Ольга Сазонова
Мастер-класс «Технология «Песочные превращения»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс. Технология «Песочные превращения».
Актуальность технологии :
В условиях детского сада педагогу часто приходится учить детей новым способам деятельности при помощи доступных материалов, развивать творческие способности воспитанников, и здесь на помощь нам приходят новые техники декорирования изделий, например такие, как создание поделок при помощи приёма «насыпания искусственно-окрашенного песка».
Публикация «Мастер-класс „Технология „Песочные превращения“» размещена в разделах
Сам принцип терапии песком был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, психотерапевтом, основателем аналитической терапии. К. -Г. Юнг утверждал (1964, что процесс «игры в песок» высвобождает заблокированную энергию и «активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике».
В первую очередь, данная песочная технология для детей – это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания.
Работа с песком под руководством психолога или воспитателя дает ответы на многие вопросы родителей, касающиеся внутреннего эмоционального мира их ребенка, позволяет раскрыть и увидеть истинные причины конфликтов, страхов, а в дальнейшем и провести коррекцию!
Работа с песком успокаивает (особенно гиперактивных детей) – в нем как будто содержится живительная солнечная энергия, которая подзаряжает нас позитивными эмоциями.
Технология работы с песком хороша для дошкольников и тем, что при создании тех или иных композиций здесь не нужны художественные навыки, как в рисовании. А значит, нет места и разочарованиям, ошибкам и неуверенности в собственных силах. При работе с цветным песком дети раскованы, веселы и воодушевлены: они создают собственный мир, и делать это бесконечно приятно.
Так как песок состоит из мельчайших крупинок, которые только при соединении образуют любимую нами песочную массу, то многие психологи видят в отдельных крупинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе – воплощение Жизни во Вселенной.
Специалисты утверждают, что песок поглощает «негативную» психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние.
Работа с цветным песком способствует успокоению, позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, доставляет эстетическое удовольствие.
История техники насыпания. Искусство создания картин при помощи техники насыпания возникло в буддистских монастырях, в которых уже испокон веков рисуют картины необычайной красоты из толченого мрамора разных цветов.
Цели:
через познавательную деятельность детей развивать коммуникативные навыки и речь, фантазию и воображение;
стабилизировать психоэмоциональное состояние с помощью песочной терапии;
совершенствовать мелкую моторику;
улучшать умения и навыки практического общения, используя вербальные и невербальные средства;
стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, тактильно-кинестетической чувствительности;
усиливать познавательный интерес и расширять кругозор.
Классический сеанс в работе с цветным песком начинается с того, что психолог дает задание создать картину своего настроения (либо другую установку) и ребенок выбирает наиболее привлекательные для него цвета на данный момент.
Работа может проводиться индивидуально или с подгруппой детей.
Первый результат достигается уже на этапе первого высыпания песка.
Когда работа будет завершена, психолог (воспитатель) сможет интерпретировать, что беспокоит ребенка в данный отрезок времени и подобрать пути решения выхода из проблемы.
В комнате для занятий может играть спокойная музыка, а может царить полная тишина – в зависимости от настроя группы и возраста детей.
Технология использования песка, как развивающего занятия эффективнее, чем стандартные приёмы обучения.
Именно благодаря самостоятельным рисункам на песке, ребёнок быстрее осваивает цвета, усваивает понятия «право» и «лево», временные понятия дня и ночи, времён года. С помощью построений на песке можно развивать наглядно-образное мышление, восприятие и память. При использовании данной технологии мощно развивается тактильная чувствительность, мелкая моторика руки.
Занимаясь с песком, ребёнку становится интересно, он старается сделать правильно, красиво, аккуратно и, что немаловажно – быстро.
Цель такой технологии — не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой.
Формы и варианты песочной технологии
1. С целью диагностики (индивидуальная и подгрупповая форма)
В индивидуальной форме можно диагностировать:
• Потенциальные, ресурсные возможности
• Способы преодоления трудностей
• Уровень развития эмоциональной сферы
В групповой форме работы можно диагностировать:
• Характер взаимодействия в группе
• Стиль поведения каждого участника группы
2. Метод психокоррекционного воздействия (например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера). В других случаях — в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и т. д.)
Особо нуждаются в такой технологии дошкольники с ЗПР, ОНР, дети с ОВЗ. В качестве ведущих характеристик таких дошкольников выделяют слабую эмоциональную устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и ее провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу, суетливость, частую смену настроения, чувство страха, манерничанье, фамильярность по отношению к взрослому. Предлагаемая техника может оказаться им весьма полезной. При наличии у ребенка определенных речевых нарушений, как у детей с ОНР.
3. В качестве психопрофилактического, развивающего средства
Психопрофилактика проводится с целью недопущения проблемных ситуаций. Имея замечательное свойство «заземлять» негативную психическую энергию – песок является прекрасным психопрофилактическим средством.
