Елена Гулькова
Мастер-класс «Развитие математических способностей дошкольников через развивающие игры с логическими блоками Дьенеша»
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию мастер-класс на тему : Развитие математических способностей дошкольников через развивающие игрыс логическими блоками Дьенеша
и палочками Кюизенера»
Одна из задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют осваивать новое.
Публикация «Мастер-класс „Развитие математических способностей дошкольников через развивающие игры с логическими блоками Дьенеша“» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Сегодня на смену жесткой учебно- дисциплинарной модели воспитания пришла личностно – ориентированная модель, основанная на бережном и чутком отношении к ребенку с учетом его индивидуальных возможностей.
Главной задачей ставиться развитие логико – математических способностей дошкольников через применение новейших методик и разработок в дошкольной педагогике
Важно научить детей не только считать, измерять и решать арифметические задачи, но и развивать у них способность видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения и зависимости, умение «конструировать», оперировать предметами, знаками и символами.
Реализация данной технологии построена на применении наиболее эффективных игровых и учебно – игровых пособий.
Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности математического, мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения дана не во многих.
Наиболее эффективным пособием являются логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера.
В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования-декодирования, а также логические операции «не», «и», «или».
В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у дошкольников развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют память, внимание, восприятие.
Игровые упражнения и игры отличаются занимательностью и соответствуют уровню сложности заданий.
Развивающие игры и упражнения с палочками Кюизенера – на основе В. П. Новиковой, Л. Д. Комаровой, Л. И. Тихоновой.
Использование чисел в цвете позволяет развивать у дошкольников представление о числе на основе счета и измерения. Выделение цвета и длины палочек поможет дошкольникам освоить ключевые для их возраста средства познания – сенсорные эталоны (эталоны цвета, размера) и такие способы познания, как сравнение, сопоставление предметов (по цвету, длине, ширине, высоте).
Они вызывают живой интерес детей, развивают активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения мыслительных задач.
Все игры и упражнения не адресуются конкретному возрасту. Ведь дети одного календарного возраста могут иметь различный психологический возраст. Кто-то из них чуть-чуть, а кто-то значительно раньше других ровесников достигает следующей ступени в интеллектуальном развитии, однако каждый должен пройти все эти ступени.
Цель: развитие логического мышления у детей дошкольного возраста с помощью развивающих игр : «Логических блоков Дьенеша» и «Цветных палочек Кюизенера».
Задачи:
Образовательные:
- формирование базисных математических представлений;
- формирование умения следовать устным инструкциям, читать схемы, овладение навыками моделирования.
Развивающиеся :
- активизировать умственную деятельность детей;
- развивать основные умственные операции: анализ, синтез, абстрагирование, сравнение и т. д;
- развивать основы творческого мышления;
- развивать эмоционально – волевую сферу;
- развивать коммуникативные навыки.
Воспитательные:
- повышать интерес детей к математике;
- воспитывать интерес к интеллектуальным играм;
- воспитывать нравственно – волевые качества личности.
В технологии использованы различные формы организации детской деятельности:
- развивающие игры;
- творческие задания;
- фронтальная работа с демонстрационным материалом;
- самостоятельная работа детей с раздаточным материалом;
- постановка и разрешение проблемных ситуаций;
- сюжетная подача материала.
Логико - математические игры проводятся в непосредственно – образовательной деятельности ФЭМП и во второй половине дня.
Технология по работе с логико- математическими блоками Дьенеша и палочками Кюизенера» разработана на основе методических пособий:
Комарова Л. Д. «Как работать с палочками Кюизенера?»
Новикова В. П., Тихонова Л. И. «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера»
Носова Е. А., Михайлова З. А. «Логико – математическое развитие дошкольников»
Финкельштейн Б. Б «Давайте вместе поиграем», «Страна блоков и палочек», «На золотом крыльце», «Кростики» - Посудная лавка.
Альбомы для блоков Дьенеша :
- «Для самых маленьких» 2-3 года;
- «Лепим нелепицы» с 4 лет;
- «Поиск затонувшего клада» 3-8 лет;
- «Спасатели приходят на помощь» 5-8 лет.
Альбомы для палочек Кюизенера:
- «Волшебные дорожки» 2-3 года;
- «Дом с колокольчиком» 3-5 лет
Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур
(Приложение 1, слайд 2) :
а) четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник); б) четырех цветов (красный, синий, желтый, зелёный); в) двух размеров (большой, маленький); г) двух видов толщины (толстый, тонкий).
Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизенера разработал универсальный дидактический материал по развитию у детей математических способностей (Приложение 1, слайд 3). Палочки Кюизенера, их еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками, являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет «через руки» ребенка формировать понятия числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и др. Набор способствует развитию детского творчества, фантазии и воображения, познавательной
активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.
Начать играть в палочки Кюизенера можно даже с малышом полутора-двух лет. На первых ознакомительных заданиях можно начать с изучения цветов.
Занимаясь со счетными палочками Кюизенера, малыш сможет легко освоить основы счета, наглядно знакомится с механизмами сложения и вычитания, умножения и деления, учится сравнивать и соотносить части и целое.
Помимо занятий, нацеленных на развитие математических способностей, развитие логического и пространственного мышления, а также формирования эталонов цвета и величины, можно при помощи всё тех же палочек устроить настоящие уроки творчества. Из разноцветных элементов пособия можно выкладывать самые разнообразные мозаичные рисунки, развивая тем самым пространственное и творческое мышление.
Сегодня я познакомлю вас с некоторыми методами работы с логическими блоками и палочками Кюизенера. Давайте, превратимся в детей!
Ход практической части
Задания на основе логических блоков Дьенеша
• Сегодня утром я пришла в детский сад и увидела этот сундук, хотела открыть, но на нем замок (Приложение 1, слайд 4).
• Давайте попробуем его открыть и посмотреть, что в сундуке.
• Замок то не простой, наверное, это какая-то загадка (Приложение 1, слай 5). - Найдите в коробках фигуры-ключи и положите на замок (заранее заготовлен из картона).
• какой формы твой ключ? (красный, квадратный, большой, тонккий)
• какой ключ у тебя? (желтый, треугольный, большой, тонкий)
• а у тебя какой ключ? (синий, круглый, маленький, толстый)
Открываем сундучок, а там письмо: «Здравствуйте, ребят! Это пишут вам математические человечки. У нас беда! Злая колдунья Бастинда выкрала нашу королеву Математики и спрятала ее в своем замке в высокой башне! Без вашей помощи нам не обойтись, ведь мы слишком маленькие, а путь далек и труден. Злая Бастинда заколдовала города, леса и горы, чтобы их расколдовать нужно, выполнить сложные задания, которые под силу только вам! Математические человечки» (Приложение 1, слай 6)
• Поможем математическим человечкам вернуть их королеву и разрушить все колдовские чары злой колдуньи Бастинды?
• Смотрите путь и правда очень далек (Приложение 1, слай 7).
• Что же нам можно придумать, чтобы побытрее добратья до замка?
• А давайте, построим автомобиль из геометричеких фигур! (Приложение 1, слайд 8).
• Автомобили собраны, а значит можно отправляться в путь! И первый пункт назначения
– это … (Приложение 1, слайд 9)
• Смотрите, ребята, перед нами обрыв и мы не можем дальше двигаться (Приложение 1,
слайд 10).
• Что же нам делать?
• Правильно, можно построить мост из блоков, да так чтобы рядом не было одинаковых фигур по форме и цвету (педагоги выкладывают цепочку на столе).
• Мост построен, можно ехать дальше! (Приложение 1, слайд 11)
• Смотрите, мы прибыли, в какой то город! (Приложение 1, слайд 12). В этом городе есть домики, а жители города — сказочные фигуры — они поссорились, т. к. колдунья Бастинда заколдовала их, чтобы они не могут договориться друг с другом, кто на каком этаже будет жить. Давайте расселим фигуры по заданным свойствам (у педагогов на листах напечатаны такие же домики как на слайде, Приложение 1, слайд 13).
Объяснение свойств: (Приложение 1, слайд 14) :
• Цвет блока обозначается пятнами (красный, синий, желтый);
o Величина блока – силуэтом домика (большой, маленький)
o Форма – контурами
•
o Толщина – условным изображением человеческих фигур (толстый и тонкий)
• Вот какие вы молодцы! Расколдовали сказочные фигуры, теперь они будут дружны, и никогда не будут ссориться!
• Отправляемся дальше в путь! И следующий пункт нашего назначения… (Приложение
1, слайд 15)
Задания на основе палочек Кюизенера.
• Ребята, куда это мы попали? (Приложение 1, слайд 16)
• Бастинда заколдовала обезьян, уменьшив их рост, и теперь они не могут забраться на пальмы за бананами, а им так хочется кушать.
• Нужно бедным помочь, но как? Чтобы это исправить, нам необходимо построить лестницу и сорвать с пальмы все.
• Постройте лестницу, начиная с самой маленькой палочки – белой, а закончите самой большой – оранжевой (Приложение 1, слайд 17).
Объяснение: наименьшая палочка в наборе - белый кубик длиной 1 сантиметр, все розовые палочки длиной два сантиметра, голубые – три, желтые – пять и т. д.
• Вот и сплавились мы еще одним заданием, теперь обезьянки будут сытыми и счастливыми (Приложение 1, слайд 18).
• Куда же мы поедем дальше? (Приложение 1, слайд 19)
• Вот и замок с башней злой колдуньи! Королева Математики сидит в комнате на самом верхнем этаже этой башни (Приложение 1, слайд 20, чтобы до ее добраться, нужно
подобрать шифр к кодовому замку: назовите по порядку числа, которые обозначает каждая палочка, тогда замок будет открыт, и мы сможем войти в башню.
• Вот мы и добрались до королевы Математики! (Приложение 1, слайд 21) Теперь нам нужно как то отправить ее в свою страну? Что же нам такое придумать?
• Давайте построить ковер – самолет, на котором и полетит королева!
• За основу мы возьмём палочку жёлтого цвета (Приложение 1, слайд 22). Каждый ряд составьте из двух других палочек. Ряды не должны повторяться.
• Сколько белых палочек поместится в жёлтой? (5)
• Чему равна жёлтая палочка? (Пяти)
• «Прочитайте» ковёр числами (пять – это один и четыре, два и три, три и два, четыре и один).
• Молодцы! Королева спасена!
• Но как же мы будем добираться до дома, ведь дальше железная дорога, а на автомобилях мы по ней ехать не можем? (Приложение 1, слайд 23)
• Постройте поезд так, чтобы было десять вагонов, и они располагались от самого маленького до самого большого.
• Каким по порядку стоит голубой вагон?
• Вагон, какого цвета стоит шестым?
• Какой по порядку вагон стоит между черным и синим?
• Вот и вернулись мы в наш детский сад!
В заключение мастер-класса я предлагаю вам продолжить фразы:
- Сегодня я узнала.
- Было интересно.
- Было трудно, но.
- Я научилась.
- У меня получилось.
- Я смогла.
- Меня удивило.
- Мне захотелось.
А сейчас мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс : свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку - то, что получили нового. А сейчас давайте одновременно хлопнем в ладоши и объединим все в единое и скажем друг другу "Спасибо!"
Желаю вам успехов и творчества в работе с детьми!