Татьяна Александровна Кононова
Мастер-класс «Технологии активизации исследовательской деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс «Технологии активизации исследовательской деятельности»
Кононова Т. А
Тема
«Технологии активизации поисково – исследовательской деятельности.»
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Вид деятельности : познавательно-исследовательская деятельность.
Цель деятельности педагога :
Публикация «Мастер-класс „Технологии активизации исследовательской деятельности“» размещена в разделах
Создание условий для профессионального общения педагогов, развития их творческой активности, формирования и совершенствования профессиональных умений и навыков в условиях опытно – экспериментальной деятельности.
Задачи:
-продолжать знакомить с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования;
-познакомить с формами работы в исследовательской, экспериментальной, изобретательской деятельности;
-развивать творческую инициативу педагогов по опытно – экспериментальной деятельности;
-показать технологии активизации поисково – исследовательской деятельности на примере простых опытов.
Материалы:
Теоретические – презентация с материалами по теме мастер – класса, памятки для педагогов.
Практические - очки разных цветов (красные, синие, жёлтые, шляпа для «профессора,ёмкости с водой, стаканчики, бумажные цветы.
Ход мероприятия:
1. Организационный момент
Добрый день уважаемые коллеги!
Согласно ФГОС ДО детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка, после игровой деятельности. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности, охватывает все режимные моменты.
Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира? Куда направить кипучую энергию и неуемную любознательность?
На эти вопросы мы – педагоги постоянно ищем ответы. Изучаем наиболее эффективные формы и методы, позволяющие строить педагогический процесс на основе развивающего обучения.
Сегодня мы вместе попытаемся сделать ещё один шаг навстречу пониманию и принятию ФГОС. Нормальной реакцией на все новое является его не принятие сначала, но разобравшись можно отметить большое количество положительных сторон. И сегодня, мы с вами, уважаемые коллеги, попробуем в этом разобраться.
2. Вводная часть
Теоретическая часть вопроса у меня заложена в презентации, поэтому не будем повторяться, а перейдём сразу к практическим действиям.
Сейчас мы с вами окажемся в сказке, попадём в волшебную страну, где будем не просто гостями, а настоящими волшебниками.
Итак… чудо приближается, сказка начинается.
В некотором царстве, в некотором государстве жил – был Педагог- новатор. Всего у него вдоволь: и знаний, и умений. А самое главное было у него желание заветное: тепло души своей дарить детям малым.
Как-то раз сидел Педагог под волшебным деревом, наслаждался звуками природы, журчанием ручья, щебетанием птиц, и был в самом хорошем расположении духа. Думу думал педагог, как же ему сотворить диво – дивное, чудо – чудное – сделать педагогический процесс ещё интереснее и увлекательнее. Но тут собрались над деревом тучи, подул ветер перемен и принёс ФГОС. Не испугался педагог этих перемен, не растерялся. А только много вопросов возникло у него к ФГОС и решил он лично с ним встретится.
А ФГОС отвечает: опыта и знаний у тебя достаточно. Вот тебе в помощь чудо чудное – свиток новшеств, которые являются основой образовательного процесса, клубочек волшебный, что верный путь к решению этих вопросов показывает, очки дивные – креативные, что позволяет рассмотреть вопросы сложные, посмотреть на всё другими глазами-глазами исследователя, экспериментатора.
Педагог развернул свиток новшеств, прочитал принципы необычные. Как строить педагогический процесс в соответствии с этими принципами? В каком направлении ему идти? Вспомнил он о клубочке волшебном, указывающем правильную дорогу.
p>Бросил его перед собой и отправился в путь. Идёт задумчивый, ещё больше сомнений и различных вопросов возникло у педагога. Долго ли, коротко ли шёл педагог, и встретились ему дивные образовательные области.
И спрашивают Образовательные области: «О чём задумался, какие сомнения тебя гложут?»
Отвечает педагог: «Да вот, думу думаю, как научить детей смотреть на всё другими глазами – глазами исследователя, экспериментатора, изобретателя?»
Образовательные области отвечают: «А в этом тебе помогут очки дивные – креативные!
