Папки-передвижки

Мастер-класс «Речь педагога как инструмент воспитания выразительности речи дошкольников»

Татьяна Турчанинова
Мастер-класс «Речь педагога как инструмент воспитания выразительности речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект мастер – класса

«Речь педагога, как инструмент воспитания выразительности речи дошкольников»

Цель мастер-класса : повышение компетентности педагогов ДОУ при организации работы по выразительности речи дошкольников.

Задачи:

1. Систематизировать знания педагогов о понятии «выразительность» речи, компонентах выразительности речи.

Публикация «Мастер-класс „Речь педагога как инструмент воспитания выразительности речи дошкольников“» размещена в разделах

2. Создать условия для развития выразительности речи педагогов.

3. Познакомить участников с опытом использования упражнений, направленных на развитие у детей выразительности речи.

Оборудование: ноутбук, мультимедийная установка, листовки.

Ход мастер – класса :

1. Добрый день, уважаемые педагоги, Тему нашей встречи вы видите на экране.

Значение выразительной речи в жизни человека неоспоримо. Эмоционально окрашенное слово — важный инструмент общения.

Ещё в глубокой древности, до появления речи как средства общения, люди пытались передавать информацию с помощью криков, звуков различной высоты и силы, жестов и мимики. Даже ребёнок, который едва стоит на ногах, может о многом "рассказать" : хорошо ли выспался? рад чему – либо? расстроен чем – то? Вспомните, с какой легкостью младенец угадывает голос матери среди других голосов, понимает, сердится она или довольна им.

Дело в том, что основным носителем смысла речи для маленького ребенка является не слово, а интонация и ритм, которые сопровождаются звуком.

Слайд 2

Если ребенок не слышит средств речевой выразительности, то он и не употребляет их при речевом общении.

Природа наградила нас прекрасной возможностью передавать свои чувства и настроение с помощью интонации. "Хотя письменное искусство и очень разнообразно грамматически, оно совершенно беспомощно, когда речь идёт об интонации. Так, например, «… есть пятьдесят способов сказать "да" и пятьсот способов сказать "нет", в то время как написать это слово можно только один раз". (Б. Шоу).

Ребенок попадает в школу с 6—7 лет. С первых же занятий становятся слышны примитивные речевые конструкции одних детей и образная эмоциональная речь других. Корни этого явления, конечно, в семье. К сожалению, большинство родителей не имеют возможности, умения, да и желания заниматься развитием речи своих детей. Поэтому начинать работать над выразительной речью нужно в детском саду и продолжать в школе.

Что же считать выразительной речью?

Слайд 3

Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и другие) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

Выразительность - важнейшее качество звучащей речи.

Слайд 4

«Выразительность речи — умение внятно, убедительно и в то же время по возможности сжато выражать свои мысли и чувства, умение владеть интонацией, выбором слов, построением предложений, подбором фактов, примеров действовать на слушателя и читателя», — писал Н. С. Рождественский (Российский педагог, методист русского языка, доктор педагогических наук, профессор).

Большую роль в речи играет интонация, усиливающая значение слова. Иногда с ее помощью можно придавать высказыванию смысл, противоположный тому, что выражает само слово. Выразительность речи зависит также от правильного дыхания, звучного голоса, четкой дикции, нормального темпа, соответствующего цели высказывания. Умение регулировать силу и высоту голоса способствует развитию его гибкости и подвижности. Постепенно формируется умение пользоваться разным темпом речи.

Слайд 5

Интонационная выразительность

Интонация — совокупность совместно действующих звуковых элементов устной речи, которая определяется содержанием и целями высказывания.

Интонация — явление сложное, целостное. Интонационная выразительность речи включает следующие компоненты:

Слайд 6

Мелодика – движение голоса по высоте

Темп – скорость речевого высказывания: ускорение или замедление речи в зависимости от содержания высказывания.

