Лучший педагог года

Консультация «Ребенок в мире профессий»

Наталья Бескорсая
Консультация «Ребенок в мире профессий»
▼ Скачать + Заказать документы

С первых дней жизни малыша родители задумываются о его будущим, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Ребенок дошкольного возраста проявляет избирательное отношение к разным видам деятельности, у отдельных детей рано обнаруживается интерес и склонность к рисованию, музыке, конструированию и т. д. Дети в играх подражают взрослым и воспроизводят их действия, присваивают себе роли воспитателей, продавцов, врачей, строителей и др.

Публикация «Консультация „Ребенок в мире профессий“» размещена в разделах

Ярко выраженная склонность детей к определенным ролям, играм видам труда или другой деятельности свидетельствует о первых проявлениях «профессиональной направленности» в развитии личности ребенка.

Дошкольный возраст начало сознательной жизни ребенка, когда он начинает осознавать себя личностью с собственными желаниями и возможностями и открывает для себя окружающий мир. В период младенчества окружающий мир ребенка сводится к его семье, с наступлением младшего и среднего дошкольного возраста круг его интересов постепенно расширяется до границ дома, улицы, города. Примерно с трех лет у ребенка появляются собственные интересы, он начинает познавать мир человеческих отношений и стремится войти в этот мир. В процессе жизнедеятельности дети получают первые знания и впечатления об окружающем мире. Чем младше ребенок, тем более расплывчаты и неясны его представления об окружающей действительности. У ребенка более старшего возраста наблюдения окружающего мира становятся полнее и, соответственно становится богаче его игра. Известный педагог А. С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность - работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе.».

Знакомство дошкольников с многообразием мира профессий в обществе не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует ранней «профессиональной организации». Предметная среда в группах должна организовываться с учетом поло ролевой специфики, используемою дидактического и игрового материала, так чтобы дети могли найти для себя то, что больше всего их интересует. Для девочек и мальчиков организуются игровые центры, приспособленные для сложно-ролевых игр профессионально ориентированного характера такие как «Мастерские умелых ручек» для конструирования и ручного труда, шитья и вышивания, «Иголки почемучек» для элементарного экспериментирования и многое другое. Также нужно рационально использовать помещения детского сада и познавательный потенциал окружающих предметов: в музыкальном зале есть возможность познакомиться с профессиями музыканта, дирижера, артиста эстрады, в физкультурном зале - спортсмена, тренера, спортивного врача, в театральной студии - актера, режиссера, писателя, в кабине медсестры - врача, медсестры, массажиста и т. д.

Работая в тесной комнате с родителями можно организовать совместные выставки творчества «Сделали сами своими руками», «Вместе с мамой, вместе с папой», создать музей кукол: «Кем быть?» альбом «Все работы хороши!». Организовать работу студий творческого развития (музыкальную, театральную, изобразительную). Знакомя детей с миром профессий, воспитатели должны устраивать экскурсии на предприятия и в учреждения. Проводить «Встречи с интересными людьми», к проведению которых привлекать родителей, как профессионалов - пожарных, учителей, водителей. Ознакомление дошкольников с трудом взрослых строится на диалоге с взрослыми, труд которых они наблюдают, что способствует социализации дошкольников, формирует у них отношение к профессии.

Большую роль в формировании представлений дошкольников о профессиональной деятельности взрослых играют также сюжетно-ролевые игры профессионально ориентированной направленности. Перечень игр с производственными и бытовыми сюжетами дополняются значительным количеством профориентационных игр. Игры группируются с учетом времени года, сезонного труда взрослых, профессиональных праздников. В играх дети учатся комбинировать непосредственные жизненные впечатления со знаниями, приобретенными из рассказов, фильмов, книг. Постепенно дошкольники начинают повторять действия людей разных специальностей, моделируют их профессиональное поведение. В ходе игры дошкольники начинают отражать содержание деятельности представителей различных профессий, ориентируются в их взаимосвязях, выражают предпочтение определенной группы профессий или какой-то конкретной профессии.

Знакомить детей с разными видами профессионального труда необходимо с дошкольного возраста. Это помогает расширять у них представления о мире взрослых, пробуждать интерес к их профессиональной деятельности, формировать уважение к труду и бережное отношение к вещам, обогащать словарный запас. В программе «Детство» выделен раздел: «Ребенок познает предметный мир, приобщается к труду» в котором определены задачи воспитателя, представления детей, познавательные, речевые и трудовые умения и отношения к труду взрослых. Младшему дошкольнику свойствен естественный интерес к деятельности взрослых. Поддерживая этот интерес, педагог помогает детям освоить первые представления о труде как способе создания преобразования предметов, необходимых людям. Важно обеспечить правильное восприятие ребенком простейших трудовых процессов, помочь увидеть направленность результатов труда взрослых в конкретных трудовых процессах на заботу о детях, воспитывать добрые чувства к близким, бережное отношение к предметам и игрушкам, как результатом труда взрослых побуждать к отражению полученных впечатлений в играх. Представление о том, что вещи делаются людьми из разных материалов, разными инструментами. Первоначальные представление о хозяйственно-бытовом труде взрослых дома и в детском саду, понимание его направленности на заботу о детях и близких им людях. Умения: С помощью взрослого вычленять и называть (по вопросам) компоненты в последовательности их включения в конкретный трудовой процесс. На основе наглядности составлять описательный рассказ о хорошо известном трудовом процессе. Отражать в играх отдельные виды труда взрослых. Проявлять стремление помочь взрослым в хозяйственно-бытовом труде. Проявлять интерес к труду взрослых, желание ему помочь, самому освоить простые трудовые операции. Проявлять бережное отношение к результатам труда взрослых, благодарное чувство к человеку, сделавшему нужное для детей дело.

