Татьяна Турчанинова
Мастер-класс «Речь педагога как инструмент воспитания выразительности речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект мастер – класса
«Речь педагога, как инструмент воспитания выразительности речи дошкольников»
Цель мастер-класса : повышение компетентности педагогов ДОУ при организации работы по выразительности речи дошкольников.
Задачи:
1. Систематизировать знания педагогов о понятии «выразительность» речи, компонентах выразительности речи.
Публикация «Мастер-класс „Речь педагога как инструмент воспитания выразительности речи дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
2. Создать условия для развития выразительности речи педагогов.
3. Познакомить участников с опытом использования упражнений, направленных на развитие у детей выразительности речи.
Оборудование: ноутбук, мультимедийная установка, листовки.
Ход мастер – класса :
1. Добрый день, уважаемые педагоги, Тему нашей встречи вы видите на экране.
Значение выразительной речи в жизни человека неоспоримо. Эмоционально окрашенное слово — важный инструмент общения.
Ещё в глубокой древности, до появления речи как средства общения, люди пытались передавать информацию с помощью криков, звуков различной высоты и силы, жестов и мимики. Даже ребёнок, который едва стоит на ногах, может о многом "рассказать" : хорошо ли выспался? рад чему – либо? расстроен чем – то? Вспомните, с какой легкостью младенец угадывает голос матери среди других голосов, понимает, сердится она или довольна им.
Дело в том, что основным носителем смысла речи для маленького ребенка является не слово, а интонация и ритм, которые сопровождаются звуком.
Слайд 2
Если ребенок не слышит средств речевой выразительности, то он и не употребляет их при речевом общении.
Природа наградила нас прекрасной возможностью передавать свои чувства и настроение с помощью интонации. "Хотя письменное искусство и очень разнообразно грамматически, оно совершенно беспомощно, когда речь идёт об интонации. Так, например, «… есть пятьдесят способов сказать "да" и пятьсот способов сказать "нет", в то время как написать это слово можно только один раз". (Б. Шоу).
Ребенок попадает в школу с 6—7 лет. С первых же занятий становятся слышны примитивные речевые конструкции одних детей и образная эмоциональная речь других. Корни этого явления, конечно, в семье. К сожалению, большинство родителей не имеют возможности, умения, да и желания заниматься развитием речи своих детей. Поэтому начинать работать над выразительной речью нужно в детском саду и продолжать в школе.
Что же считать выразительной речью?
Слайд 3
Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и другие) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.
Выразительность - важнейшее качество звучащей речи.
Слайд 4
«Выразительность речи — умение внятно, убедительно и в то же время по возможности сжато выражать свои мысли и чувства, умение владеть интонацией, выбором слов, построением предложений, подбором фактов, примеров действовать на слушателя и читателя», — писал Н. С. Рождественский (Российский педагог, методист русского языка, доктор педагогических наук, профессор).
Большую роль в речи играет интонация, усиливающая значение слова. Иногда с ее помощью можно придавать высказыванию смысл, противоположный тому, что выражает само слово. Выразительность речи зависит также от правильного дыхания, звучного голоса, четкой дикции, нормального темпа, соответствующего цели высказывания. Умение регулировать силу и высоту голоса способствует развитию его гибкости и подвижности. Постепенно формируется умение пользоваться разным темпом речи.
Слайд 5
Интонационная выразительность
Интонация — совокупность совместно действующих звуковых элементов устной речи, которая определяется содержанием и целями высказывания.
Интонация — явление сложное, целостное. Интонационная выразительность речи включает следующие компоненты:
Слайд 6
Мелодика – движение голоса по высоте
Темп – скорость речевого высказывания: ускорение или замедление речи в зависимости от содержания высказывания.
Пауза – временная остановка в речи. Логические паузы предают законченность отдельным мыслям, психологические – используются в качестве средства эмоционального воздействия на слушателей.
Сила голоса – смена громкости звучания речи в зависимости от содержания высказывания.
Слайд 7
Логическое ударение – выделение голосом отдельных слов.
Фразовое ударение – выделение голосом группы слов.
Ритм – чередование ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе произношения.
Тембр – эмоционально-экспрессивная окраска речи; с его помощью можно выражать радость, досаду, печаль и т. д.
Именно интонация фактически организует устную речь в целом, в том числе и чтение. С ее помощью предложениям придается значение вопроса, побуждения, просьбы, сообщения. Интонация позволяет передать эмоционально смысловые оттенки текста, выражая состояние, настроение автора (грусть, тревогу, радость., его отношение к описываемому (ирония, уважение, гордость.).
