Виктория Евгеньевна Александрова
Конспект мастер-класса «Технология развития связной речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в части развития связной речи дошкольников через составление загадок, рифмованных текстов, метафор, сказок. Задачи: - расширить и обобщить теоретические знания педагогов технологии развития связной речи Т. А. Сидорчук, Н. Н. Хоменко; - предложить педагогам практические материалы, способствующие развитию связной речи дошкольников. Оборудование: проектор, мультимедийная доска, столы для работы в малых группах, листы бумаги, ручки.
Публикация «Конспект мастер-класса „Технология развития связной речи дошкольников“» размещена в разделах
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2020
Ход мероприятия: Ритуал приветствия «Давайте поздороваемся!» Педагогов приглашают встать в круг и поприветствовать друг друга, поздоровавшись разными способами:
- под звуки музыки педагоги здороваются за руку с каждым из присутствующих;
- если музыка замолкает – педагоги здороваются локтями с каждым присутствующим;
- если ведущий хлопает в ладоши – педагоги гладят по спине рядом стоящего.
I часть – теоретическая.
Актуальность программы
Создание условий для развития умственных способностей детей дошкольного возраста является частью глобальной проблемы развития интеллектуально-творческого потенциала личности. В современных педагогических системах существуют методики, позволяющие активизировать интеллектуально-творческий потенциал детей, но чаще всего они связаны с художественной деятельностью. Созданная в 1946 г. Генрихом Альтшуллером теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) дала мощный толчок к разработке в педагогике технологий, связанных с развитием креативных процессов подрастающего человека в различных предметных областях. Отличительная особенность данной педагогической системы заключается в том, что ребенок усваивает обобщенные алгоритмы организации собственной творческой деятельности. Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Взрослым важно, поэтому, поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.
Предлагаем педагогам образовательных учреждений разработанные нами технологии для детей дошкольного возраста, направленные на развитие умственных способностей и создание творческого продукта в речевой деятельности.
Пособие включает в себя следующие разделы: • Раздел 1 «Обучение детей созданию образных характеристик объектов», в котором представлены технологические цепочки, позволяющие достаточно гарантированно научить детей 3 – 7 лет составлению сравнений, загадок и метафор.
• Раздел 2 «Составление дошкольниками рифмованных текстов». Педагогическое воздействие для решения этой дидактической задачи организовано как последовательность творческих заданий. Данная технология развивает у детей способность к созданию рифмованных текстов.
• Раздел 3 «Обучение детей составлению творческих рассказов (описаний) по картине» представлен как система игровых заданий, в результате которых практически каждый ребенок может составить несколько творческих рассказов по картине.
• Раздел 4 «Обучение дошкольников составлению текстов сказочного содержания» содержит алгоритмы организации умственной деятельности детей по развитию у них способностей составлять сказки различных типов.
II часть – практическая
Участники мастер-класса делятся на две команды.
Задание 1 по разделу первому Технология развития связной речи дошкольников (Т. А. Сидорчук, Н. И. Хоменко) «Обучение детей созданию образных характеристик объектов», составление загадок.
Пример: Для составления загадки выбран объект (самовар). Далее участниками даются образные характеристики по заданным ведущим признакам.
–Какой самовар по цвету? (блестящий) Ведущий записывает это слово в первой строчке левой части таблицы.
- Какой самовар по действиям? - Шипящий (заполняется вторая строка левой части таблицы)
- Какой он по форме? Круглый (заполняется третья строка таблицы)
Ведущий просит участников, дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы.
-Что бывает блестящим? (Монета)
- Что бывает шипящим? (Вулкан)
- Что бывает круглым? (Арбуз)
Какой? Что бывает таким же?
блестящий монета
шипящий вулкан
круглый арбуз
После заполнения таблицы, ведущий предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «Как» или «Но не».
«Блестящий, как начищенная монета; шипящий, как проснувшийся вулкан; круглый, но не спелый арбуз».
Задание: составить загадку по данному примеру. Команда №1 составляет загадку о зиме, команда № 2 составляет загадку о сосульке.
После выполнения задания, каждая команда прочитывает свою загадку соперникам.
Задание №2 по разделу второму Технология развития связной речи у дошкольников «Составление дошкольниками рифмованных текстов», лимерик.
Пример:
Лимерик – это стихотворение из пяти строчек, которые рифмуются следующим образом.
Первая и вторая строчка рифмуются между собой.
Третья и четвертая строчка рифмуются между собой.
Пятая строчка не рифмуется.
1 строчка Жил-был (объект)
2 строчка Сравнение или указание на свойства объекта
3 строчка Действие или взаимодействие с другими объектами
4 строчка
5 строчка Вывод (утверждение или мораль)
Жил-был старичок меж ульями,
От пчёл отбивался он стульями.
Но не учёл
Числа этих пчёл,
И пал смертью храбрых меж ульями.
***
Жил да был медведь болотный.
Был он добрый, но очень мокрый.
По болоту он ходил,
Всех лягушек подавил.
Вот какой неуклюжий был медведь.
Задание: составить лимерик каждой команде.
Задание 3 по третьему разделу Технология развития связной речи у дошкольников «Обучение детей составлению творческих рассказов (описаний) по картине».
Описать объект (не называя его) так, чтобы остальные играющие догадались, о чем идет речь. Участник описывает объект, следуя от общего к частному.
Задание 4 по четвертому разделу «Обучение дошкольников составлению текстов сказочного содержания».
Пример:
- «Сказка наизнанку» - игра состоит в «перевирании» сказки или в выворачивании «наизнанку» сказочной темы. Вспомнить хорошо знакомую сказку и предложить поменять характер её героев. Положительный характер на отрицательный и наоборот. «Красная шапочка злая, а волк добрый», «Колобок предлагает всех съесть и съедает всех по очереди».
- «Коллаж из сказок» Придумывание новой сказки на основе уже известных сказок"
- «Знакомые герои в новых обстоятельствах» этот метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в новые обстоятельства.
- «Спасательные ситуации в сказках». Такой метод служит предпосылкой для сочинения всевозможных сюжетов и концовок, находить выход, порой из трудных обстоятельств.
Задание: каждая команда составляет сказку из предложенных вариантов.
Заключение: предлагаю подвести итоги мастер-класса.
Понравился мастер-класс, буду применять методы и приемы ТРИЗ в своей работе - пусть прилетят снегири красного цвета.
Неплохо было. Но о том, буду ли применять методы и приемы ТРИЗ, не знаю – пусть прилетят голуби белого цвета.
Ничего не поняла по теме, было скучно – пусть прилетят синички желтого цвета.
Список литературы:
- Сидорчук Т. А., Хоменко Н. Н. Технологии развития связной речи дошкольников (методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений, 2004.
- Вдовина С. В. Анализ-сообщения «Технологии развития связной речи современных дошкольников» https://www.maam.ru/detskijsad/analiz-sobschenija-tehnologi-razvitija-svjaznoi-rechi-sovremenyh-doshkolnikov-uchitel-logoped-s-v-vdovina.html