Елена Василькина
Мастер-класс «Сенсорное развитие детей раннего возраста через использование игрового набора «Дары Фребеля»
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное развитие детей раннего возраста через использование игрового набора Дары Фребеля
Подготовила: Василькина Елена Ивановна, воспитатель МБДОУ «ЦРР – Детский сад «Сказка» ОП «ЦРР – Детский сад «Улыбка» г. Ковылкино
Добрый день, уважаемые коллеги!
- Разрешите представиться - Василькина Елена Ивановна, воспитатель ОП «ЦРР – детский сад «Улыбка» г. Ковылкино
Публикация «Мастер-класс „Сенсорное развитие детей раннего возраста через использование игрового набора „Дары Фребеля“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Фрёбель. Дары Фребеля
- Темочки
Вашему вниманию я хочу предложить мастер-класс «Сенсорное развитие детей раннего возраста через использование игрового набора «Дары Фребеля»
Я работаю с детьми раннего дошкольного возраста. Мои воспитанники любознательные, веселые, активные, общительные, готовые узнавать каждый день что-то новое. Но, в силу своего возраста, у детей еще плохо сформированы: внимание, память, усидчивость, мелкая моторика, ориентация в пространстве. И помогает нам в развитии данных навыков дидактическое пособие «Дары Фребеля». А именно первый дар Ф. Фребеля «Текстильные мячики», который соответствует данному возрасту. Также мы используем развивающие игровые наборы по методике Ф. Фребеля «Цвета и формы», «Развивающий набор для самых маленьких, а также традиционные наборы для конструирования «Томик», «Лего» и др.
Цель мастер-класса :
Показать приемы работы с Дарами Фребеля для формирования у детей раннего возраста первичного представления понимания формы, цвета предмета, пространственного мышления; развития мелкой моторики, координации движений, коммуникативных и речевых навыков.
Задачи мастер - класса :
1. Познакомить участников мастер-класса с системой работы с Дарами Фребеля.
2. Вызвать желание применять дидактическое пособие «Дары Фребеля» в работе с детьми раннего возраста.
Актуальность.
Подготовка детей к изучению технических наук- это одновременно обучение и техническое творчество. Очень важно на ранних шагах выяснить технические наклонности детей и развивать их в этом направлении. Это позволит выстроить модель преемственности обучения для всех возрастов- от воспитанников детского сада до школьника.
В процессе использования игрового пособия «Дары Фребеля» важно создать условия, при которых ребенок от любопытства перейдет к любознательности и в дальнейшем преобразует ее в познавательную потребность.
Наиболее важным фактором для создания таких условий является положительный пример взрослого, его искренняя заинтересованность в деятельности ребенка.
Представление системы работы
Дар первый – это разноцветные мячики на веревочке, который используется для сенсорного воспитания детей раннего возраста, начиная уже с 3-х месяцев. Почему именно мячь? Ф. Фребель обосновывал это тем, что он наиболее удобен ребенку, так как его нежной неразвитой руке еще трудно держать угловатый предмет (например - кубик). Кроме того, мяч используется как предмет-заместитель большого количества объектов окружающей среды (фрукты, овощи, животные и т. д.)
Игры с мячом знакомят детей с цветом; дают первичное понимание формы предмета; развивают пространственное мышление, мелкую моторику;
способствует обогащению двигательного опыта детей, координации движений, коммуникативных и речевых навыков.
Фребель считал, что дети лучше всего усваивают материал в практической деятельности, которая преподносится в игровой форме. Во всех занятиях действие соединялось со словом, и это было обязательное требование!
Рассматривание мячиков.
Давайте поздороваемся с мячиками и поиграем с ними.
Здравствуй, мой любимый мячик,
Скажет утром каждый пальчик.
Я круги с мячом катаю.
Из рук его не выпускаю.
Назад — вперёд его качу,
Вправо — влево, как хочу.
1. Знакомство – манипуляции с мячом.
Цель: познакомить детей с мячом и его свойствами.
Потрогайте мячик, какой он на ощупь? (мягкий). Сожмите мячик, смотрите, он сжался, стал маленьким, а теперь разожми руку – мячик снова стал большим и круглым. Какого цвета мячик? (спрашивает у каждого ребенка цвет мячика). Какой еще мячик? (круглый).
Вывод: мяч круглый, мягкий, его можно сжать, после манипуляций принимает исходную форму.
А теперь мячик хочет поздороваться с вами. Для этого нужно встать в круг.
Мячик-мячик, мой дружок,
Собери детей в кружок.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Улыбнись тому, кто слева,
Улыбнись тому, кто справа.
Вот и мы и ты и я
Мы-вместе, дружная семья!
Наш мячик такой же непоседа, как и маленькие дети, не любит сидеть без дела.
Мяч за вереврчку возьмем
И туда-сюда качнем.
Мячик баловаться стал
И по кругу побежал.
Побежал бегом-бегом,
Все кругом-кругом-кругом.
Выше-ниже прыгать стал,
Баловаться не устал.
Спрятался в ладошку мяч
И опять пустился вскачь!
Цель: обучение направлению движения предмета, развитие игровых и речевых навыков.
2. Знакомство с цветом.
Цель: знакомство с основными цветами, развитие внимания, памяти, пространственных отношений.
