Ляна Евдокимова
Развитие речевой деятельности детей дошкольного возраста посредством игр с декоративными шариками Марблс
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речевой деятельности детей дошкольного возраста посредством игр с декоративными шариками Марблс
Хочу, обратится к словам Сухомлинского Василия Александровича
Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев.
Эти слова актуальны и сейчас.
Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития мелких движений пальцев рук. Выполнение пальцами руки различных игровых действий и упражнений - стимулирует речевое развитие ребенка, то есть речь и движение едины.
Публикация «Развитие речевой деятельности детей дошкольного возраста посредством игр с декоративными шариками Марблс » размещена в разделах
- Игры для детей
- Марблс. Игры с камешками
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В данном случае помогут нам камешки Марблс.
В переводе с английского означает «мрамор».
Марблс – это шарики разнообразной формы. Они могут быть сделаны из дерева, пластика или чаще всего из стекла. Имеют разнообразные оттенки, цвета, красота которых завораживает настолько, что и взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать в руках. А главное их предназначение это веселые, полезные и простые игры.
Так эстетическая привлекательность Марблс усилила интерес к этой игре у современных детей.
Данные камешки можно использовать с 2-3 летнего возраста и старше. Но помните, что детки младшего возраста могут свободно брать в их рот, поэтому рекомендуется брать более крупные Марблс и обязательно играть под присмотром взрослых.
Применение камешков это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей.
В своей работе я активно использую замечательные декоративные камешки Марблс и активизирую такие задачи.
Коррекционные цели
• Развивается фантазия и творческое мышление у детей.
• Развивается ориентировка на плоскости листа.
• Автоматизируются поставленные звуки у детей.
• Формируется звуковой анализ и синтез.
• Обогащается словарный состав.
• Формируется анализ слогового состава слова.
• Проводится профилактика дисграфии у детей.
• Развивается память, внимание и логическое мышление у детей.
Имеется богатый и разнообразный практический материал – комплексы игр с использованием камешков Марблс. И сейчас с некоторыми из них я вас познакомлю.
Мне понадобятся два помощника.
Сейчас мы с вами будем обследовать камешки.
1. ОБСЛЕДОВАНИЕ КАМЕШЕК
- Посмотрите, что размещено в вазах?
- Опустите руки в вазы и скажите, какие по форме, текстуре камешки? (гладкие, скользкие, прохладные, шершавые и т. д.)
- Посмотрите на цвет камешек и скажите какие они? (яркие, цветные, разноцветные)
- А сейчас попробуем - тактильные ощущения, они бывают:
слайд
Кулачковые (как можно больше возьмите в кулачок камешков и раскрыв кулачки, определите визуально, не считая в каком кулачке больше);
Щипковый захват (обеими руками возьмите камушки (ведущая рука захватывает больше);
Пинцетные (взять камешек большим и указательным пальцем обеих рук, абсолютная тишина, мы еще и послушаем не речевые звуки, один камешек уронили в вазу, второй на стол);
- Что за звуки мы услышали? (в вазе – звон, на столе – стук)
(взять красные камешки большим и третьим) и т. д. Можно упражнять все пальчики в любом порядке.
Вот так на простом материале дети различают не речевые звуки.
Камешки Марблс возможно использовать для организации следующих игр:
«Давай поиграем с тобой в маленького волшебника», - так я часто начинаю свои занятия. Мы будем рисовать, но рисовать не карандашами и красками, не мелками и фломастерами, а разноцветными камешками. Перед ребенком выкладываю разноцветные камешки Марблс, и ребенок начинает свое волшебство.
Игра «Найди предмет».
«Посмотрите, перед вами ваза. Что в ней лежит? Камешки. Сколько камешков? Много. Какие камешки? Разноцветные.
В вазе с камешками спрятались игрушки. Давайте найдем их!
Какую игрушку нашел? В коробочке лежат домашние и дикие животные.
Кто это? Какое животное? Чем питается? Как голос подает? Кто детеныш?
Найти игрушку правой, а затем левой рукой. Поиск игрушек усложняется с закрытыми глазами.
«Украсим елочку». Представьте, что скоро праздник, Новый год. Давайте украсим праздничную елочку к новому году.
Посмотрите на картинку. Что это? Елочка.
Какого цвета елочка? Зеленая.
Сколько елочек на картинке? Одна.
Что нужно сделать, чтобы елочка была праздничная, нарядная? Украсить ее.
Давайте украсим елочку цветными камешками?
Какой ты камешек взял? Круглый, квадратный.
Какого цвета?
Сколько украшений на елочке? Много.
Какая елочка стала? Нарядная, красивая, праздничная.
По этому примеру можно предложить детям разные игры.
Задание - на картинке соответствующим цветом нужно заполнить кружочки (желательно подобрать по размеру и цвету).
«ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК»
Задание – по очереди вынуть из мешочка предметы.
«Давай поиграем в игру Чудесный мешочек? Чтобы узнать, что внутри мешочка, ты должен опустить руку в мешочек и достать, что там лежит….»
Что ты вынул из мешочка? (разноцветные камешки).
Какого цвета камешек? Желтый камушек. А что еще бывает желтого цвета? желтый лимон, солнышко, цыпленок;
А этот какого цвета? Зеленый – зеленый огурец, крокодил, трава;
Красный – красный помидор, мячик, яблоко…
А для детей старшего возраста можно предложить игру
На развитие фонематического слуха и восприятия
Ребёнок достаёт из мешочка камушек (зелёного, синего или красного цвета) и придумывает слово на соответствующий звук (синий цвет — твёрдый согласный звук, красный-гласный звук, зелёный — мягкий согласный звук).
При использовании Марблс у детей обогащается речь, развивается внимание, мышление и творческое воображение. Дети становятся уверенными в себе и обогащаются положительными эмоциями. Данные игры способствуют речевой активности детей и могут быть использованы, как с группой детей, так и индивидуально.
Говорим и отдыхаем, Камешки перебираем,
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем камешки считать,
Будем камешки считать
И цвета запоминать.
Громко четко говорим,
Говорим и не спешим,
камешки в руках сжимаем,
до пяти с тобой считаем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Повторяй за мной опять.
Варианты игр по использованию камешек Марблс, очень много. При работе с этим материалом нужно ребенку давать четкую инструкцию для выполнения.
Игра «Вверх-вниз, вправо-влево»
Цель: ориентировка на листе
• Положите красный камушек в центр листа. Желтый - в левый верхний угол, синий - в правый верхний угол, зеленый — в правый нижний; прозрачный - в левый нижний.
Игра «Знакомство с буквой».
Цель: коррекция дисграфии
• Выкладывание букв по контурам, по образцам, или самостоятельно.
Игра «Строим буквы».
Цель: коррекция дисграфии, закрепление образа буквы
• Восстанавливаем сломанные буквы, слоги.
Фишки-камешки выкладыватьпод картинками, или под буквами. Звуко-буквенный анализ слов.
• С какого звука начинается слово? Гласный он или согласный?
• Какие еще слова можно придумать с этим звуком?
• На каком месте находится звук (в начале, середине, конце)
• Сколько в слове гласных, сколько согласных?
Игра «Сосчитай, не ошибись» Анализ слогового состава слова.
• Ребенок делит слова на слоги с одновременным выкладыванием камушков.
• Сравнивает слова: где камушков больше? Какое слово самое длинное? Какое слово самое короткое?
Игра «Лабиринты на автоматизацию звуков».
Передвигаем камушек по картинкам, четко проговаривая слова.
Опыт работы показывает, что использование данных игр способствует повышению речевой активности детей. Дети с большим удовольствием играют с камушками.
Я предлагаю вам в завершении оценить наш мастер-класс. Выложите смайлик с улыбкой, кому было интересного и грустный смайлик– кому не очень понравилось.
СПАСИБО ЗА УСПЕШНУЮ И ПЛОДОТВОРНУЮ РАБОТУ!