Людмила Федорова
Мастер-класс «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»
▼ Скачать
Цель:
1. Способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по сенсорному развитию.
2. Повысить уровень профессионализма воспитателей.
Ход мероприятия:
Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада встрече с вами.
Публикация «Мастер-класс „Сенсорное развитие детей дошкольного возраста посредством дидактических игр“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.
Но сначала немного в памяти освежим, что же, это такое сенсорное развитие.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе вкусе и т. п. Ознакомление с этими свойствами составляет основное содержание сенсорного воспитания.
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.
Основным средством реализации данных задач являются дидактические игры, направленные на сенсорное развитие.
Игры, направленные на развитие сенсорного восприятия очень нравятся детям, развивают наглядно действенное мышление, а затем наглядно-образное.
В дидактических играх детям предоставляется возможность:
«повторно воспринимать окружающие предметы и их свойства, узнавать и различать их;
оформлять чувствительное впечатление, уточнять название предметов и их свойства, ориентироваться не только по внешнему виду предмета, но и по словесному описанию;
делать первичные обобщения, группировать предметы по общим свойствам;
соотносить, сравнивать жизненные свойства предмета с имеющими мерками, сенсорными эталонами»
Роль взрослого в этом процессе — поддерживать интерес детей.
Обучая маленьких детей в процессе игры, я стремлюсь к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Учение должно быть радостным!
Например: игры с предметами
«Пирамидки» - многообразие их видов, форм, конфигураций, усложняющих элементов, позволяет буквально каждый раз давать новое задание.
«Мозаика», «Конструктор» - этот материал способствует интенсивному развитию движений пальцев рук. Идея мозаики заключается в составлении из мелких частей целого изображения. Во время игры ребенок постоянно манипулирует деталями, проявляет сообразительность, наблюдательность, терпение и настойчивость.
«Разноцветные бусы» - помогут скоординировать движения обеих рук. Ребёнку предлагаются для нанизывания на верёвочку бусы с дырочками разного диаметра и глубины, что способствует совершенствованию координации системы «глаз-рука». В этой детской игре формируется не только ручная умелость, но и сенсорные эталоны (цвет, форма, величина). Начинаем обучение с более легких заданий: бусинки - крупные, диаметр шнурка большой; далее, чередование крупных и мелких бусинок; и совсем сложное задание, мелкие бусинки геометрических форм с очень маленьким отверстием и леска.
Игры-шнуровки - развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева"; формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант); способствуют развитию речи; развивают творческие способности; развивают усидчивость; игра способствует улучшению координации движений, гибкости кисти и раскованности движений вообще, что является залогом отсутствия проблем с письмом в школе.
- Какие дидактические сенсорные игры есть у вас?
Чему могут научить ребёнка эти игры?
(ответы педагогов).
Сегодня я Вам покажу, как можно быстро и просто, без особых затрат изготовить увлекательные пособия своими руками интересные, разнообразные игры, направленные на сенсорное развитие.
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. (Педагоги делятся на 3 группы)
Задания 1 группе
«Волшебные прищепочки»
Описание приготовления пособия:
Распечатать крупные цветные сюжетные картинки, вырезать их без каких-нибудь элементов, приклеить на картон.
К каждой картинке Вы должны подобрать прищепки такого же цвета.
Цель : учить детей подбирать нужные прищепки одного цвета, развивать мелкую моторику рук, пространственное воображение, способствуют развитию интеллекта и мышления, а также становлению речи.
Чтобы игра была интересной для ребёнка, можно прикреплять прищепки по тематике (лучики к солнцу, иголки к ёжику, листья к дереву и т. д.)
Теперь я приглашаю Вас на следующую игру, а в какую, Вы узнаете, отгадав загадки.
Ни угла, ни стороны,
А родня – одни блины, (круг)
Обведи кирпич мелком (прямоугольник)
Злая рыба хвост-лопата
На асфальте целиком,
Откусила полквадрата –
И получится фигура – Целый угол, верь не верь!
Ты, конечно, с ней знаком Кто ж он, бедненький, теперь?
(треугольник)
Кубик в краску окуни,
Приложи и подними.
Вася десять раз так сделал –
Отпечатались они. (квадраты)
Задания 2 группе
Игра «Геометрическая мозайка»
1. Описание приготовления пособия:
Из лежащих на столе геометрических фигур собрать произвольное изображение, украсив Матрешку. Обведите цветную фигуру фломастером такого же цвета.
Для изготовления данной игры вам понадобиться :
- Трафареты Матрешок, геометрические фигуры.
Задание для детей : разложить фигуры на Матрешке, соблюдая цвет и форму.
2. Описание приготовления пособия:
Из картона вырезать полоски.
На полосках распределить и обвести таким цветом, какие есть фигуры.
-круги
-квадраты
-треугольники
Задание для детей : разложить фигуры на полоске, соблюдая цвет и форму.
Данные пособия помогут:
Развивать мышление, внимание, фантазию, восприятие устной и зрительной информации.
Учить обобщать и сравнивать предметы по величине. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Формировать представление о геометрических фигурах, формах.
Закреплять умение классифицировать предметы по общим качествам (форма, величина, цвет). Развивать речь, умение делать простые выводы.
Вы наверно немного устали, давайте отдохнём!
Игра.
Встаем в круг. Передаем прищепкой кружок (под музыку). Музыка остановилась, у кого круг, тот проводит пальчиковую игру.
Игра.
Встаем в круг. Передаем палкой платочек. (под музыку). Музыка остановилась, у кого платок, тот проводит пальчиковую игру.
Задания 3 группе.
Дидактическая игра «Собери капельки»
Игровое задание: ребенку предлагается собрать капельки в стаканчик такого же цвета
Дидактическая игра «Цветные автомобили»
Из цветного картона надо вырезать разноцветные грузовички. Так же вырезать колеса.
Игровое задание: ребенка просят подобрать колеса такого же цвета, что и машина.
Дидактическая игра «Гонки»
Взять две цветные ленты, прикрепить палочку на одном конце, автомобиль на другом.
Игровое задание: 2-х детей просят скрутить ленту на палочку. Чей автомобиль приедет быстрее.
В рамках личностно-ориентированной технологии в своей педагогической практике можно использовать следующие методы и приемы работы: использование сенсорных коробок.
Насыпьте слой манки толщиной 2 - 3 миллиметра на поднос, разровняйте. Проводя пальцем по манке, можно изобразить геометрические фигуры, солнышко, цветок и т. д.
Польза от данного вида рисования:
Хорошо развивают мелкую моторику, что способствует развитию речи.
Развитие тактильной чувствительности. Это новые ощущения при макании пальчика в краску, при ведении пальчиком по различным поверхностям для рисования.
Осознание ребёнком собственного тела.
Раннее развитие творческих способностей.
Развитие ловкости пальцев и кистей рук. Раскрашивая пальчиком изображение, малыш учится чувствовать границы.
Развитие представлений о цвете.
Развитие воображения и образного мышления.
Содержание центра сенсорного развития группы
Назначение оборудования Игры и игрушки
Для развития мелкой моторики Сенсорный коврик, пуговицы, мозаика из бросового материала, крышки, прищепки, шнуровки, крупные пазлы, шишки, камни, колечки, фасоль, горох, крупы, массажные мячи.
Для восприятия формы и величины Пирамидки, колечки, кубики, строительный материал, предметы – вкладыши, конусы, цилиндры, кубы, емкости разной величины, матрешки, кружки, одежда для кукол разных цветов.
Для восприятия цвета Цветные полоски, дуги, кубики, картинки в книжках, иллюстрации, обучающие раскраски, цветные палочки, пирамидки, мозаики
Для тактильных ощущений Панно-игрушки из тканей различной фактуры (шершавая, гладкая, ворсистая – наждачная бумага, липучка, шёлк, атлас, сукно, мех, пух и т. п.)
• Природный материал (шишки, желуди, камешки, каштаны, ракушки)
• «Тактильный коврик» (панно со съемными деталями из разных материалов с карманами на пуговицах, замочках, крючках и т. п.)
Заключительный этап
-Сегодня мы с вами подтвердили тот факт, что у взрослых и детей познание неизвестного проходит по одному пути:
через восприятие сенсорных свойств и качеств, от ощущений к представлениям и понятиям
Наиболее полный образ объекта ребенок получает только тогда, когда задействованы все группы анализаторов.
В заключении хотелось бы подчеркнуть, что сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития. А это очень важная, но не единственная сторона общего психического развития. Ребёнок должен развиваться гармонически, т. е. в умственном, нравственном, эстетическом и физическом отношениях.
Скажите, уважаемые коллеги, полезен ли был для вас предоставленный мастер – класс.
Думаю, что мои методы и приемы пригодятся вам в работе, не смотря на то, что данная тема сложная для понимания детей, а значит, требует от нас творческого подхода в преподнесении материала.
Желаю вам творческих успехов в работе!
Спасибо за внимание!
Рефлексия.
Анкета.
1. На сегодняшнем мастер классе я узнала, что ___
2. Для меня новым было ___(не было)___
3. В своей работе я буду (не буду) использовать представленные методы и приемы
4. Себе за участие в мастер - классе я поставлю ___