«Путешествие цветных мячиков»
1. Педагог предлагает детям погулять по группе и найти мячику «дружочка» (игрушки такого же цвета)
2. Каждый ребенок берет по мячику и по предложению педагога находит и встает в пару с ребенком, у которого мяч такого же цвета.
«Какого мяча нет»
Педагог выкладывает 4 мяча основных цветов (красный, зеленый, синий, желтый). Поочередно с детьми называют все цвета мячей, затем предлагает детям закрыть глаза и убирает один мяч. Предлагает открыть глаза и сказать (показать) мяча какого цвета не стало.
«Подбери цветочку середину»
Педагог раздает детям карточки с нарисованными цветочками разного цвета и предлагает с помощью мячиков подобрать цветку середину такого же цвета как лепестки.
3. Знакомство со свойствами шара.
Цель: знакомство детей с основными свойствами шара.
Упражнение «Мячик спит»
(состояние покоя на горизонтальной поверхности)
Педагог кладет мяч на стол и говорит: «Мячик не двигается, он лежит спокойно. Мячик спит и если его не трогать, то он будет лежать неподвижно.
Упражнение «Мячик катится по дорожке»
(движение по поверхности)
Педагог кладет шар и толкает его рукой. Обращает внимание на то, что мячик катится.
Упражнение «Мячик катится с горы»
(движения по наклонной плоскости)
Педагог строит небольшую горку, ставит мячик наверх горки и отпускает. Обращает внимание на то, что мяч катится с горки вниз. Предлагает детям повторить то же самое. Предлагает положить мяч под горку. Обращает внимание на то, что мяч самостоятельно по горке вверх не катится. Как ему можно помочь? Взять за веревочку и помочь подняться вверх.
4. Знакомство с окружающим.
Цель: закрепление в игровой форме знания детьми своего имени и имен сверстников; ознакомление со словесным обозначением местонахождение предмета.
Упражнение «Как тебя зовут?»
Дети стоят в круге. Педагог дает мяч в руки одному из детей и говорит : «Дай мяч Саше» Ребенок с мячом подходит к Саше и отдает ему мяч. Воспитатель спрашивает: «Как зовут мальчика, которому ты отдал мячик? Ребенок называет имя. Далее, предлагается передать мяч другому ребенку. Упражнение повторяется.
Упражнение «Где спрятался мячик?»
Педагог берет домик (коробочка в виде куба без верха, совершает манипуляции с мячом: прячет мячик «за» домик, кладет «перед» домиком, «рядом» с домиком, «в» домик.
5. Подвижные игры с использованием мячей.
Цель: развитие двигательных навыков, ловкости, меткости, игровых и коммуникативных навыков.
Игра «Ловишки»
Мяч за веревочку прицепляется сзади каждому игроку, а цель догоняющего, поймать и отобрать мяч.
Игра «Попади в цель»
Фишками отмечаются места, откуда должен быть совершен бросок, а напротив обозначается цель, в которую нужно попасть мячом.
Помимо использования на занятиях мячи могут успешно применятся при проведении утренней гимнастики, упражнений на развитие мелкой моторики кистей рук, как предметы – заместители при формировании навыков сюжетно-ролевой игры.
Знакомство педагогов с развивающими игровыми пособиями по методике Ф. Фребеля : «Цвета и формы», «Для самых маленьких», Конструктор «Томик».
И в заключении я хочу рассказать вам сказку «Колобок» с помощью первого дара Фребеля.
Жили-были дед и баба
На поляне у реки.
И любили очень-очень
На сметане колобки.
Хоть у бабки мало силы,
Бабка тесто замесила.
Ну а маленькая внучка
Колобок катала в ручках.
Вышел ровный,
Вышел гладкий,
Не солёный и не сладкий,
Очень круглый,
Очень вкусный.
Даже есть его нам грустно!
Мышка серая бежала.
Колобочек увидала
Ах! Как пахнет колобок
Дайте мышке хоть кусок.
Наборы «Дары Фрёбеля» можно определённо назвать тем самым хорошим и полезным средством, благодаря которому можно разнообразить не только непосредственно образовательную деятельность, но и любой режимный момент с детьми. Их вполне можно использовать как в совместной деятельности с детьми, индивидуальной работе, и самостоятельной игровой деятельности.
Сейчас я вам предлагаю подумать, что же дало вам это путешествие и собрать
бусы. Красная бусинка будет означать, что вам было интересно,
познавательно, будете использовать в своей работе. Синяя бусинка будет
означать, что вам было не интересно, услышанная информация вам знакома.
Желтая бусинка – информацию необходимо переработать.
Сейчас я вам предлагаю подумать, что же дало вам это путешествие и собрать
бусы. Красная бусинка будет означать, что вам было интересно,
познавательно, будете использовать в своей работе. Синяя бусинка будет
означать, что вам было не интересно, услышанная информация вам знакома.
Желтая бусинка – информацию необходимо переработать.
Сейчас я вам предлагаю подумать, что же дал вам мой мастер-класс и собрать бусы. Красная бусинка будет означать, что вам было интересно, познавательно, будете использовать в своей работе. Синяя бусинка будет означать, что вам было не интересно, услышанная информация вам знакома. Желтая бусинка – информацию необходимо переработать.
Спасибо за внимание!