Пауза – временная остановка в речи. Логические паузы предают законченность отдельным мыслям, психологические – используются в качестве средства эмоционального воздействия на слушателей.

Сила голоса – смена громкости звучания речи в зависимости от содержания высказывания.

Слайд 7

Логическое ударение – выделение голосом отдельных слов.

Фразовое ударение – выделение голосом группы слов.

Ритм – чередование ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе произношения.

Тембр – эмоционально-экспрессивная окраска речи; с его помощью можно выражать радость, досаду, печаль и т. д.

Именно интонация фактически организует устную речь в целом, в том числе и чтение. С ее помощью предложениям придается значение вопроса, побуждения, просьбы, сообщения. Интонация позволяет передать эмоционально смысловые оттенки текста, выражая состояние, настроение автора (грусть, тревогу, радость., его отношение к описываемому (ирония, уважение, гордость.).

Овладение интонационными средствами языка находится в тесном взаимодействии с общим развитием ребенка.

Из всего вышесказанного следует, что интонационные структуры не являются чем-то врожденным, так как их возникновение и развитие обусловлены при непосредственном эмоциональном общении, а формирование его средств начинается с эмоциональной интонации.

2. Практические задания

Слайд 8

1. Произнести фразы так, чтобы каждый раз благодаря изменению ударного слова менялась по смыслу и вся фраза:

«Уколола кошка лапку»,

«Побежал еж по комнате»

«Это моя бабушка»

«Мы рады солнышку»

«Девочка играет в саду с куклой»

«Шуба висела на вешалке»

«Мальчик прочитал интересную книгу»

«Старик посадил яблоню»

«Мы поедем на экскурсию».

2. Пауза

С помощью пауз передать настроение героя, выделить главные смысловые слова:

Слайд 9

Упрямый ослик

Упрямится ослик:

- Идти не хочу!

И груз на себе я везти не могу!

Тащите вы сами на гору мешки,

А после спускайтесь с такой высоты!

Хозяин с упрямством справляется разом

Приносит упрямцу морковки он тазик.

- Ешь, ослик, морковку. Тебя я люблю.

За труд твой тяжелый тебя я хвалю.

А после работы мы ляжем в тени

И я для тебя почитаю стихи.

Слайд 10

Капризная корова

Капризная корова

Мычала на лугу:

- Жевать траву с цветами

Я больше не могу.

Бока все отлежала,

И солнце напекло,

А молока так много,

Что вымя затекло.

Коза совет дала ей:

- А ты пойди в лесок.

В тенечке там прохладно,

Да и трава как шелк.

И в лес ушла корова,

А там жил серый волк.

Капризную корову

К себе он уволок.

Слайд 11

Хвастливый Колобок

Пел хвастливый Колобок:

-У меня румяный бок!

Укатился я от всех!

Ты, лисица, просто смех!

А хитрющая лиса

Посмотрела в небеса,

Притворилась вмиг глухой

И сказала:

- Что? Пропой

Песню дивную свою.

Я с тобой ее спою.

Проглотила Колобка,

Облизнулась и ушла.

Слайд 12

3. Движение голоса по высоте, силе, тембру.

Предложить педагогам задавать вопросы от лица трех медведей - Михаила Ивановича, Настасьи Петровны и Мишутки из сказки «Три медведя» так, чтобы слушатели смогли догадаться, кто из медведей спрашивает.

Назовите дни недели разным по силе голосом так, чтобы первое слово было произнесено тихо, второе громче и наоборот.

4. Темп речи

Прочтите стихотворение про себя, подумайте, в каком темпе нужно прочесть в медленном, среднем или быстром темпе. Прочтите стихотворение вслух.

Слайд 13

Поползем?

Кто идет, а кто ползет.

Или все наоборот.

Вот малыш пыхтит, ползет,

Соску всю засунул в рот.

Тучи по небу ползут,

За собою дождь ведут.

По стене паук ползет,

Паутину он плетет.

