Елена Дмитриева
Мастер-класс «Речевое развитие детей 4–5 лет с помощью игр и упражнений»
▼ Скачать + Заказать документы
МДОАУ «Детский сад № 140»
МАСТЕР КЛАСС
«Речевое развитие детей 4-5 лет с помощью игр и упражнений»
Подготовила:
Воспитатель:
Дмитриева Е. С.
Тема моего самообразования:
«Речевое развитие детей 4-5 лет с помощью игр и упражнений»
В рамках организации работы в течении года детям наиболее интересны нетрадиционные игры.
Публикация «Мастер-класс „Речевое развитие детей 4–5 лет с помощью игр и упражнений“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Средняя группа
- Темочки
Сегодня я предлагаю принять участие в оной из них.
«Кто такой журналист?»
Цель: Знакомство детей с профессией журналист.
Задачи:
• развитие наблюдательности к окружающему,
• совершенствование умения строить диалог,
• развитие психических познавательных процессов (слуховой памяти,
словесно-логического мышления, внимания)
Оборудование: микрофон, карточки, изображающие человеческие эмоции.
- Добрый день, уважаемые коллеги!
- Чтобы настроиться на работу, давайте поиграем.
- Я начну фразу, продолжите её.
Если педагог - это сказочный герой, то какой ….
Если педагог - это цветок, то какой ….
Если педагог - это планета, то какая ….
Если педагог - это геометрическая фигура, то какая ….
Если педагог – это дерево, то какое …
Если педагог – это природное явление, то какое…
Если педагог – это домашнее животное, то какое…
Если педагог – это цвет, то какой…
Если педагог - это настроение, то какое…. .
- Замечательные ответы. С хорошим (радостным) настроением приступим к работе.
- Речевое развитие дошкольника - важнейшая из всех образовательных областей развития детей. Также не менее важно познавательное, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие и социально-коммуникативное развитие.
- Как вы считаете, возможно, ли, полноценное развитие детей в любой из этих областей без речи, без общения, без коммуникативной деятельности?
- Через общение ребенок познает мир, задавая бесконечное число вопросов об окружающей реальности, стараясь выяснить как можно больше. Язык – главный инструмент человека, носитель культурных и научных знаний, особый код языковой среды, и все это передается от взрослых к детям по мере того, как малыш учится общаться.
Ведущий: Сегодня я предлагаю поговорить с вами о журналистах.
Чем они занимаются? Журналисты занимаются поиском наиболее
значимых и важных событий, которые происходят в мире.
Что должен уметь журналист? Он должен много знать, хорошо говорить,
писать, запоминать.
Зачем журналисту хорошая память? Он должен записывать и запоминать,
то, что ему говорят.
Почему журналист должен быть наблюдательным?
Журналист описывает события. Он много видит и должен не пропустить
ни единую деталь, иначе события окажутся не достоверными.
Теперь мы с вами поиграем:
1. Игра «Острый глаз»
Ведущий предлагает детям ответить на вопросы о том, что они видели:
«Какого цвета блузка у Натальи Николаевны», «Сколько дверей в музыкальном зале?»- (5, «Сколько грамот в кабинете у Татьяны Борисовны?- (6) и т. д.
Ведущий: Чтобы описать событие в газете или журнале, журналист должен
знать много слов русского языка.
2. Проверить словарный запас помогут следующие задания :
- Постарайтесь сказать как можно больше слов, которые начинаются со звука «л».
- Найдите синонимы к слову «красивый» (очаровательный, прекрасный,
великолепный….
- Вспомните животных, название которых состоит из 3 букв (кит, кот, лев, лис,вол, бык т. д.)
3. Игра «Скажи наоборот»
- чистый – грязный
- весело – грустно
- сладкий – кислый
- большой – маленький
- твердый – мягкий
- белый – чёрный
- теплый – легкий
- здоровый – больной
Ведущий: Журналист должен не только знать много слов, но и уметь
правильно и понятно для слушателя строить предложения. В каждом
предложении слова строятся в определенном порядке.
4. Попробуйте построить предложение из следующих слов, переставив их местами:
• мама, магазин, конфеты, и, зашла, купила, в
• Оля, одежда, шкаф, убрала, в
• Саша, блюдце, котенок, молоко, в, налил
Ведущий: Журналист умеет правильно, кратко и понятно объяснять. Это
мы проверим при помощи следующей игры.
5. Игра «Инопланетянин»
Взрослый выступает в роли инопланетянина и просит ребенка рассказать про задуманный вами любой предмет:
- я никогда не видел и не знаю что такое стул. Ребенок в подробности должен рассказать описать признаки и свойства этого предмета, так чтоб было понятно, что это и для чего.
- «Звериная семья». Предлагаем ребенку назвать папу, маму и детенышей в ед. и мн. числе. - Мама-крольчиха, а папа- кролик… И у них родились…
- «Рассказ по картинке». Давай расставим картинки в правильной последовательности: с чего все начиналось, что произошло и чем все закончилось?
6. Игра «Рассеянный»
Ребенок выступает в роли Рассеянного, он забыл, как называется предмет и
может только его описать, остальные должны отгадать о каком предмете он
говорит.
- дно, стенки, крышка, ручки (кастрюля)
- голова, туловище, лапы, крылья (птица)
- спинка, сиденье, ножки (стул)
- ручка, крышка, носик, дно (чайник)
- маленькие дети, игры, детский сад. (Воспитатель.)
Игра «Угадайте, какая профессия у человека»
Весы, прилавок, товар (Продавец)
Каска, шланг, вода (Пожарный)
Сцена, роль, грим. (Артист)
Читальный зал, книги, читатель (Библиотекарь)
Плита, кастрюля, вкусное блюдо (Повар)
Доска, мел, учебник (Учитель)
Руль, колеса, дорога (Водитель)
Маленькие дети, игры, прогулки (Воспитатель)
Кирпичи, цемент, новый дом (Строитель)
Болезнь, таблетки, белый халат (Врач) «?
Ножницы, фен, модная прическа (Парикмахер)
Корабль, тельняшка, море (Моряк)
Небо, самолет, аэродром (Летчик)
Микрофон, блокнот, диктофон (Журналист)
Игра «Дружеское интервью»
Литературного героя (красной шапочки)
Ребенок садится в центр круга на стул. Остальные задают ему дружеские
«Куда шла красная шапочка?», «Что несла в корзинке?», «От кого несла гостинцы?»,
«С чем были пирожки?», «Кого встретила на пути?»
Вывод:
Благодаря таким заданиям появился уровень заинтересованности детей, усовершенствовался словарный запас, развивается их речь.
Предлагаю всем педагогам включать в свою работу нетрадиционные игры.
Коллеги, Спасибо за внимание.