Елена Анциферова
Мастер-класс для родителей «Развитие межполушарного взаимодействия у детей»
▼ Скачать
Развитие межполушарного взаимодействия у детей
Актуальность:
В эпоху компьютеризации и широкого применения современных информационно- коммуникационных технологий встает вопрос о развитии у детей образности и творческого начала. Тамара Петровна Хризман - нейропсихолог, профессор Института образования взрослых Российской академии образования, утверждает: «Исчезают правополушарники — генераторы идей. Вопрос стоит серьезно: надо спасать нацию». До сих пор многие специалисты переоценивают роль левого полушария и мыслительной деятельности ребенка. Родители и педагоги не всегда проявляют интерес к быстро прогрессирующим исследованиям человеческого мозга. Современная психолого-педагогическая наука предлагает множество игр и упражнений, направленных на восстановление связи и баланса между левым и правым полушариями. Однако, они редко используются педагогами ДОУ в практической деятельности в силу ряда причин: низкой мотивации к самообразованию, страха перед новыми технологиями, профессионального выгорания и т. п. Успешность работы педагога во многом зависит от его способности грамотно и эффективно организовать образовательную деятельность с применением средств и приемов развития межполушарного взаимодействия у детей, что говорит о необходимости повышения профессиональной компетентности педагогов.
Публикация «Мастер-класс для родителей „Развитие межполушарного взаимодействия у детей“» размещена в разделах
- Мастер-классы для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Зачастую, взрослые создают ограниченную, с точки зрения двухполушарного развития, развивающую среду. Приобретая игровой материал, родители выбирают гаджеты, электронные игры, а также малофункциональные игрушки со строго заданными функциями. В связи с насыщением рынка детских товаров и увеличением ассортимента детских игрушек, у ребенка отпадает необходимость использовать в своей деятельности предметы-заместители. Все это способствует дефицитарности высших психических функций.
Формируя запрос к дошкольному образованию, родители отдают предпочтение обучению счету, чтению, письму, предъявляя к ребенку завышенные, не соответствующие возрастным особенностям требования. В свою очередь, педагоги смещают акценты в образовательной деятельности в сторону раннего развития знаковой сферы в ущерб эмоционально-образной сфере и игровой деятельности детей. Все эти факторы отрицательно сказывается на гармоничном развитии дошкольника.
Участники: воспитатели, дети второй младшей группы № 17 и их родители.
Цель мастер-класса : совершенствование знаний в области развития у детей межполушарного взаимодействия.
Задачи:
1. Создать условия для развития творческой активности родителей и повышения педагогической культуры;
2. Объединение интересов родителей и детского сада.
Материалы: бумага, фломастеры, крышки, …
Ход мастер-класса :
Вводная часть
Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий. Между полушариями находится мозолистое тело, которое интенсивно развивается до 7-8 лет. Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения ЛП и ПП в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, так и средовых факторов.
За что отвечает правое полушарие:
- обработка невербальной информации, эмоциональность;
- музыкальные и художественные способности;
- ориентация в пространстве;
- способность понимать метафоры (смысл пословиц, поговорок, шуток)
- обработка большого количества информации одновременно, интуиция;
- воображение;
- отвечает за левую половину тела.
За что отвечает левое полушарие:
- логика, память;
- абстрактное, аналитическое мышление;
- обработка вербальной информации;
- анализ информации, делает вывод;
- отвечает за правую половину тела.
Основная часть
Неспособность правого и левого полушарий к интеграции, полноценному взаимодействию – одна из причин нарушения функции обучения и управления своими эмоциями.
Только взаимосвязанная работа двух полушарий мозга обеспечивает нормальную работу всех психических процессов.
Почему у некоторых детей межполушарное взаимодействие не сформировано?
Причин может быть много, вот несколько из них:
- малоподвижный образ жизни;
- болезни матери, стресс (примерно с 12 недель беременности);
- родовые травмы;
- болезни ребёнка в первый год;
- длительный стресс;
- общий наркоз и т. д.
Признаки несформированности межполушарного взаимодействия :
• зеркальное написание букв и цифр;
• псевдолеворукость;
• логопедические отклонения;
• неловкость движений;
• агрессия;
• плохая память;
• отсутствие познавательной мотивации;
• инфантильность.
Есть один метод, который позволяет скорректировать вышеперечисленные состояния и благоприятно повлиять на мозговую деятельность.