С их помощью можно отправиться в страну ДОКОРУПО.»
«Что же это за страна?» - спрашивает педагог.
Отвечают образовательные области:
Даже сквозь самую сильную лупу
Глупо на карте искать ту страну
Поскольку великая эта страна
Вовсе на карту не внесена.
В ту страну не идут поезда
И самолет не летает туда,
Но если всмотреться внимательным взглядом
Во все, что находится рядом,
То не придется дорогу искать
В страну ДОКОторойРУкоюПОдать.
3. Основная часть
И сказал Педагог:
-Много я узнал, интересного открыл, да понял, что одному мне не справиться, все одному не осилить. Предлагаю вам, мои уважаемые коллеги, отправиться всем вместе в страну ДОКОРУПО, в которой мы узнаем, как научить детей изобретать, экспериментировать, исследовать!
-Давайте возьмем очки дивные – креативные. (Выбирают очки разных цветов, по желанию и одевают.)
- Если вы не против, возьмемся за руки и скажем волшебные слова «Раз, два, три - в ДОКОРУПО попади!» (Три раза повторяют)
Педагог надевает шляпу:
- Здравствуйте, я профессор исследовательских наук, приглашаю вас в свою лабораторию. Свое рабочее место вы определите по цвету ваших очков. На ваших столах находятся простые вещи, которые довольно часто встречаются в повседневной жизни. Ваша задача : с помощью простых опытов их нужно будет превратить в волшебные. А чтобы они стали такими нужно будет сочинить сказку и тогда волшебство будет настоящим. Цель: Доказать, что в кожуре апельсина есть воздух.
Оборудование:
1. 2 апельсина.
2. Большая миска с водой.
Опыт: Один апельсин положим в миску с водой. Он будет плавать. И даже, если очень постараться, утопить его не удасться. Очистим второй апельсин и положим его в воду. Апельсин утонул! Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает! Почему? В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет.
Вывод: Апельсин не тонет в воде, потому что в его кожуре есть воздух и он удерживает его на поверхности воды.
А пока я вас приглашаю в свою сказку. Называется она
В некотором подводном царстве-государстве жили маленькие весёлые человечки. Они были очень добрыми и жизнерадостными,и всё вокруг их радовало и забавляло. Каждое утро человечки выходили на берег своего подводного царства поприветствовать оранжевое солнышко. (показ апельсина с кожурой).
Но однажды случилось большое несчастье. Злой колдун украл их оранжевое солнышко и заколдовал его. (очищение апельсина). Заколдованное солнышко,лишившись волшебства,. утонуло навек в водной пучине и уже никого не смогло радовать своим солнечным светом.
Ребята, как вы думаете о каком волшебстве идёт речь? Без чего солнышко не может снова радовать весёлых человечков? Почему в одной миске апельсин плавает,а в другой утонул
-В апельсиновой кожуре есть воздух.
Правильно.
Ну а теперь ваша очередь. Каждый презентует своё изобретение.
Спасибо ФГОС за свиток новшеств, которые являются основой образовательного процесса, за клубочек волшебный, что верный путь к решению этих вопросов нам показал, за очки дивные - креативные, что позволили посмотреть на все другими глазами – глазами исследователя, экспериментатора.
4. Заключительная часть
Детские удивительные открытия находятся рядом, а посему только собственный опыт поможет ребенку приобрести необходимые знания о жизни. А нам взрослым необходимо создать условия для экспериментальной деятельности и поддерживать интерес ребенка к исследованиям и открытиям!
Известный психолог П. П. Блонский сказал: «Пустая голова не рассуждает. Чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать».
Но большого и ценного опыта можно добиться только совместным трудом, помогая друг другу.
5. Рефлексия
На доске вывешиваются рисунки чемодан, мясорубка, корзина.
Чемодан – информацию буду использовать в работе с детьми.
Мясорубка – информацию переработаю.
Корзина – мне это не нужно, выброшу.
Участники подходят анализируют и прикрепляют стикеры к рисункам.
Благодарю за участие. Спасибо за внимание!