Мусина Ольга Вячеславовна
Мастер-класс «Современные формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс «Современные формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями»
В последнее время отмечается неуклонный рост числа детей дошкольного возраста с речевыми проблемами. Речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на развитие познавательной сферы, формирование личности ребёнка, препятствуют его успешной социальной адаптации.
Семья – ближайшее и постоянное окружение ребенка, которое оказывает самое большое влияние на формирование и развитие его личности.
Публикация «Мастер-класс „Современные формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями“» размещена в разделах
- Консультации логопеда для родителей
- Мастер-классы для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Успех коррекционного обучения детей с нарушениями речи во многом зависит от того, как организованно взаимодействие учителя-логопеда с родителями, так как включение последних в процесс коррекции является необходимым условием полноценного речевого развития ребенка.
В своей работе с родителями педагоги традиционно используют такие формы взаимодействия, как встречи–знакомства, анкетирование, родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, оформление информационных стендов.
Однако, как показала практика, при использовании этих форм взаимодействия, родители часто остаются лишь сторонними наблюдателями, а не активными участниками коррекционно-образовательного процесса, поэтому, нами было решено апробировать такие технологии, как мастер-классы.
Данная форма сотрудничества оказалась более эффективной. Она позволила родителям активно включаться в деятельность детей и педагогов и тем самым принимать непосредственное участие в коррекционной работе.
Родителям на практике были показаны игры и упражнения для развития логического мышления, внимания, памяти, воображения, эмоциональной сферы, лексико-грамматического строя, фонематического восприятия, связной речи у детей.
Сегодня я хочу поделиться опытом проведения совместных мероприятий с родителями на примере данного мастер-класса.
Ход мероприятия
Упражнение «Давайте познакомимся».
Цель: расширение словаря прилагательных, развитие фонематического слуха.
Уважаемые участники, выберите себе имя прилагательное, характеризующее Вас положительно, но оно должно начинаться с того же звука, что и Ваше имя. Вы называете свое имя в сочетании с именем прилагательным (например, ответственная Ольга, веселая Валентина, ласковая Лариса).
Игра «Добавлялки».
Цель: отработка звукопроизношения, развитие речевого дыхания, чувства рифмы.
Уважаемые участники, закончите, пожалуйста, чистоговорки:
ра – ра – ра — там высокая (гора,
ло – ло – ло — греет солнышко (тепло,
ор – ор – ор — спеет красный (помидор,
ши – ши – ши — гуляют (наши малыши,
за – за – за — в поле бегает (коза,
сы – сы – сы — у папы длинные (усы).
Игра «Похожие слова».
Цель: подбор существительных к прилагательному по ассоциации.
Есть сладкое слово – конфета,
Есть быстрое слово – ракета,
Есть слово с окошком – вагон,
Есть кислое слово – лимон!
А теперь не зевайте, слово к слову подбирайте!
Назовите, пожалуйста, «медленные» слова –(черепаха, улитка);
«горькие» слова –(перец, лекарство);
«веселые» слова –(праздник, клоун);
«мокрые» слова –(вода, дождь);
«громкие» слова –(барабан, гром);
«мягкие» слова –(подушка, вата);
«теплые» слова –(одеяло, чай).
Игра «Скажи наоборот».
Цель: расширение словаря антонимов.
Я называю слово, а вы отвечаете мне противоположным по смыслу словом (например, широкий, а наоборот – узкий) :
- грустный -,
- темный - ,
- злой -,
- слабый - ,
- медленный -,
- трусливый - …
Дидактическая игра «Пожалуйста».
Цель: развитие внимания.
Вам необходимо выполнять только те мои команды, которые сопровождаются словом "пожалуйста". Если я не скажу "пожалуйста", заданное действие не выполняется.
- Встаньте, пожалуйста.
- Помашите левой рукой, пожалуйста.
- А теперь правой.
- Поднимите руки.
- Наклоните голову, пожалуйста.
- Улыбнитесь.
- Хлопните в ладоши, пожалуйста.
- А теперь топните ногой.
- Покружитесь на месте, пожалуйста.
Игра «Путаница».
Цель: развитие фонематического восприятия, вербальной памяти, произвольного внимания.
Я буду называть вам сказочных героев, но что-то в их названиях и именах перепутано. Вы должны исправить мои ошибки:
-Василиса Преглупая – …Василиса Премудрая;
-Сивка – Мурка - …Сивка – Бурка;
-Иван Царевич и рыжий волк - …Иван – Царевич и серый волк;
-Царевна – Кукушка - …Царевна – Лягушка;
-Сестрица Аннушка и братец Иванушка - …Сестрица Аленушка и братец Иванушка;
-Наташа и медведь -…Маша и медведь.
Игра «Угадай героя сказки».
Цель: развитие эмоциональной сферы, воображения, фантазии, эмоциональная разрядка.
Уважаемые участники, перед вами разложены карточки с названиями сказочных персонажей. Ваша задача при помощи мимики и жестов изобразить выбранного вами героя сказки так, чтобы зрители правильно назвали его за наименьшее время. (Баба-яга, Буратино, Спящая красавица, Соловей-Разбойник, Крокодил Гена, Золотая рыбка, Чебурашка и др.)
Игра «Обмоталочки».
Цель: развитие мелкой моторики.
(Для игры необходимы веревка длиной 1,5-2 м, 2 карандаша, середина веревки помечена узлом, каждый конец веревки привязан к карандашу.)
Двое играющих расходятся, растягивая веревку. По сигналу каждый начинает наматывать веревку на карандаш. Побеждает тот, кто раньше намотал узел на карандаш.
Игра «Небылицы».
Цель: развитие воображения, связной речи, эмоциональная разрядка.
Я буду называть вам любое существительное. Вы отвечаете глаголом, но совершенно неподходящим по смыслу. Например, ворона…мычит, врач…строит, собака…поет и т. п.
( Варианты: корова, кошка, девочка, медведь, коза, бабочка, учитель, летчик, рыба, птица, милиционер, мальчик, муха, балерина, змея, черепаха, курица, бабушка, клоун, дерево, цветок).
Рефлексия «Закончи фразу».
Уважаемые родители, я рада, что вы посетили наш мастер-класс и хочу выразить вам благодарность за активное участие и проявленный интерес. В завершение нашей встречи мне хотелось бы услышать от вас, что вы сегодня узнали нового, что вам особенно понравилось, а также ваши замечания и пожелания. (Родители высказываются одним предложением, выбирая карточку с началом фразы.)
- Сегодня я узнал (а…
- Было особенно интересно…
- Меня удивило…
- Я понял (а, что…
- Теперь я могу…
- Больше всего мне понравилось…
- Хотелось бы добавить…
- Я попробую…
Я надеюсь, что все, что вы сегодня узнали, поможет вам лучше узнать своих детей, стать ближе и обязательно будет использовано вами в процессе воспитания и развития ваших детей. Желаю вам успехов!