Марина Мельчанова
Мастер-класс «Развитие личностных качеств дошкольника посредством театрализованной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
В повседневной работе воспитатель часто сталкивается с различными индивидуальными проявлениями детей: упрямством, неорганизованностью, неумением занять себя. Нередко встречаются дети развитые, с богатым воображением, с хорошими организаторскими способностями, но эгоистичные и чрезмерно самолюбивые. Они непременно берут на себя главную роль в игре, а другие дети им охотно подчиняются. Дети бойкие, смелые сразу обнаруживают свою индивидуальность: выбирают по своему желанию игру, требуют привлекательную роль, не стесняются в выражении своих чувств. У них в общем много положительных чувств, но такие дети иногда нарушают правила поведения, могут обидеть товарища. Гораздо труднее понять детей, которые ведут себя пассивно, потому что они застенчивы, робки. Заторможенность, неуверенность в себе мешают детям проявлять свои знания и умения, сковывают их воображение. Причины такого поведения могут быть различными : избалованность, капризность, потакание родителей всем желаниям ребенка, неуважение к личности ребенка, постоянные наказания, ущемление детской самостоятельности, отсутствие единства и последовательности в предъявлении требований взрослыми. Особого подхода к себе требуют, так называемые «тихие» дети. Их малая активность, спокойное подчинение других, неумение постоять за себя, вступиться за товарища – свидетельствуют о несформированности определенных личностных качеств.
Публикация «Мастер-класс „Развитие личностных качеств дошкольника посредством театрализованной деятельности“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Развитию личностных качеств у детей мне помогли театрализованные игры – это режиссерские игры и игры драматизации, которыми я занимаюсь на протяжении многих лет. Эти игры развлекают детей и помогают воспитывать в них моральные и эстетические качества, развивают детскую фантазию, способность сопереживать происходящему, создают соответствующий эмоциональный настрой, раскрепощают ребенка, повышают чувства уверенности в себе.
Одна из основных целей воздействия на ребенка театрализованных игр – развитие личностных качеств, отсюда можно выделить следующее направление, которое я использовала в своей практике.
Первое направление – развитие у детей эмоциональной отзывчивости на происходящее, отсюда и:
1. Развитие доброжелательных отношений;
2. Воспитание уверенности в своих силах;
3. Уметь считаться с интересами и мнениями своих товарищей;
Второе направление – развитие выразительной речи (развитие умений выразительно читать и рассказывать, заучивание и выразительное чтение стихотворений, драматизации произведений, требующей от детей интонационной и мимической выразительности, развитие связной речи (вопросы по содержанию прочитанных произведений, пересказ прочитанного, придумывание новых эпизодов к знакомым сказкам).
Третье направление – развитие умственных способностей (развитие мышления и воображения при пересказе и сочинении сказки на любую тему с описанием деталей, опираясь только на на воображаемые образы).
Большую помощь мне оказала книга Д. В. Менджерицкой «Воспитателю о детской игре», некоторые методы и приемы я использовала в своей работе к примеру:
1. Метод побуждения к сопереживанию (знакомя детей с художественным произведением я старалась создать эмоциональную атмосферу восприятия, побуждала к сопереживанию чувств, вызываемым данным рассказам).
2. Метод убеждения (старалась доказать, что ребенок справится с доверенной ему ролью, вселяла уверенность в себе).
3. Метод поисковых ситуаций побуждает детей к самостоятельным действиям, к творчеству (предлагала детям словесные игры, отгадать и придумать свои загадки, самим сочинить сказку).
4. Метод сравнения – оценка героев (хитрый, жадный, глупый, доверчивый, добрый и т. д.)
Используемые приемы:
1. Рассматривание иллюстраций к рассказу, сказке – это помогает детям осмысленно отвечать на вопросы.
2. Беседа о сюжете выявляет у детей умение подметить и оценить характерные особенности содержания произведения, действующих персонажей.
3. Разыгрывание диалогов между персонажами.
4. Драматизация эпизодов сказки, инсценировка, дающая детям возможность обратить внимание на характер персонажей, на особенности внешнего вида, подобрать соответствующие слова для характеристики героев.
5. Поощрение (подбор для малоактивного ребенка соответствующей несложной роли, помощь в хорошем ее исполнении и тем самым завоевание признания у товарищей и повышение его авторитета).
Вся работа производится поэтапно:
1. Знакомство с произведением:
- необходим тщательный отбор художественного материала, учитывая особенности возрастной группы.
- подбирать такие сказочные образы и примеры, которые помогли бы развивать в детях речь, мышление, фантазию, эмоции, давали бы представление о морали, справедливости, необходимости борьбы со злом;
- разные литературные жанры в зависимости от своей художественной специфики по-разному воздействуют на детей.
2. Распределение ролей.
3. Разучивание текста.
4. Отработка движений, выразительности мимики, жестов, постановки голоса, интонации в изображении характерных особенностей образов.
5. Разучивание текста.
6. Подготовка к спектаклю (изготовление декораций, соответствующих атрибутов, костюмов, шапочек).
7. Постановка спектакля.
Вся работа строится по принципу от простого к сложному, от второстепенной роли к главной.
Начав работу с младшей группой, я с детьми старшей группы показала спектакль «Капризка», с целью избавления от недостойных привычек и формирования культуры поведения у ребят.
