Фоминская Полина
Родительское собрание «Особенности общения с подростком» в 5–6 классах
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: В семье растет сын. В семье растет дочь.
Особенности общения с подростком в семье.
Цель: Познакомить родителей с приемами общения с учётом особенностей подростковой психологии.
Задачи:
Ознакомить родителей с психологическими и поведенческими характеристиками подросткового возраста.
Проанализировать причины конфликтов и недопонимания в отношениях между детьми и взрослыми, а также разработать возможные стратегии их разрешения.
Предоставить родителям практические рекомендации по управлению конфликтными ситуациями, возникающими в результате агрессивного или импульсивного поведения подростков.
Рассмотреть разнообразные подходы родителей к восприятию и воспитанию своих детей.
Организовать игровую практику, направленную на изучение воспитательных аспектов подросткового периода.
Ход собрания
1. Введение
На протяжении всех эпох проблема взаимоотношений между детьми и родителями остается актуальной. Подростковый возраст — это время значительных изменений как для детей, так и для их родителей. Важно осознавать, что в этот период происходит множество трансформаций, которые могут влиять на семейные отношения.
2. Изменения в поведении детей
Наблюдения родителей:
- Многие родители отмечают, что их дети становятся более вспыльчивыми и эмоционально нестабильными.
- Увеличивается количество конфликтов и споров, даже по незначительным вопросам.
- Ребенок начинает проявлять упрямство, что может вызывать недопонимание и напряженность в отношениях.
Сложности общения:
- Родители часто сталкиваются с трудностью в нахождении общего языка с детьми.
- Непонимание может приводить к ухудшению отношений и эмоциональному дистанцированию.
3. Цель собрания
Мы собрались для того, чтобы разобраться в проблемах, возникающих в подростковом возрасте, а также в изменениях системы ценностей и интересов. Понимание этих аспектов поможет нам лучше взаимодействовать с нашими детьми.
4. Упражнение «Ассоциации»
Задача: Назовите слова-ассоциации к слову «подросток».
Примеры ассоциаций: Упрямство, трудный возраст, кризис, переходный возраст, конфликт, проблемы, взросление.
Это упражнение помогает понять, какие чувства и мысли возникают у родителей при упоминании подросткового возраста.
5. Упражнение «Портрет современного подростка»
Задача: Запишите слова и выражения, которые, по вашему мнению, описывают современного подростка.
Инструкция: В центре портрета укажите то, что является центральным новообразованием, а вокруг — ассоциации, которые вы сделали ранее.
Это упражнение поможет осознать, как мы воспринимаем подростков и какие характеристики считаем наиболее важными.
6. Психологические особенности подросткового возраста
Ценнейшее психологическое приобретение:
- Подростковый возраст — это время осознания своего внутреннего мира и формирования идентичности.
- Подростки начинают осознавать свои чувства, убеждения и отношения с окружающими.
Стремительные изменения:
- Физическое развитие, эмоциональные колебания и изменение интересов — все это создает сложную картину подросткового возраста.
- Подростки испытывают ожидания будущего, которое одновременно привлекает и тревожит.
Ключевые переживания:
- В этот период формируются важные аспекты жизни: любовь, дружба, самоопределение.
- Подростки начинают искать смысл жизни, что может приводить к внутренним конфликтам и стрессам.
Центральное новообразование:
- Личностное самоопределение — это то, что становится основой для дальнейшего развития подростка.
7. Мотивы поведения подростков
Понимание поведения:
- За любым проблемным поведением подростка стоят определенные мотивы.
- Одно и то же поведение может быть обусловлено различными причинами. Например, агрессивное поведение может возникать как стремление к лидерству или как реакция на повышенную тревожность.
Выяснение мотивов:
- Важно выяснить, что стоит за поведением подростка. Это может помочь родителям лучше понять своего ребенка и наладить с ним контакт.
- Открытое общение и готовность родителей слушать могут способствовать изменению негативного поведения подростка.
8. Интерактивное задание
А сейчас давайте попробуем применить полученные знания на практике. (выполнение интерактивного задания).
Заключение
Обсуждение проблем подросткового возраста и понимание мотивов поведения помогут родителям наладить более открытое и конструктивное общение с детьми. Это, в свою очередь, может способствовать укреплению семейных отношений и поддержке подростков в их личностном росте и самоопределении.
Рекомендации для родителей:
1. Будьте всегда чуткими к делам своих детей
2. Анализируйте с детьми причины их удач и неудач
3. Поддерживайте ребенка, когда ему нелегко
4. Старайтесь не ограждать подростка от трудностей
5. Научите преодолевать трудности
6. Сравнивайте своего ребенка только с ним самим, обязательно отмечая продвижение вперед
7. Постоянно контролируйте ребенка, но без гиперопеки по принципу: «Доверяй, но проверяй!»
8. Поощряйте даже едва-едва возникшие потребности в знаниях, в гармонии и красоте, в самоактуализации (развитие собственной личности)
9. Информируйте своего ребенка о границах материальных потребностей и напоминайте, что духовные потребности должны развиваться постоянно
10. Замечайте любое положительное изменение в развитии личности ребенка
11. Рассказывайте ребенку о своих проблемах, о том, что волновало Вас, когда Вы сами были в их возрасте
12. Покупайте своему ребенку книги по психологии, самопознанию
13. Будьте всегда личным примером (учите делами, а не словами)
14. Помните, что только личным примером можно что-то изменит в лучшую сторону, т. к. самоактуализация передается от родителей к детям. У творческих родителей всегда неординарные дети.
15. Разговаривайте с детьми как с равными, уважая их мнение, избегая нравоучений, криков, назидательности и уж тем более иронии
16. Советуйте ребенку следить за своей внешностью: одеждой, прической, личной гигиеной
17. Ни в коем случае не запрещайте подростку отношений с противоположным полом, не пресекайте разговоры на темы взаимоотношений мальчиков и девочек, чтобы избежать недоверия между вами.
18. Воспитывайте естественное отношение к проблемам взаимоотношения полов, простое, здоровое, которое позволит создать в будущем нормальную семью.
19. Чаще рассказывайте своим детям о том, какие у Вас были взаимоотношения с противоположным полом в 14-15 лет, делая акцент на благородстве, культуре чувств, уважении друг к другу, ответственности друг за друга.
20. Вашему ребенку будет интересно узнать, как познакомились его родители, как развивались из отношения.
21. Познакомьтесь с друзьями своего ребенка, просите их информировать Вас о способах времяпровождении, но не превращайтесь в шпиона, следящего за каждым шагом ребенка.
22. Помните: недоверие оскорбляет!
23. Следите за тем, какие книги читает Ваш ребенок, какие фильмы смотрит
24. Будьте всегда для своего ребенка прежде всего старшим, мудрым другом и только потом любящей (им) мамой (папой)