Нейрогимнастика – это комплекс телесно-ориентированных упражнений, позволяющих через тело мягко воздействовать на мозговые структуры.
Благодаря нейрогимнастике оптимизируются интеллектуальные процессы, повышается работоспособность, улучшается мыслительная деятельность, синхронизируется работа полушарий головного мозга, снижается утомляемость, восстанавливается речевая функция, повышается иммунная система, улучшается память, внимание, мышление.
Упражнения для развития межполушарного взаимодействия
Выполнять упражнения лучше каждый день, хотя бы по 5-10 минут. Эти упражнение являются "гимнастикой для мозга". И будут полезны детям и взрослым даже если с сформированностью межполушарных связей всё в порядке.
Для начала, нужно выбрать 3 – 4 простых упражнения, и отрабатывать их до совершенства. Переходить к новым следует только после того, как ребенок сможет выполнять упражнения без зрительного и устного контроля.
Комплекс №1
Упражнение №1. Массаж ушных раковин.
Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.
Упражнение №2. Восьмерки и узоры
Ребенок должен рисовать пальцем в воздухе знак бесконечности и следить взглядом за этими движениями. Далее задача усложняется – нужно нарисовать восьмерки сразу обеими ручками. Кстати восьмерки можно заменить кругами, спиралями или любыми узоры.
Упражнение № 3. Перекрестные шаги
Ребенок подтягивает правое колено к левому локтю. Затем сгибает правую ногу (имитация бега с захлестыванием голени) и касается лодыжки левой рукой. Затем нужно поменять локоть и колено.
Упражнение № 4. Растяжение
Ребенок опирается на спинку стула и делает выпад вперед, при этом согнув в колене правую ногу, тогда как левая - остается прямой. Затем нужно встать. После чего надо поменять ножку и повторить упражнение.
Упражнение №5. Сам себе качели
Сядьте на пол, предварительно не забыв расстелить специальный коврик, и согните колени.
1. Обхватите колени руками, откиньтесь назад и, округлив спину, покачайтесь назад и вперед, с боку на бок. Амплитуда движений невелика, она регулируется появлением напряжения.
2. Вернитесь в исходное положение. Откиньтесь назад, опираясь на локти и кисти. Вам должно быть удобно поддерживать тело в наклонном положение.
3. Приподнимите ноги, согнутые в коленях, плавно начинайте описывать коленями "восьмерки". Если выполнение движений затруднительно, то для начала достаточно просто делать круговые вращения ногами.
Комплекс №2
Упражнение «Жаба»
Руки положить на стол или на колени. Одна рука сжата в кулак, ладонь другой руки лежит на плоскости стола или на коленях. Задание: одновременно и целенаправленно изменять положения рук.
Упражнение «Кольцо»
По очереди и как можно более быстро перебирать пальцами рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем ( последовательно: указательный, средний, и т. д.) Упражнение повторять в прямом порядке (от указательного пальца до мизинца) и в обратном (от мизинца до указательного).
Упражнение «Ухо – нос»
Взяться левой рукой за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно опустить руки и хлопнуть в ладоши. Изменить положение рук с точностью до наоборот.
Упражнение «Солнце – забор – камень»
Ребенку показывают три положения руки, которые последовательно сменяют друг друга. Солнце – рука поднята вверх, пальцы выпрямлены и широко разведены. Забор – пальцы плотно прижаты друг к другу и вытянуты вверх. Камень – ладонь сжата в кулак.
Комплекс №3
Упражнение №1 «Глазки»
Профилактика нарушения зрения и активация работы мышц.
Быстро поморгать в течении 1-2 минут
Упражнение №2 «Ротик»
Развитие абстрактно-логического мышления (левого полушария).
Открыть рот, нижней челюстью делать плавные движения – сначала слева-направо, затем справа-налево.
Упражнение №3 «Ушки»
Большим и указательным пальцами пощипывать мочки ушей, медленно продвинаясь вверх до самых кончиков.
Упражнение №4 «Дожик»
Кисти рук развести над головой. Кончиками пальцев совершать легкие постукивания по всей поверхности головы, имитируя дождик.
Упражнение №4 «Запястье»
Развитие творческого мышления.
Обхватить левой рукой запястье правой руки и массировать. То же выполнять правой рукой.
Заключительная часть
Гармонирует работу правого и левого полушария головного мозга рисование двумя руками. Нашим малышам ещё трудно рисовать карандашами двумя руками. Предлагаем создать тренажеры для данных занятий своими руками.