Встреча с театральной куклой создала радостную, вызвала у детей интерес к происходящему и желание самим принять участие в действии. После сказки я дала малышам поиграть с куклой, подержать ее в руке, хорошенько рассмотреть, попытаться оживить ее, определить какой у нее характер, голос. В группе после показа настольной сказки, я предложила детям самим придумать маленькую историю с игрушками, чтобы ребенок попытался сам сочинить небольшой рассказ, помогая им при этом наводящими вопросами.
Для себя я поставила следующую задачу – выявить речевые и эмоциональные особенности каждого ребенка, исходя из того, как они умеют вести себя в играх. После наблюдения я разбила детей на всякие группы:
1 группа – активные дети (с развитой речью, более эмоциональные, с богатым воображением);
2 группа – пассивные дети (замкнутые, неуверенные в себе, нуждающиеся в поддержке)
Учитывая свои наблюдения я постаралась охарактеризовать каждого ребенка и поставила определенную цель индивидуальной работы с каждым с каждым из них. Приведу примеры индивидуальной работы с детьми.
Юля П. – хорошо относится к товарищам, но иногда может быть несправедливой по отношению к ним, резкой, стремилась командовать.
По активности в игре Юлю можно было отнести к первой группе, но она отличалась от тех детей своей застенчивостью, неуверенностью в себе и в своих силах. Интереса ни к чему не проявляла, не могла се6я занять, не владела интонационной выразительностью, говорила монотонно, с трудом запоминала стихи. Фантазия у нее небогатая.
В работе с ней было намечено следующее: развивать чувство уверенности в себе и своих силах и в то же время скромность. Упражнять в рассказывании, уделить внимание интонационной выразительности, мимике, движениям. Разучивать стихи для развития памяти.
Читая сказки, я старалась интонационно подчеркнуть характеристику персонажей. Проводила беседы с вопросами. Читала и рассказывала детям о смелых, скромных людях, о дружбе. Помогала подобрать подходящую роль и удачно ее исполнить.
Положительное влияние оказали на юлю театральные игры. Пример любимых героев, других детей, беседы о хороших поступках изменили Юлю. Она уверилась в своих силах, избавилась от недостатков, стала более активной, завоевала уважение у товарищей. Вот, к примеру индивидуальная работа с другим ребенком. Дима В. подвижный, но застенчивый, робкий неустойчив в своих желаниях и интересах. В игре неуверенность в себе сказывалась в том, что он никогда не претендовал на главную роль.
Работа с Димой заключалась в том, чтобы помочь ему раскрыть себя и свои особенности, подобрать в игре подходящую роль, разучивать стихотворения, научить пересказывать услышанное. Я старалась внушить ему, что он многого может достичь. Большую часть в изменении поведения Димы сыграло его участие в праздничных постановках. На Новогоднем празднике он сыграл роль мишки в сказке. Хотя движения у него были не совсем ритмичные, но все же ему удалось собрать интересный образ мишки. Я убедилась в том, что мальчик не лишен воображения. Выступление в ответственной роли подняло авторитет Димы в глазах других детей, появилась уверенность в себе.
На первом этапе своей работы я использовала первую группу на главных ролях, вторую группу на второстепенных. Эгоистичных детей я стремилась сдружить с детьми доброжелательными, спокойными.
С первых же занятий я начала активно привлекать пассивных детей, и сама участвовала с ними в сценках.
С каждым занятием дети становились более активными, уверенными в себе и своих силах. Я часто хвалила их.
В группе дети играли в различные режиссерские игры и игры-драматизации, в сказках «Колобок», «Теремок», «Машенька и медведь». Эта работа проводилась в свободное от занятий время во второй половине дня.
Исходя из своей практики я решила работать более целенаправленно.
Театральные игры оказывают большое и распространенное влияние на развитие личности ребенка :
- знакомят с окружающим миром через образы, звуки, краски;
- развивают речь ребенка, чувство юмора, самостоятельность;
- на примере героев из любимых произведений прививают детям такие личностные качества, как дружба, отзывчивость, честность, смелость.
Ведь ребенок во время игры чувствует себя свободно и раскованно и с удовольствием включается в игру, перевоплощается в тот или иной образ.
Особый характер имеют игры-драматизации, которые отличаются от обычной творческой игры тем, что создаются по готовому сюжету, взятому из книги. План игры, последовательность действий определены заранее. Такая игра для детей труднее, чем подражание тому, что они видят в жизни. Ведь нужно хорошо понять, как разворачивается сюжет, почувствовать характеры героев, их поведение, запомнить текст, реплики персонажей. Основной смысл игры-драматизации заключается в том, что они помогают детям глубже понять идею произведения, почувствовать его художественную ценность, способствует развитию выразительности речи и его движений.
Перед подготовкой к постановке спектакля я несколько раз читаю сюжет произведения. После мы вместе с детьми обсуждаем образы героев, распределяем роли, готовим костюмы.
Опыт работы показывает, что в результате такой длительной работы каждый ребенок становится активным участником игры. И тогда начинает проявляться и расцветать его индивидуальность. У каждого обнаруживаются хорошие качества, способности, умения, которые помогают завоевать уважение товарищей. У некоторых детей проявляются музыкальные способности.
В результате проведенной работы дети стали самостоятельнее, уважительнее относиться друг к другу, заботиться о младших. У них заметно расширился словарный запас, а главное дети обогатились нравственно, эстетически.
Как показала практика такие дети приходят в школу хорошими организаторами, уверенными в себе, становятся активными участниками самодеятельности.
Мельчанова Марина Николаевна
МБДОУ Д/С "Кораблик" №27
г. Якутск Республика Саха (Якутия)