Поезд медленно ползет,

Пассажирам не везет.

Я читаю

Все быстрее, все быстрее

Я слова читать умею.

Строчки весело мелькают.

Ах! Как быстро я читаю.

5. Практическое задание:

Прочитать стихи или отрывки, используя все интонационные средства: фразовые и логические ударения, паузы, движение голоса по высоте, силе, тембру, темп, речи.

Мне грустно —

Папе на меня

Нажаловалась мама.

Конечно, я не слушался,

Я вел себя упрямо,

Но можно было шлепнуть

И даже накричать,

Сама ж меня учила:

Не ябедничать.

С. Махотин

Плачет киска в коридоре —

У нее большое горе:

Злые люди

Бедной киске

Не дают

Украсть

Сосиски!

Б. Заходер

Приехали! Приехали!

Родители приехали!

С конфетами, с орехами

Родители приехали!

А. Барто

Спасибо, уважаемые коллеги за работу, и я предлагаю вам провести рефлексию.

Изменилось ли ваше прочтение стихотворного материала после сегодняшнего мастер – класса?

Что изменится в вашей работе с детьми после информации, которую вы сегодня услышали?

Интересен ли вам представленный материал?

Будете ли вы использовать его в своей работе с детьми?

Спасибо за внимание.

Публикации по теме:

«Радужка». Мастер-класс (авторский музыкальный инструмент)«Радужка». Мастер-класс (авторский музыкальный инструмент) «Радужка» мастер-класс (авторский музыкальный инструмент) Я продолжаю вас знакомить с ударными музыкальными инструментами, которые можно.

Фон как средство выразительности в изобразительной деятельности дошкольниковФон как средство выразительности в изобразительной деятельности дошкольников Фон является задним планом рисунка, одним из средств выразительности. Он придает рисунку пространственную целостность и законченность.

Лэпбук «Развиваем речь дома» как инновационная форма работы педагога с родителями и родителей со своими детьми домаЛэпбук «Развиваем речь дома» как инновационная форма работы педагога с родителями и родителей со своими детьми дома Уважаемые коллеги! Одной из активных форм работы с родителями, позволяющих вовлечь семью в процесс обучения, развития и познания собственного.

Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников»Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников» Мастер-класс для педагогов. Тема: «Природа-главное средство экологического воспитания дошкольников» Цель: развитие творческого потенциала.

Мастер-класс «Музыкальный инструмент «Трещотка»Мастер-класс «Музыкальный инструмент «Трещотка» Хочу представить вашему вниманию мастер-класс по изготовлению музыкального инструмента трещотка своими руками. Изготавливаются трещотки.

Опыт работы «Воспитание интонационной выразительности речи в логопедической группе» Художественные образы рассказов, сказок, стихотворений оказывают на детей глубокое воздействие и способствуют пониманию окружающей действительности.

Подборка методической литературы по теме «Развитие выразительности речи дошкольника» Выразительная речь – это сложная функция, ее развитие зависит от многих аспектов. Большую роль здесь играет влияние окружающих – ребенок.

Развитие выразительности речи у старших дошкольников средством поэтических произведений Обучение детей выразительности речи, начинается задолго до школы еще в дошкольном возрасте. С помощью выразительной речи значительно глубже.

Совместная деятельность педагога, воспитанников и их родителей как средство развития трудового воспитания ребенкаСовместная деятельность педагога, воспитанников и их родителей как средство развития трудового воспитания ребенка В Федеральном государственном образовательном стандарте по дошкольному образованию указывается, что в дошкольном возрасте приобщение к.

Эссе «Речь воспитателя-образец в становлении в речи ребенка» "Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им". Г. Гегель. Когда наступает пора определения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Речь педагога как инструмент воспитания выразительности речи дошкольников»
Опубликовано: 24 января 2020 в 20:21
+63Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Речь педагога как инструмент воспитания выразительности речи дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Турчанинова (УИ 218442) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 20.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД