Наталья Федина
Мастер-класс «Составим речь по кирпичику, или Развитие речи детей с помощью Лего-технологии»
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день уважаемые жюри, коллеги, гости!
Рада видеть вас на мастер-классе. А о чем будет сегодняшний мастер – класс, хотелось бы, чтоб вы порассуждали и попытались догадаться.
У меня в руках стакан с водой. Как вы думаете, сколько он весит? (ответы)
Я действительно не узнаю точно, пока не взвешу его. Но сейчас это не нужно. Мой вопрос вот какой: что произойдет, если я буду так держать стакан в течение нескольких минут? (ответы)
А что будет если я стану держать этот стакан в вытянутой руке, например, часа два? (ответы)
А если целый день? (ответы)
Публикация «Мастер-класс „Составим речь по кирпичику, или Развитие речи детей с помощью Лего-технологии“» размещена в разделах
- Лего, LEGO. Развитие речи
- Лего. Конструктор LEGO
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Как по вашему, вес стакана изменится от того что я его целый день буду просто держать? (ответы)
А что нужно сделать, чтобы всё это исправить? (ответы)
Точно! Так и обстоят дела со всеми жизненными трудностями. Подумай о какой-нибудь проблеме несколько минут и она окажется рядом с тобой. Подумай о ней несколько часов, и она начнёт тебя засасывать. Если будешь думать целый день, она тебя парализует. Можно думать о проблеме, но как правило это не к чему не приводит. Её “вес” не уменьшится. Проблема существует до тех пор пока ты ее не решишь, чтобы решить проблему ее нужно разобрать по частям, по кирпичикам.
Скажите уважаемые педагоги:
Что такое проблема? Ответы зала.
Проблема - сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования. (словарь Ожегова)
Прошу поднятся ко мне на сцену моих помощников фокус - группу.
В моей работе главной проблемой является развитие речи детей. Недостаток общения родителей со своими детьми, подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера, игнорирование речевых трудностей, все это лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи. Речь неотделима от мира мыслей: в ней отражаются логика мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логической речи.
«Язык, не есть что-нибудь прирожденное, и не дар, упавший с небес. Это плод долгих трудов человечества, усваивая который, ребенок овладевает огромным богатством».
Из слов Константина Дмитриевича Ушинского, мы понимаем, как важно, чтобы речь ребенка была живой, непосредственной, выразительной, чтобы он с детства научился содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время, чем богаче и правильнее речь ребенка, тем шире его возможности познания окружающей действительности, тем содержательнее и полноценнее его отношения со взрослыми и сверстниками. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.
Уважаемые педагоги фокус - группы, я предлагаю вам приступить к работе, листы с заданиями у вас лежат на столе. Желаю удачи.
Развитие речи в дошкольном возрасте – это основа, фундамент для ребенка, который нужно выкладывать по степенно, по кирпичику.
Тема моего мастер-класса : «Составим речь по кирпичику» или «Развитие речи детей с помощью ЛЕГО - технологии».
Работая с детьми, обратила внимание, что занятия по конструированию, как и другие виды деятельности способствуют развитию речевой активности у дошкольников.
И одним из направлений моей работы стало применение технологии - ЛЕГО в развитие речи детей.
ЛЕГО - технология – это новая успешно развивающаяся педагогическая технология. Отличительной особенностью федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. Именно такой подход легко реализовать в образовательной среде Лего, так как этот конструктор позволяет ребёнку думать, фантазировать и действовать, не боясь ошибиться и способен решить проблему и добиться положительных результатов в развитии речи детей.
Конструктор ЛЕГО - давно уже легендарный бренд и по-прежнему обыкновенное чудо: интерес детей к нему не затухает много десятилетий - с момента его появления в Дании в 1949 году. Ученые пришли к выводу, что ЛЕГО конструктор побуждает работать в равной степени и голову, и руки, при этом работают два полушария головного мозга, что сказывается на всестороннем развитии ребенка.
Детские психологи доказали, что у человека, который в детстве был лишен образных игр, в последствие проявляется неспособность к адекватному восприятию окружающего мира. ЛЕГО сводит вероятность подобных проблем к нулю.
ЛЕГО-конструирование помогает развивать психические функции : внимание, память, особенно зрительную; интеллектуальные качества: умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; способность к комбинированию, то есть умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей; умение находить ошибки и недостатки; а также способность предвидеть результаты своих действий.
Действия с ЛЕГО-конструктором способствует формированию словаря, его активизации и обогащения. При обучении звуковой культуре речи мы развивая моторику речедвигательного аппарата отрабатываем дикцию, совершенствуем фонематический слух.
С помощью ЛЕГО-технологии создаем игровые модели положения языка для выполнения артикуляционной гимнастики (лопаточка, чашечка, грибок).
Конструирование предметов (транспорта, животных) способствуют для игр-звукоподражаний.
ЛЕГО конструктор много функциональный и имеет технические характеристики, как безопасность, прочность, привлекательность.
Развивая грамматический строй речи мы учим детей согласовывать слова в предложении, употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около).
Сейчас я попрошу ответить педагогов первой подгруппы. ( задание: расскажите, как бы вы использовали макет для развития грамматического строя речи детей – работа с предлогами)
Эти задания можно усложнять составляя словосочетания (кот у дома, кот за домом, кот около дома, кот перед домом и так далее) и составляя простые предложения (кот стоит перед домом, кот пошел за дом, кот вошел в дом и т. д).
Использование ЛЕГО - технологии способствует развитию связной речи.
Об этом нам расскажут педагоги второй подгруппы. ( задание: используя один из жанров речи выразите свое отношение к тому, что вы видите на макете)
Конечно, при помощи таких макетов дети учатся создавать полноценные сказки, состоящие из трех завершенных частей (начало, середина и конец) или описывать определенную сцену истории, что позволяет совершенствовать монологическую и диалогическую формы речи.
ЛЕГО - технологию использую также при подготовке детей к школе. Манипулируя деталями конструктора ЛЕГО, ребенок, превращая их то в одну, то в другую букву, запоминает образ буквы, лучше различает сходные буквы.
Конструируя буквы из элементов синего или красного цвета, ребёнок запоминает и учится различать гласные и согласные буквы.
Для определения звуков по твердости и мягкости конструируем роботов синего и зеленого цвета.
Сейчас педагоги третьей подгруппы расскажут нам о том как они справились со своим заданием. (1. Сделать звуко-буквенный анализ слова «ЛИСТ» с помощью деталей конструктора ЛЕГО. Схему слова вы видите на экране.)
2. Выложите схему предложения «МАМА ПОШЛА В МАГАЗИН» используя разные детали конструктора ЛЕГО) Схема на экране.
При помощи ЛЕГО можно моделировать слоги и схемы слов при формировании звукового анализа и синтеза, а также составление схемы предложения.
Конструируя, мои дети любят комментировать свои действия. Поэтому играя со строительным материалом, они вступают в деловое и речевое общение со сверстниками и взрослыми. Очень приятно, когда в процессе работы у ребенка возникает вопрос и ему отвечает сверстник.
Русская пословица гласит «Если положить криво первый кирпич, то хоть до созвездия Плеяд выводи стену – будет кривая»
Как вы считаете продуктивна ли технология ЛЕГО-конструирования для решения проблемы развития речи детей или нет?
Скажите, а где бы вы могли применить эту технологию ЛЕГО конструирования в своей работе?
Работа по развитию речи с применением ЛЕГО –технологии сделала воспитательно-образовательный процесс более результативным, где главный механизм для детей игра в ЛЕГО, которая не вызывает у них негатива, а приучает детей к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Чем разнообразнее будут приёмы для развития детей, тем более успешным будет формирование речи.
Хотелось бы закончить свой мастер – класс словами выдающегося советского педагога – новатора Василия Александровича Сухомлинского
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям.»
Мне осталось только поблагодарить участников за работу, а зал за внимание. Спасибо.