дарила маленький мешочек с нежными Теплышками, которые несли людям добро и нежность и защищали от болезней (слайд 3). Но в этой стране жила злая ведьма, которой не нравилось всеобщее счастье, тогда она придумала коварный план (слайд 4). Злая колдунья раздавала людям красивые мешочки, внутри которых были холодные и колючие Ледышки, несущие людям холод и жестокость. С тех пор люди не понимали, почему они становились несчастными и злыми. Жизнь стала тяжелой, а во всем виновата была злая ведьма, которая обманывала людей.
- Как вы думаете, как можно помочь жителям несчастной страны? (можно ведьме подарить мешочек с Теплышками и она станет доброй, а ледышки обменяет на теплышки).
-Я не буду читать сказку до конца, но скажу, что в сказке победило добро. Добрая фея сделала так, что все жители в этой стране снова стали добрыми и счастливыми (слайд 5).
-Так что же такое «доброта»? (желание совершать добрые поступки, дарить радость людям).
- Как вы думаете, какого цвета доброта? Как может выглядеть доброта (как улыбка, радуга, солнце)
Создайте свой образ доброты. У вас на столах лежат листочки, карандаши, вы можете ими воспользоваться, нарисовать фигурки или закрасить готовые (сердечки, солнышко).
- Пока помощники создают образ доброты, ответьте на вопрос:
- Как вы думаете, доброту можно потрогать? Если бы мы смогли потрогать, то какая она была бы на ощупь? (материал к игре «Волшебный мешочек» :
су джок, варежка, вата, теннисный шарик, помпон, деревянный шар).
Ход игры:
- У меня есть «Волшебный мешочек», опустите в него руку, и найдите предмет, который по ощущениям может быть связан с чем-то приятным.
- Какая же на ощупь доброта? (мягкая, пушистая, теплая, нежная, приятная).
-Возвращаемся к нашим художникам и узнаем, как же выглядит доброта?
-Поднимите свои листочки. Для изображения доброты вы выбрали разные цвета - доброта проходит через яркие цвета радуги. Мы доброту чувствуем, можем передать ее в рисунке при помощи разных фигур, цвета и, обратите внимание, цветоощущение доброты у всех одинаковое - черным цветом ее никто не нарисовал.
-А можно доброту увидеть? (доброту можно увидеть в поступках, в добрых делах).
Сказка дает возможность ребенку выразить своё отношению к добру и злу.
(Слайд 6).
-На экране смайлики. Какие эмоции выражают смайлики? (добрый, радостный,печальный, грустный)
-Перед вами картинки из разных сказок (педагог).
-Определите, какой поступок изображен на картинке, и положите соответствующий смайлик - добрый или грустный. Расскажите, почему вы положили грустный (добрый) смайлик? Как называется сказка?
-Вы замечательно справились с заданием.
-Мы все знаем, что в сказках не все герои живут дружно. Но дорожки добра превращают злых героев в добрых. Попробуем их подружить, соединить их дорожкою добра (на картинке с положительным героем приклеена гармошка из сердечек. Участники растягивают гармошку и приклеивают другой конец к отрицательному герою на липучку – это дорожка добра).
-Возьмите по одной картинке (картинки лежат на столе лицом вниз) с изображением героев сказок и объедините их так, чтобы в каждой паре картинок был положительный герой – отрицательный (добрый - злой) :
1. Колобок и лиса- сказка «Колобок».
2. Красная Шапочка и Серый Волк - сказка «Красная шапочка».
3. Лиса и заяц -сказка «Заюшкина избушка».
4. Паук и Муха –Цокотуха - сказка «Муха- цокотуха».
5. Три поросенка и волк - сказка «Три поросенка»
-Каких героев мы подружили и как дорожки добра изменили сказку? Расскажите в двух предложениях, например: лиса не стала есть колобка, потому что он подарил ей… и лиса проводила его домой. ИЛИ пауку стало стыдно, за то что он один пришел на день рождение без подарка, и тогда он быстро сплел мухе шаль из паутины и все дружно продолжили отмечать праздник) .
-Таким образом, нам удалось изменить характер героя и он стал добрым.
-Спасибо за помощь!
-Сегодня мы вспомнили сказки, в которых есть те, кто всегда придет на помощь и добро обязательно победит.
Чтобы добро после прочтения сказок продолжало ощущаться и аккумулировалось у детей, сказочный персонаж Фея Доброты (слайд 7).
участвует в жизни и во всех делах нашей группы, помогает нам совершать добрые дела
У каждого ребенка на шкафчике корзинки доброты (слайд 8) на вечернем групповом сборе мы обсуждаем, как прошел день и за добрый поступок ребенок получает сердечко.
Мы вместе можем сделать наш мир лучше, если будем совершать добрые дела.
Без тесного сотрудничества с родителями не было бы успешной работы. Мы используем разные формы вовлечения родителей в сотрудничество. Одна из форм работы (наряду с традиционными)- творческий марафон (слайд 9).
Уважаемые мамы и папы!
Мы проводим творческий марафон «Дорогою добра» и предлагаем вам стать его участниками. Участие в марафоне представляет вам возможность интересно провести время с ребенком.
Прочитайте отрывок из сказки :
Иду в красных сапогах,
Несу косу на плечах,
Хочу лису посечи.
Пошла лиса вон с печи.
Назовите сказку. Нарисуйте вместе с ребенком персонажей сказки, которые помогали главному герою.
Ждем ваших работ. Этапы марафона фиксируйте на фото.
-В результате совместной деятельности родителей с детьми получились вот такие работы по сказке «Заюшкина избушка», дети поняли, что добро побеждет зло и рассказали о том. почему именно герои сказки : медведь, собака, волк - добрые (слайд 10).
- В жизни надо стремиться всегда поступать так, чтобы побеждало добро (слайд 11)
-В заключении хочу сказать, сказки нужны детям. Читайте детям сказки! Приятных вам путешествий!