Галина Кубиц
Мастер-класс «Развитие речи детей средствами театрализованной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем активнее осуществляется его психическое и речевое развитие.
В. А. Сухомлинский
Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте являются театрализованная деятельность, которая позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием речи, воображения, фантазии, инициативности и т. д., также она позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Темочки:
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
ЦЕЛЬ работы
- помощь в развитие творческих и речевых способностей детей дошкольного возраста.
- развитие партнёрские отношения с родителями в сфере творческо-речевой деятельности детей
Решала следующие задачи:
– учить детей диалогу;
– стимулировать желание повторять выразительные средства для создания игрового образа (мимика, жесты, движения, интонация).
– научить детей передавать эмоциональное состояние героев с помощью мимики;
– обогащать и активизировать словарь детей;
– развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
– Развивать речевой аппарат детей и совершенствовать интонационную выразительность;
– воспитывать правильное звукопроизношение.
Основные направления работы:
• ритмопластика;
• культура и техника речи;
• основы театральной культуры;
• работа над спектаклем;
Работа в данном направлении выстраивается в несколько этапов, на каждом этапе решаются определенные задачи, соответствующие возрасту детей.
Как же организовать этот процесс поэтапно?
1. Сначала необходимо прочитать сказку, обсудить ее.
2. Выделить характерные черты присущие каждому из героев.
3. Заучивание роли.
4. Драматизация сказки с включением в её содержание самых разнообразных видов игр на развитие речи.
Сегодня я предлагаю вам посмотреть, как в процессе театрализации я развиваю речь детей.
Мы попробуем разыграть сказку «Как слуга Иван за зельем ходил». Но сначала давайте попробуем расслабиться и получить удовольствие от нашего с вами общения.
Кто из нас не любит разгадывать загадки? Ведь это так здорово – поломать голову над чем-то интересным, проявить эрудицию и блеснуть знаниями. Загадки позволяют разглядеть в самых обычных вещах поэтическую и неожиданную сторону. Также благодаря загадкам можно тренировать смекалку, учиться мыслить логически.
Цель: обучение детей отгадыванию загадок.
1. Была она артисткой
Прекрасной, как звезда,
От злого Карабаса
Сбежала навсегда. (Мальвина)
2. Вот совсем нетрудный,
Коротенький вопрос:
Кто в чернилку сунул
Деревянный нос? (Буратино)
3. Человек немолодой
Вот с такущей бородой.
Обижает Буратино,
Артемона и Мальвину,
И вообще для всех людей
Он отъявленный злодей.
Знает кто-нибудь из вас
Кто же это? (Карабас)
4. Чуть больше ноготка.
В кроватке из ореха
Девочка спала.
И такою маленькой
Милою была.
Ты читала такую книжку?
Как зовут эту малышку? (Дюймовочка)
5. В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый Волк за ней следил,
Обманул и проглотил. (Красная Шапочка)
6. Скорей бы приблизился вечер,
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золоченой карете
Поехать на сказочный бал!
Никто во дворце не узнает
Откуда я, как я зовусь,
Но только лишь полночь настанет, К себе на чердак я вернусь. (Золушка)
7. Красна девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка (Снегурочка)
8. Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя)
(Раздача ролей. Карточки лежат на столе, участники выбирают себе роль)
Вед: Дорогие участники в процессе театрализации вы должны эмоционально произносить свои слова, а также обыграть жесты и мимику своего персонажа.
Но сначала давайте потренируем свою дикцию с помощью скороговорки (развиваем речевой аппарат)
Повторите вместе со мной: Хохлатые хохотушки хохотом хохотали!
Вы скажите - весело!
Вы скажите - грустно!
Вы скажите - зло!
Вы скажите с интересом!
Замечательно!
Итак, приступим к сказке: в некотором царстве жил – был царь. И был он несчастен, потому что злая волшебница заколдовала его. Однажды ему приснился сон, что есть такое зелье, которое поможет снять это колдовство, но находится оно далеко и путь туда опасен. И сказал царь своему верному слуге Ивану: «Если найдешь это зелье и вылечишь меня, то отдам тебе полцарства.
И пошел слуга за зельем. Шел он через леса дремучие, поля бескрайние, горы высокие. День шел, два шел, измаялся весь. Вдруг видит, стоит избушка. Постучался, зашел в избу и видит. Сидит печальная бабушка Даша (показать эмоцию печаль).
Иван: Здравствуй, бабуля! Пусти переночевать.
Бабуля: Здорово сынок! Заходи, коль не шутишь. Вот только поиграй со мной в игру «Назови ласково», развесели старушку - тогда я тебя и накормлю и спать уложу. Иван выполнил просьбу бабушки. Старушка поблагодарила Ивана и выполнила свое обещание.
На следующий день Иван продолжил свой путь через темный лес и встретил там лешего. Леший поздоровался с ним и спросил.
Леший: Куда путь держишь?
Иван очень удивился тому, что в лесу, оказывается, живут такие воспитанные лешие и ответил.
Иван: Я иду за зельем, но не знаю, как через этот лес пройти.
Леший пообещал показать дорогу, если выполнит его задание: «Скажи какой». Иван без труда выполнил это задание. Леший его поблагодарил и показал дорогу, дав совет:
- Будь осторожен. Зелье, которое тебе нужно, находится у самого Змея Горыныча! Остерегайся его!
Пошел слуга дальше, вышел из леса и оказался около реки, через которую нужно перейти, только наступил на мостик, забурлила она, и из воды появился водяной
Иван: Здравствуйте!
Водяной: Здорово! Куда путь держишь?
Иван: Иду к Змею Горынычу за волшебным зельем, которое вылечит царя снимет с нашего царя.
Водяной: Я тебя пропущу, если ты мне поможешь сосчитать моих подружек (Игра «Веселый счет»)
Иван: Хорошо, давай помогу.
(разгадывание загадок)
И пошел слуга дальше и день идет, и два идет, наконец видит: на высокой горе Змей Горыныч сидит призадумавшись.
Иван: Что призадумался Горыныч?
Горыныч: Не мешай мне, я думаю.
Иван: О чем ты думаешь, может, я помогу?
Горыныч: Да я решил на старости лет в школу поступить, и для этого нужно научиться писать и читать.
Иван был грамотным и решил помочь Змею Горынычу, но в обмен на волшебное зелье, которое поможет царю – батюшке. Делать нечего, позлился, позлился Горыныч, но согласился.
Процесс этот был не простым, но они справились.
Тогда Горыныч поблагодарил Ивана и дал зелье волшебное, указав путь короткий.
Добрался Иван до дворца царского и сразу в хоромы к царю батюшке поспешил.
Как узнал царь, что его слуга зелье раздобыл, обрадовался, заплясал от счастья, отдал ему полцарства и дочь – красавицу в жены. И стал слуга Иван пол царством управлять, и получил он прозвище Иван мудрый за ум, который проявил, царя спасая.
Тут и сказочки конец.
Подводя итог, хочется отметить, что влияние театрализованной деятельности на развитие речи неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. Таким образом, можно разыграть любое произведение, дополнив его играми, направленными на развитие речи, давая детям возможность самостоятельно думать рассуждать, воображать.
На память о нашей встрече хочется подарить вам памятки «Театрализованные игры для развития речи ребенка»