Овладение интонационными средствами языка находится в тесном взаимодействии с общим развитием ребенка.
Из всего вышесказанного следует, что интонационные структуры не являются чем-то врожденным, так как их возникновение и развитие обусловлены при непосредственном эмоциональном общении, а формирование его средств начинается с эмоциональной интонации.
2. Практические задания
Слайд 8
1. Произнести фразы так, чтобы каждый раз благодаря изменению ударного слова менялась по смыслу и вся фраза:
«Уколола кошка лапку»,
«Побежал еж по комнате»
«Это моя бабушка»
«Мы рады солнышку»
«Девочка играет в саду с куклой»
«Шуба висела на вешалке»
«Мальчик прочитал интересную книгу»
«Старик посадил яблоню»
«Мы поедем на экскурсию».
2. Пауза
С помощью пауз передать настроение героя, выделить главные смысловые слова:
Слайд 9
Упрямый ослик
Упрямится ослик:
- Идти не хочу!
И груз на себе я везти не могу!
Тащите вы сами на гору мешки,
А после спускайтесь с такой высоты!
Хозяин с упрямством справляется разом
Приносит упрямцу морковки он тазик.
- Ешь, ослик, морковку. Тебя я люблю.
За труд твой тяжелый тебя я хвалю.
А после работы мы ляжем в тени
И я для тебя почитаю стихи.
Слайд 10
Капризная корова
Капризная корова
Мычала на лугу:
- Жевать траву с цветами
Я больше не могу.
Бока все отлежала,
И солнце напекло,
А молока так много,
Что вымя затекло.
Коза совет дала ей:
- А ты пойди в лесок.
В тенечке там прохладно,
Да и трава как шелк.
И в лес ушла корова,
А там жил серый волк.
Капризную корову
К себе он уволок.
Слайд 11
Хвастливый Колобок
Пел хвастливый Колобок:
-У меня румяный бок!
Укатился я от всех!
Ты, лисица, просто смех!
А хитрющая лиса
Посмотрела в небеса,
Притворилась вмиг глухой
И сказала:
- Что? Пропой
Песню дивную свою.
Я с тобой ее спою.
Проглотила Колобка,
Облизнулась и ушла.
Слайд 12
3. Движение голоса по высоте, силе, тембру.
Предложить педагогам задавать вопросы от лица трех медведей - Михаила Ивановича, Настасьи Петровны и Мишутки из сказки «Три медведя» так, чтобы слушатели смогли догадаться, кто из медведей спрашивает.
Назовите дни недели разным по силе голосом так, чтобы первое слово было произнесено тихо, второе громче и наоборот.
4. Темп речи
Прочтите стихотворение про себя, подумайте, в каком темпе нужно прочесть в медленном, среднем или быстром темпе. Прочтите стихотворение вслух.
Слайд 13
Поползем?
Кто идет, а кто ползет.
Или все наоборот.
Вот малыш пыхтит, ползет,
Соску всю засунул в рот.
Тучи по небу ползут,
За собою дождь ведут.
По стене паук ползет,
Паутину он плетет.
Поезд медленно ползет,
Пассажирам не везет.
Я читаю
Все быстрее, все быстрее
Я слова читать умею.
Строчки весело мелькают.
Ах! Как быстро я читаю.
5. Практическое задание:
Прочитать стихи или отрывки, используя все интонационные средства: фразовые и логические ударения, паузы, движение голоса по высоте, силе, тембру, темп, речи.
Мне грустно —
Папе на меня
Нажаловалась мама.
Конечно, я не слушался,
Я вел себя упрямо,
Но можно было шлепнуть
И даже накричать,
Сама ж меня учила:
Не ябедничать.
С. Махотин
Плачет киска в коридоре —
У нее большое горе:
Злые люди
Бедной киске
Не дают
Украсть
Сосиски!
Б. Заходер
Приехали! Приехали!
Родители приехали!
С конфетами, с орехами
Родители приехали!
А. Барто
Спасибо, уважаемые коллеги за работу, и я предлагаю вам провести рефлексию.
Изменилось ли ваше прочтение стихотворного материала после сегодняшнего мастер – класса?
Что изменится в вашей работе с детьми после информации, которую вы сегодня услышали?
Интересен ли вам представленный материал?
Будете ли вы использовать его в своей работе с детьми?
Спасибо за внимание.