Екатерина Попова
Мастер-класс «Технология проектирования как одна из форм поисковой деятельности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Разработали: воспитатели Исаева Валентина Александровна, Попова Екатерина Викторовна и музыкальный руководитель Лобова Елена Викторовна.
Цель: формирование мотивационной готовности педагогов ДОУ к овладению проектной деятельностью.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с технологией проектной деятельности.
2. Создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса с целью стимулирования развития интеллектуальной и творческой инициативы педагогов.
Публикация «Мастер-класс „Технология проектирования как одна из форм поисковой деятельности дошкольников“» размещена в разделах
3. Содействовать совершенствованию профессионального уровня педагогов.
Необходимое оборудование: проектор, экран, ноутбук, презентация.
План проведения мастер-класса.
1. Проектный метод в деятельности дошкольников (презентация – 4 минуты).
2. Работа с фокус-группой – 4 человека.
3. Работа со зрителями.
4. Работа с фокус-группой.
5. Рефлексия.
Ход мастер-класса.
1. Проектный метод в деятельности дошкольников (презентация).
Добрый день, уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать вас на мастер-классе, посвященном проектной деятельности дошкольников.
Что такое проектный метод, насколько он актуален в наше время, думаю, многие уже знают.
(Слайд № 2) Использование технологии проектирования как одной из форм поисковой деятельности позволяет эффективно решать важные задачи развития дошкольника.
(Слайд № 3) Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, исследовательские и коммуникативные умения, критическое мышление, умение работать с информацией, формулировать проблемы и находить пути их решения, формирует навыки сотрудничества, самостоятельность в мышлении и действиях, уверенность в своих возможностях.
(Слайд № 4) Основоположником метода проектов стал американский педагог У. Х. Килпатрик. По его мнению, проект предполагает «энергичную, от всего сердца деятельность».
(Слайд № 5) Что же такое проектная деятельность? Проектная деятельность - специально организованная совместная познавательная деятельность педагога и воспитанников по разработке и реализации проекта, направленная на решение личностно-значимых образовательных задач и создание конкретного продукта в рамках определённых этапов.
(Слайд № 6,7) Классификацию проектов, характерные черты и другое можно будет прочитать в буклетах, а мы сейчас с вами остановимся непосредственно на организации проектной деятельности.
(Слайд № 8) В проектной деятельности можно выделить следующие этапы:
1. Подготовительный (выбор и обоснование темы проекта, определение сроков, целей и задач работы; подбор методического, дидактического, иллюстративного материала, анкетирование родителей и т. д.);
2. Основной (беседы, НОД, экскурсии, чтение художественной литературы, творческая мастерская по изготовлению продукта проекта, разные виды игр и т. д);
3. Заключительный (презентация продукта проекта, информирование общественности о реализации проекта, обсуждение итогов работы).
На примере нашего реализованного проекта «Волгоград – город-герой» проследим, какие мероприятия можно проводить на каждом из этапов.
На подготовительном этапе проводились мероприятия: (Слайд № 9) анкетирование родителей, (Слайд № 10) обсуждение проблемы по принципу «Мыслительная карта» Тони Бьюзена, (Слайды № 11, 12) сбор архивного материала из фондов семей воспитанников.
Мероприятия основного этапа проекта : (Слайд № 13) беседа «Великая Отечественная война», (Слайды № 14, 15, 16) экскурсия выходного дня, (Слайд № 17) НОД «Волгоград – город-герой», (Слайд № 18) составление книги памяти. (Слайды № 19, 20, 21) Военно-спортивная игра «Зарница», (Слайд № 22) рассказ Ростислава о прадедушке, (Слайд № 23) участие в конкурсе-фестивале «Поющая кроха» с песней «Синий платочек», (Слайд № 24) сюжетно-ролевые игры. (Слайд № 25) Конструирование военной техники, (Слайд № 26) организация выставки семейного творчества «Военная техника», (Слайд № 27) экскурсия в музейную комнату «Родной Волгоград», (Слайд № 28) просмотр документального фильма «Горячий снег Сталинграда». (Слайд № 29) НОД «Герои Сталинградской битвы», (Слайд № 30) дидактические игры, (Слайд № 31) экскурсия к памятному знаку танкистам Сталинграда, (Слайд № 32) турнир знатоков «Сталинград – Волгоград». (Слайды № 33, 34) Творческая мастерская по изготовлению продукта проекта – картины «Мамаев курган».
(Слайд № 35) На заключительном этапе реализации проекта проводилась презентация картины «Мамаев курган» и книги памяти детям и взрослым детского сада № 327, (Слайд № 36) представление проекта на Ярмарке социально-педагогических инноваций.
2. Работа с фокус-группой.
А теперь практическая часть мастер-класса. Приглашаю четверых человек. Нужно распределить по этапам (подготовительный, основной, заключительный) мероприятия реализованных проектов «Откуда хлеб пришёл» и «Юные исследователи космоса». (Педагоги садятся по двое за два стола.)
3. Работа со зрителями.
(Слайд № 37) Пока педагоги работают, я хочу рассказать вам о методе мыслительных карт английского психолога Тони Бьюзена, который можно использовать в проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, например, для планирования деятельности, для упорядочивания и систематизации информации.
Тони Бьюзен создал метод, основанный на ассоциациях.
Правила создания мыслительных карт (на примере карты для проекта «Волгоград – город-герой) :
1. Основная идея, проблема или слово располагается в центре.
2. Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки.
3. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
4. От главных ветвей отходят второстепенные, ветви должны быть изогнутыми, можно использовать картинки.
5. Над каждой ветвью пишется только одно ключевое слово.
Давайте вместе попробуем составить мыслительную карту к проекту «Юные исследователи космоса». Какие ассоциации у вас возникают в связи с этой темой? (Составление мыслительной карты).
А вот какую карту составили дети. (Воспитатель показывает.)
Фокус-группа уже справилась с заданием. Прочитайте, пожалуйста, что у вас получилось? (Читают.)
Спасибо фокус-группе. Садитесь, пожалуйста, на свои места.
4. Рефлексия.
- Что вам запомнилось?
- Что понравилось?
- Какие ассоциации у вас возникают в связи с этим мастер-классом?
- Спасибо за внимание!