В среднем возрасте важная задача педагога - познакомить детей с конкретными трудовыми процессами, помочь увидеть их направленность на достижение результата труда и удовлетворение потребностей людей, показать компоненты трудовых процессов, сформировать у детей первое обобщенное представление о некоторых видах труда и профессиях, побуждать к отражению полученных впечатлений в играх. Представление о содержании и структуре процессов хозяйственно-бытового труда взрослых в дошкольном учреждении, о труде взрослых в ближайшем окружении. О структуре трудового процесса, взаимосвязи его компонентов на примере конкретных процессов труда. Предметы бытовой техники, значимость их использования для ускорения получения результата, улучшения его качества, облегчения труда человека. Умения детей этого возраста воспринимать трудовой процесс, видеть все его компоненты, общаться со взрослыми в ходе наблюдения трудового процесса. Рассказывать о трудовом процессе по предметно-схематической модели. Обобщать трудовые процессы, связывая их с деятельностью людей определенной профессии.

Включать в игровой процесс деятельность людей разных профессий. Находить предметы-заменители и использовать их в качестве атрибутов, изображающих инструменты и бытовую технику. Передавать в игре отношение взрослых к работе, оборудованию и инструментам, отражать характер взаимоотношений людей. Переносить знания о хозяйственно-бытовом труде взрослых на собственную трудовую деятельность. Дети этого возраста должны интересоваться миром взрослых и их трудом, испытывать уважение к умному человеку, стремиться подражать ему. Научиться выполнять простейшие трудовые процессы, чтобы помочь взрослым в повседневном труде. Бережно относиться к результатам груда.

В старшем дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Основная задача педагога - помочь ребенку в расширении круга общения с другими людьми, освоении способов поведения, осознании, значимости трудовой деятельности взрослых. Представления: о разнообразии профессии, о роли труда взрослых в жизни людей на основе ознакомления с разными видами производственного труда характерного для данной местности, о роли современной техники в трудовой деятельности, о роли машин и механизмов в труде человека, о связи труда людей разных профессий, занятых в одном производстве и разных производствах, где ярко выражен обмен результатами труда. Общее представление о том, где и кем работают родители ребенка, в чем ценность их труда.

Умения детей старшего возраста: расчленено воспринимать трудовой процесс - все его компоненты в их последовательности. Уметь объяснить важность каждого из них. Уметь строить наглядно - схематическую, а затем мысленную модель трудового процесса. К концу дошкольного детства уметь самостоятельно приобретать знания о труде взрослых из разных источников: наблюдения, чтения книг, рассматривания картинок и фотографий, рассказов взрослых, просмотр телепередач.

Соотносить результаты труда и набор трудовых процессов с названием профессии : устанавливать связи между качеством труда, физическим усилием человека и используемыми им инструментами, техникой. Переносить знания о способах и нормах взаимоотношений взрослых в труде на собственную трудовую деятельность детей.

Испытывать чувство уважения и благодарности к близким и незнакомым людям, создающим своим трудом разнообразные предметы и другие ценности, необходимые человеку для жизни. Стремиться принять участие в трудовой деятельности взрослых, оказывать посильную помощь, проявлять заботу, внимание.

Таким образом, целенаправленная, разнообразная по форме и методам работа с детьми разных возрастов позволит сформировать у них правильные представления о труде людей и наши дети научатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, получат представления о мире профессий, осознают ценностное отношение к труду взрослых, будут проявлять самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшему успешному обучению в школе.

Публикации по теме:

Инновационный проект «Ребенок в мире эмоций» Инновационный проект «Ребенок в мире эмоций» Автор проекта: Слугина Ольга Ивановна – воспитатель первой квалификационной категории. Участники.

Конспект беседы «Мир профессий. Классификация профессий» (для детей среднего школьного возраста) Ребята, давайте поговорим о том, как возникли профессии. Представьте первобытных людей, живших в далеком каменном веке. Люди одного племени.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Профессий много в мире есть» Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Профессий много в мире есть»Цель: обобщить и систематизировать знания.

Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе «В мире профессий» Цели: Учить детей называть профессии по месту работы или роду занятий. Закрепить знания детей о профессиях (врач, водитель, продавец, воспитатель,.

Конспект занятия «В мире профессий» Форма организации: подгрупповая, индивидуальная. Цель: Систематизация знаний детей о людях разных профессий и социальной значимости труда.

Консультация для родителей «Я и мой ребенок» Консультация для родителей «Я и мой ребенок» Цели: В процессе обсуждения подвести родителей к осознанию того, что, обогащая эмоциональный.

Консультация для родителей «Ребенок на даче» ОГОНЬ Открытый огонь привлекает всех деток без исключения. Им очень хочется познать эту стихию, а взрослые боятся, что это знакомство состоится.

Консультация «Ребенок познаёт мир» Мир ребенка - это мир отдельных реальных предметов и объектов. А познаёт малыш этот мир, исследуя его и экспериментируя. Одновременно с.

Проект «Ребенок в мире профессий. Врач»Проект «Ребенок в мире профессий. Врач» Проект: «Ребенок в мире профессий. Врач» Автор проект: Ильинова Кристина Васильевна, воспитатель. Тип проекта: информационно - познавательный.

Конспект классного часа «В мире профессий» Задачи: информирование о классификации и типах профессий, развитие мотивации овладения будущей профессией. Оборудование: карточка-информатор,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Ребенок в мире профессий»
Опубликовано: 29 октября 2015 в 18:49
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Ребенок в мире профессий»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Бескорсая в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД