Балданова Елизавета
Мастер-класс с педагогами «Экология и ТРИЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
МАОУ «СОШ №63 г. Улан-Удэ» (детский сад)
Мастер-класс с педагогами : «Экология и ТРИЗ»
«Каждый человек обязан быть творчески грамотным».
(Г. С. Альтшуллер).
ТРИЗ - теория решения изобретательных задач
Главная цель – формирование у детей творческого мышления, т. е. воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.
Публикация «Мастер-класс с педагогами „Экология и ТРИЗ“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
ТРИЗ позволяет снять психологический барьер, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые надо решать.
Методы и приемы ТРИЗ :
1. Метод системного анализа.
2. Мозговой штурм.
3. Прием фантазирования.
4. Метод фокальных объектов.
5. Метод системного оператора.
Цель:
Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов в подборе, организации и проведении дидактических игр экологической направленности, установить тесное сотрудничество между педагогами дошкольного учреждения.
Задачи:
1. Выявить имеющиеся знания у педагогов по вопросам экологии (явления живой и не живой природы, растения, животные).
2. Уточнить и расширить знания педагогов о дидактических играх экологической направленности для детей дошкольного возраста, их значение во всестороннем развитии ребенка.
3. Совершенствовать умение использовать дидактические игры экологической направленности в образовательном процессе.
1. Познание Настольная игра ТРИЗ «Что изменилось?»
Цель: Закреплять знания детей о признаках объектов, умение находить отличия.
Материал: карточки с изображением объектов и признаков по которым объект изменился, картотека объектов.
Правила игры: дети выбирают планшетку с изображением объекта и схемой изменения, нужно подобрать картинку в соответствии с преобразованием признаков.
2. Математика и ТРИЗ
Игра «Один – много»
Цель: Учить находить в одном предмете множество его составных частей. Закреплять понятие «один – много»
Материал: Картины: елочка, белка, цветок.
Ход:
Вопросы к детям: Ребята, сколько у меня елочек? (одна елочка).Чего у елочки много? Ответы детей: много иголочек, много веточек, много шишек, много орехов.
3. Ознакомление с окружающим. Экологическое воспитание средствами ТРИЗ.
Игра: «Берегите лес».
Цель: Создание условий для воспитания у детей позитивного эмоционально – ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно – нравственной культуры.
Задачи:
1. Учить понимать единство и против окружающего мира, учить мыслить системно.
2. Развивать устойчивый интерес к природе, внимание, логическое мышление.
Материал: Бумажный круг, посередине фото лес, разделенный на семь секторов и карточки с изображением частей природного мира (вода в природе, растения, звери, птицы, насекомые, пожар в лесу, лесник).
Правила игры: Воспитатель предлагает поместить картинки на сектора (на каждый по одной, затем убирает одно из изображений и спрашивает у детей, что произойдет с оставшимися живыми объектами на Земле. Например: «Если не будет растений, что произойдет с птицами (зверями и т. д. ?» Затем возвращает карточку на место и убирает следующую. Изображение человека снимает в последнюю очередь.
Вывод: Если человек исчезнет с Земли, то природа не погибнет, но если одна из других частей живой природы исчезнет, может погибнуть остальной мир, в том числе и человек. Все взаимосвязано в природе, и человек дол жен бережно относиться к окружающему миру.
4. Занятие по развитию речи и ТРИЗ
Конспект занятия: «Профессия – лесник».
Цель: Уточнить и обобщать знания детей об особенностях различных профессий, формирование умения правильно действовать при пожаре в лесу.
Дидактическая игра: «Выложи последовательность действий при пожаре в лесу».
Составление алгоритма: «В лесу родилась елочка».
Цель: установить последовательность действий.
4. Познание. Метод фокальных объектов.
Дидактическая игра: «Чудесное дерево».
Цель: Учить детей к определенному предмету подставить свойства и характеристики того, что ему совершенно не подходит, можно создавать фантастический образ животного, птицы.
Объект – дерево (фокальный объект). Случайные объекты: хлеб, пробка, кактус, корень, лампа. Называем признаки объектов: лампа-светящая, корень ветвистая, хлеб полезная, кактус колючий, пробка деревянная. Теперь переносим эти признаки на фокальный объект: дерево светящее, пробковое дерево, колючее дерево, хлебное дерево.
5. Художественное творчество. Метод фокальных объектов. Игра «Фантастическое животное»
Цель: научить соединять воедино элементы различных животных и создавать новые образы на основе заданных характеристик.
Принцип игры аналогичный, выбирается случайное слово, выделяются его свойства и присоединяются к живому объекту.
Приглашаем Вас на «Ланч с ТРИЗ»
(игры с участниками семинара)
1. Игра: «Все в мире перепуталось»
(Метод системного анализа)
Цель игры: Учить детей систематизировать предметы, развивать память, обогащать словарный запас детей.
Материал: Две модели «Лес», «Пустыня», карточки с изображением животных леса и пустыни.
Правила игры: Перед детьми лежат две модели «Леса» и «Пустыни». А так же карточки с изображением различных объектов и предметов, которые дети должны соотнести к определенной модели.
2. Викторина «Здравствуй лес, дремучий лес!»
(Мозговой штурм)
Цель игры: Расширить представления детей о лесе.
Воспитатель задает вопросы:
1. Продолжите пословицу:
«Лес рубят — (щепки летят)».
«В лес не съездишь — (так и дома замерзнешь)»
«Возле лесу жить – (голоду не видеть)».
2. Назовите синонимы к слову «лес».
Ответ: чаща, роща, бор, пролесок, лесной массив, подлесок
3. Из чего получают пробку?
Ответ: из пробкого дерева
4. У каких деревьев осенью листья красные?
Ответ: клен и рябина.
4. Игра «Изобрази животное»
(Мозговой штурм)
Цель: Развивать коммуникативные способности детей: высказывать свою точку зрения, тактично оценивать мнения других.
Стимулировать творческую активность в поиске решения проблемы.
Материал:
Ход игры:
Воспитатель показывает картину: белка сидит на ветке. И предлагает детям изобразить рисунок так, чтобы он не был похож на образец.
5. Игра: «Бином фантазии»
(Прием фантазирования)
Цель игры: Учить комбинировать слова, устанавливая связи составлять предложения.
Ход игры: Предлагается два объекта не связанные смысловым значением. Например: Медведь - газета. Дети должны придумать как можно больше предложений соединяя два предмета в одно предложение.
Получаемый результат:
Используя технологию ТРИЗ, дети учатся анализировать, делать выводы. У детей развивается логическое мышление, память воображение, фантазия. Дети преодолевают психологический барьер. Формируется восприятие жизненных проблем как очередных задач, которые надо решать.