Ольга Ткаченко
Мастер-класс «Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс
«Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников»
Цель: повышение компетентности педагогов в применении театрализованной игры в детском саду, развитие фантазии и творческих способностей.
Публикация «Мастер-класс „Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Ход мастер класса.
С театрализованной деятельностью дошкольников тесно связано совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй, улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру. Дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку.
Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией.
В этом огромную помощь может оказать театр в детском саду.
Театрализованные игры дошкольников можно разделить на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации.
К режиссерским играм можно отнести настольный, магнитный, театр на фланелеграфе : ребенок или взрослый не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его интонацией, мимикой.
Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который использует куклы или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, используя свои средства выразительности - интонацию, мимику, пантомимику.
Именно в дошкольном возрасте формируется интерес к театрализованным играм в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывают педагоги, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов или сказок.
ЗАДАНИЕ № 1 Назовите приемы работы с детьми для работы над инсценировкой сказки, стихотворения.
ОТВЕТ: игра; инсценировка и драматизация; объяснение; показ; личный пример; беседы; обсуждения; просмотр видеофильмов; разучивание произведений устного народного творчества;- инсценировка и драматизация.
ЗАДАНИЕ № 2 Назовите формы работы с детьми
ОТВЕТ: индивидуальная, групповая.
ЗАДАНИЕ № 3 Какие средства необходимы для театрализованной деятельности :
ОТВЕТ: обеспеченность музыкальным сопровождением (магнитофон, ноутбук, колонки, микрофоны); литературные произведения, иллюстрации; разные виды театров – настольный театр, ложек, пальчиковый театр, театр масок, плоскостной, теневой, театр Петрушки, театр фартуков и др.
Развитие творчества в дошкольниках – дело сложное, но чрезвычайно важное и нужное, творчество театрально - игровой деятельности проявляется в трех направлениях:
1. Как творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов)
2. Исполнительское (речевое, двигательное).
3. Оформительское (декорации и изготовление атрибутов).
Становление ребенка готовности к театральной игре осуществляется при поддержке родителей.
ЗАДАНИЕ № 5. Какую помощь может оказать родители в театрализованной деятельности?
В их заинтересованности и помощи в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения. При работе с родителями можно отметить, что домашние спектакли как-то позабыты сейчас в силу того, что в наш дом прочно и уверенно вошло телевидение и компьютерные игры, но ведь они никогда не смогут заменить живого творческого общения родителей и детей.
Только заинтересованность педагога и родителей в процессе развития театрализованной деятельности детей позволяет развивать индивидуальные возможности ребенка. У нас в детском саду широко используются участие родителей в подготовке костюмов, декораций, атрибутов, изготовление кукол для театров, помощь в ходе спектаклей, например при переодевании детей. И, конечно же, само выступление родителей.
Ребенок во время игры чувствует себя раскованно, свободно. Увиденное и пережитое в игре – драматизации и в их самодеятельных театрализованных представлениях создает обстановку вступить в беседу, рассказать о спектакле товарищам и родителям. Это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передать свои впечатления в монологической форме.
Для театрально – игровой деятельности в группе можно оборудовать театральную гостиную с различными видами театров (марионетки, пальчиковые и другие, есть костюмерная и уголок ряженья.
Работу по формированию развитию речи посредствам театрализованной деятельности начать можно с детьми третьего года жизни:
во второй младшей группе - формировать простейшие образно – выразительные умения (уметь имитировать характерные движения сказочных животных);
в средней группе - обучать элементам художественно – образных выразительных средств (имитации, мимике, пантомиме);
в старшей группе - совершенствовать художественно – образные умения.
На всех этапах работы надо использовать следующие методы формирования развития речи :
1. Наглядные методы – рассматривание картин со знакомым детям содержанием, игрушек (как условных образов, отражающих окружающий мир в объемных изобразительных формах, описание детьми картинок и игрушек, придумывание сюжетных рассказов). Во всех этих процессах предполагается слово воспитателя, которое направляет восприятие детей, объясняет и называет показываемое.
2. Словесные методы связаны с художественным словом. Вначале воспитателю необходимо выразительно прочитать произведение, а затем провести по нему беседу, поясняющую и выясняющую понимание не только содержание, но и отдельных средств выразительности. Например: после чтения стихотворения С. Маршака «Котята» можно спросить: - «Какое настроение было у хозяйки в начале стихотворения? – Как вы догадались?» Чем полнее и эмоциональнее воспримут произведение дети, тем легче им будет потом «разыгрывать» прочитанное.
ЗАДАНИЕ № 6 Дидактическое упражнение «чистоговорки»
Ля-ля-ля – вот моя земля.
Лё-лё-лё – ты скажи «алё»
Ле-ле-ле – тина на весле.
Лю-лю-лю – стены побелю.
Ли-ли-ли – мы козу пасли.
Хохлатые хохотушки хохотом хохотали!
Вы скажите - восторгом!
Вы скажите - робко!
Вы скажите хитро!
Вы скажите с испугом!
3. Практические методы.
Цель этих методов – обучить детей на практике применять полученные знания.
Один из них: дидактическая игра (с наглядным материалом и словесная). Она используется для решения всех задач развития речи. Работу со знакомым литературным текстом можно проводить с помощью игры - драматизации, настольной инсценировки.
Прежде всего необходимо формировать интерес к театрализованным играм в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель или старшие дети, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов и сказок.
В дальнейшем важно стимулировать его желание включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Внимание детей фиксируется на том, что куклы кланяются и просят поблагодарить их, похлопать в ладоши.
Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий и игр – драматизаций, в которые включается ребенок.
Первое знакомство со сказкой происходит на занятиях по развитию речи. Но для детей необходимо неоднократное повторение, чтобы они смогли усвоить содержание сказки. Поэтому повторение знакомой сказки в кукольном театре оказывается неотъемлемым элементом в подготовке к игре – драматизации. И только тогда дети хорошо усвоят содержание сказки, у них сформируется эмоциональное отношение к персонажам и сюжету сказки и тогда можно проводить игру.
С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи, активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи.
Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.
У детей улучшается речь, её грамматический строй, они активнее пользуются словарем. Это помогает ребенку наладить контакты со сверстниками.
Самыми доступными видами театра для младших дошкольников является пальчиковый и кукольный театры.
Пальчиковый театр – способствует развитию речи, внимания, памяти, формирует пространственные представления, развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений, повышает работоспособность, тонус коры головного мозга.
Смысл этого театра заключается в том, чтобы стимулировать ребенка надевать себе на пальчики фигурки и пытаться рассказать сказки (разные, но обязательно по оригинальному тексту). Стимулирование кончиков пальцев, в том числе, ведет к развитию речи. Подражание движениями рук, игры с пальцами стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Об этом свидетельствует не только опыт и знания многих поколений, но и исследования физиологов, которые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на всю кору головного мозга ребенка. Поэтому развитие рук помогает ребенку хорошо говорить, подготавливает руку к письму, развивает мышление.
ЗАДАНИЕ №7. Пальчиковая сказка-игра «Теремок»
На полянке теремок (ладошки соединяем домиком)
дверь закрыта на замок (пальцы сомкнуты в "замок")
Из трубы идет дымок (сомкнуть пальцы в колечки)
вокруг терема забор (руки перед собой, пальцы прямые и сомкнутые)
чтобы не забрался вор (Пощёлкать пальцами.)
тук-тук-тук, тук-тук-тук (кулачок стучит по ладони)
Открывайте, я ваш друг! (Развести руки в стороны, затем одной ладонью обхватить другую.)
К 4-5 годам происходит постепенный переход ребенка от театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности. Дети осваивают разные виды настольного театра : вязаный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур и мягкой игрушки.
Театр картинок – этот вид театра способствует внесению разнообразия. Они развивают творческие способности и содействуют их эстетическому воспитанию. Маленькие дети очень любят смотреть картинки в книгах, но если картинки показать двигающими, действующими, они получат еще большее удовольствие.
В старшем дошкольном возрасте дети освобождаются от комплексов и активно участвуют в театрализованных играх. Навыки кукловождения позволяют объединять в одной театрализованной игре несколько видов театральных кукол различных систем.
В подготовительной группе театрализованные игры отличаются более многоплановыми характеристиками героев, трудными для постановки мизансценами, в них действуют наиболее сложные в управлении куклы. У детей вызывает большой интерес изготовление кукол, масок, декораций, афиш и других атрибутов.
При игре в кукольный театр невозможно играть молча. Ведь ребенок становиться и актёром, и режиссером, и сценаристом своего спектакля. Он придумывает сюжет, проговаривает его, озвучивает героев, проговаривает их переживания. Ребенок впитывает богатство русского языка, выразительные средства речи, различные интонации персонажей и старается говорить правильно и отчетливо, чтоб его поняли зрители. Еще более интенсивно развивается речь, обогащается опыт общения в различных ситуациях, количественно и качественно обогащается словарный запас.
Игра с куклами оказывает непрямое и незаметное всестороннее лечебно-воспитательное воздействие. В игре - слова ребенка должны оживить кукол и дать им настроение, характер. Играя с куклами, ребенок открывает свои затаенные чувства не только словесно, но и выражением лица, жестикуляцией.
С расширением кругозора детей, сценические представления усложняются: увеличивается число действующих лиц, более сложными становятся сюжеты спектаклей.
Например, постановка сказки «Муха - цокотуха».
По мере увеличения знаний о театре, продолжается знакомство детей с его разными видами. Вот некоторые примеры.
Театр на палочке - вырабатывается ловкость рук, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, соотносить движения с речью.
ЗАДАНИЕ № 8 Какие задачи помогают выполнять такие виды театров как : вязаный, конусный, театр – топотушки, на перчатке, магнитный театр?
ОТВЕТ: Вязаный театр – развивает моторно-двигательную, зрительную, слуховую координацию. Формирует творческие способности, артистизм. Обогащает пассивный и активный словарь.
ОТВЕТ: Конусный театр – помогает учить координировать движения рук и глаз, сопровождать движения пальцев речью. Выражать свои эмоции посредством мимики и речи.
ОТВЕТ: Театр – топотушки – помогает расширять словарный запас, подключая слуховое и тактильное восприятие. Знакомит с народным творчеством. Обучает навыкам общения, игры, счета.
ОТВЕТ: Театр на перчатке. Кукла – перчатка способна оказывать потрясающее терапевтическое воздействие. Куклотерапия дает очень хорошие результаты при работе с детьми с нарушениями речи, неврозами.
ОТВЕТ: Магнитный театр – развивает ориентировку на плоскости, умение обговаривать создание мизансцен, активизировать глагольный словарь.
Необходимо отметить роль педагогического коллектива в развитии театральных творческих знаний и способностей у воспитанников. Необычные сценарии утренников, развлечений обязательно включают участие взрослых (сотрудников, родителей). Дети видят, что каждый герой имеет характерный костюм, грим.
Что является примером для детей - как раскрыть характер героев, их пластику, мимику, выразительность речи, движений, отобразить взаимодействие персонажей.
Таким образом, театрализованная деятельность – это не просто игра, а еще и прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, а также развития мышления, воображения, внимания и памяти, что является психологической основой правильной речи.
Ну, и конечно, занимаясь с детьми театром, мы делаем жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполняем ее яркими впечатлениями и радостью творчества. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление нести в жизнь прекрасное и доброе.