Галина Пыркова
Мастер-класс «Развитие речи дошкольников посредством использования универсального конструктора Г. В. Урадовских»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс «Развитие речи дошкольников посредством использования универсального конструктора Г. В. Урадовских»
Цель: Ознакомление педагогов с универсальным конструктором Г. В. Урадовских, как способом развития речи у детей в учебно-воспитательном процессе.
Задачи:
Публикация «Мастер-класс „Развитие речи дошкольников посредством использования универсального конструктора Г, В, Урадовских“» размещена в разделах
- Конструкторы для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
1. Познакомить педагогов с изготовлением универсального конструктора.
2. Побудить педагогов к использованию универсального конструктора для развития речи детей в совместной деятельности.
Материал: фетр, салфетки, ножницы.
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы собрались на мастер-класс «Развитие речи дошкольников посредством использования универсального конструктора Г. В. Урадовских»
Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования. Но, к сожалению не каждый ребенок может построить развернутый рассказ, придумать собственную сказку. Чтобы ребенок своевременно и качественно овладевал устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, обладал определенной речевой активностью. Многими учеными доказано, что продуктивная деятельность напрямую связана с речью. В своей работе, я использую универсального конструктора Галины Васильевны Урадовских, который способствует развитию речи и творческих способностей у детей. Детская продуктивная деятельность всегда насыщена эмоциями. Эмоциональные переживания, как в процессе деятельности, так и в процессе обсуждения её результатов, побуждают детей говорить.
Так как для работы с конструктором не требуется особых технических умений, он может быть использован в работе с детьми разных возрастов. И даже трехлетние дети могут создавать с его помощью разнообразные варианты предметных, сюжетных, пейзажных и декоративных композиций, а участие ребенка в создании коллективного произведения естественным образом порождает ситуации общения, речевого диалога. Это означает, что собственно продуктивную деятельность можно использовать на занятиях по обучению детей правильно и красиво говорить.
Через применение универсального конструктора Г. В. Урадовских реализуюся следующие задачи:
- формируется активный словарь;
- формируется монологическая и диалогическая речь;
- формируется грамматическая правильность речи;
- дети учатся размышлять, фантазировать.
Нельзя забывать также о том, что универсальный конструктор развивает так же и мелкую моторику, а, как известно, уровень речевого развития находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики рук.
Работая с конструктором, дети осваивают основы композиции, обучаются различать и называть геометрические фигуры, их цвета. Но в отличие от той же аппликации конструктор позволяет ребенку легко исправить допущенные ошибки, заменить одну деталь на другую, дополнить созданную «картину» или наоборот — убрать какие-то элементы. При этом работа доставляет ему еще и приятные тактильные ощущения: детали вырезаны из мягких, ласкающих ладонь тканевых кусочков, легко подчиняющихся прикосновениям.
Для того чтобы изготовить, такой универсальный конструктор, нужно приобрести фетр или обычные тканевые салфетки, которые имеют ворсистую поверхность и продаются в любом хозяйственном магазине. Из тканей вырезаются геометрические фигуры разные по форме, цвету и величине. В таблице для каждого возраста написаны геометрические фигуры, их размер и цвет.
возраст фигуры цвет количество величина
3-4 г. круг основные 20 шт. 6х6 см
квадрат цвета 8х8 см
треугольник 10х10 см
4-5 лет круг основные 20-30 шт. 2х2 см
квадрат цвета 4х4 см
треугольник и их оттенки 6х6 см
прямоугольник 8х8 см
10х10 см
5-6 лет круг, квадрат основные 30-40 шт. 2х2 см
треугольник цвета 4х4 см
прямоугольник и их оттенки 6х6 см
овал, половина круга белый, черный 8х8 см
10х10 см
6-7 лет круг, квадрат основные 40-50 шт. 2х2 см
треугольник, цвета 4х4 см
прямоугольник, и их оттенки 6х6 см
овал, половина круга белый, черный 8х8 см
трапеция 10х10 см
Так же необходимы фланелеграфы, на которых и создается конструируемый объект, но можно выполнять работу на салфетках за столами и на ковре.
С помощью лоскутного конструктора можно выкладывать предметные картинки и выполнять различные задания:
- Выложи домик, животное и опиши.
- Составь предложение по выложенной картине.
- Выложи картинку на определенный звук.
Из лоскутного конструктора можно выложить животных и придумать рассказ.
Для составления сравнительного рассказа, предлагаю одному ребенку выложить многоэтажный дом, а другому – одноэтажный дом и придумать рассказ. Дети учатся работать вместе, договариваться.
Лоскутный конструктор так же можно использовать при пересказе сказок и рассказов. При повторном чтении дети выкладывают из лоскутков его сюжет. Затем с опорой на изображение воспроизводят текст.
При помощи лоскутного конструктора можно предложить детям выполнить задания творческого характера. Например, педагог предлагает детям рассмотреть знакомую пейзажную композицию, просит сказать, где и когда происходит действие. Почему дети думают, что на картине изображен летний пейзаж?
Как сделать, чтобы летний пейзаж превратился в осенний? Дети выкладывают осеннюю композицию. Далее педагог предлагает детям рассказать, как изменилась картина, что нового появилось на ней, объяснить, чем она нравится детям.
Универсальный конструктор можно использовать в блоке совместной деятельности и в образовательной деятельность по ФЭМП, развитию речи, окружающему миру, чтению художественной литературы, в индивидуальной работе с детьми.
Предлагаю выложить из конструктора сюжет сказки «Колобок» и рассказать сказку.