4. В психологическом консультировании детей и взрослых.
В качестве оказания первичной психологической помощи.
Целевая аудитория: педагоги, родители и дети.
Материал: искусственный цветной песок (окрашенная соль, сосуд (любая прозрачная бутылка или колба, для детей – пластик, для взрослых может быть стекло, контейнеры для хранения цветного песка, воронки, салфетки для рук, аудиозаписи музыкальных произведений.
Ход работы:
Основная часть:
Что нужно для игры в песок?
А нужно, в сущности, так мало:
Любовь, желанье, доброта,
Чтоб вера в детство не пропала.
Простейший ящик из стола
Покрасим голубою краской,
Горсть золотистого песка
Туда вольется дивной сказкой.
Игрушек маленьких набор
Возьмем в игру. Подобно Богу
Мы создадим свой Мир чудес,
Пройдя познания дорогу.
Я представляю Вашему вниманию мастер-класс «Песочные превращения».
Песок – это дар природы. Песок имеет релаксационные свойства. Все мы любим лежать летом на песке и релаксировать, получать удовольствие.
Метафорой сегодняшнего мастер-класса будет : «Получите удовольствие от творческого процесса».
Эта арт-терапевтическая техника мотивационная на доверие и интерес (мотивационный контакт).
Практическая часть:
- Уважаемые коллеги! Я приглашаю вас принять участие в волшебном превращении песка (приглашаю из зала 5-6 человек по желанию).
- Скажите, какое у вас сейчас настроение? Хотели бы вы изменить его?
- Я предлагаю вам создать свое настроение! А поможет вам в этом цветной песок!
- Подойдите к столу и займите удобное для вас место. Перед вами находятся пустые сосуды, именно в них мы будем сыпать наш песок. Для удобства заполнения нам понадобится воронка, а стаканчиком вы будете зачерпывать песок.
- Вы можете использовать два вида песка, три или же все цвета. Не задумывайтесь пока о результате, а прислушайтесь к своим чувствам, настроению и импровизируйте. Чтобы песок впоследствии не смешался и надолго сохранился рисунок, сосуд необходимо наполнить полностью до краев. Чтобы рисунок песка был разным можно сосуд наклонять.
- А сейчас давайте начнем создавать и творить! (участники берут песок и засыпают его в сосуд).
Приемы насыпания песка (соли) в бутылку:
Самый простой способ создается из последовательно насыпаемых слоев соли разного цвета. Если воронка расположена по центру бутылки, толщина слоя будет одинаковой по всей окружности (а). Чтобы изменить толщину слоя, можно наклонить воронку во время насыпания (б) или использовать воронку с искривленным "носиком" (в)
Подбирая цветовую гамму, а также варианты насыпания слоев, можно получить различные уникальные рисунки. Для отработки навыков лучше использовать небольшой стакан с прямыми и гладкими стенками.
Особенности создания :
• заполнение середины сосуда;
• уплотнение соли;
• запечатывание рисунка после окончания работы.
В готовой работе виден только прилежащий к стеклу слой соли, поэтому "серединку" можно засыпать другой солью, белой или оставшейся после неудачных попыток. Если серединка будет заполнена, то рисунок не будет осыпаться.
Описание способа окрашивания соли: необходимо развести цветную гуашь водой и вылить её в форму с солью, потрясти, размять руками для прокрашивания и высушить (можно на батарее или в духовке). Готовить соль нужно заранее, каждый цвет в отдельной форме.
Включается спокойная музыка.
- Сыпется песок, и с каждой падающей песчинкой внутри нас что-то происходит, что-то меняется. Меняются наши чувства, эмоции, очищаются мысли. Попробуйте создать внутри себя положительную установку о том, что «я могу», «я хочу», «я добьюсь», «у меня все получится» и др.
(Когда работа выполнена)
- Досыпаем соль до верха бутылки, трамбуем её. Теперь можно перейти к запечатыванию. Это предохранит от высыпания соли при случайном открывании бутылки. Можно использовать клей ПВА. Он образует после высыхания эластичную пробку, которую в случай чего легко можно извлечь.
- Закрываем бутылку. Пробку можно замаскировать лоскутом ткани, перевязать веревкой с бусинами.
- Работа завершена! Вы создали свое настроение! Возьмите свое настроение себе на память! И если у вас будет желание, вы можете еще раз выполнить эту работу! И создать уже другое настроение! Самое главное получить от этого положительные эмоции!
Спасибо за сотрудничество!
Итоговая часть (обсуждение) :
Вопросы:
Изменилось ли ваше настроение после проделанной работы?
Какие эмоциональные отклики Вы видите в своей работе?
Полезно ли было это для Вас?
Получили ли Вы удовольствие от проделанной работы?
Что удивительного Вы открыли для себя?