Светлана Журавлева
Мастер-класс «Путешествие по тактильным сказочным дорожкам»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс для педагогов на тему: «Дидактическое пособие по развитию связной и монологической речи дошкольников «Путешествие по тактильным сказочным дорожкам»
Цель: распространение педагогического опыта по применению дидактического пособия «Тактильные дорожки» как средство развития связной и монологической речи дошкольников.
Задачи:
Публикация «Мастер-класс „Путешествие по тактильным сказочным дорожкам“» размещена в разделах
- Тактильные игры и пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» апрель 2021
- познакомить с технологией изготовления дидактического пособия по развитию речи «Тактильные дорожки по русским народным сказкам»;
- показать значимость данного пособия в процессе развития связной и монологической речи детей среднего возраста.
1. Этап.
Добрый день, уважаемые коллеги. Хочу познакомить Вас с дидактическим пособием «Тактильные дорожки по русским народным сказкам», которое я использую для развития мелкой моторики рук, связной и монологической речи. Не могу сказать, что данная методика является новаторской, но для детей такое пособие очень интересно и полезно, а педагогов, надеюсь, привлечет своей простотой, доступностью и многообразием творческих возможностей. Данное пособие также развивает зрительный и тактильный анализаторы, внимание, память, логическое мышление. Дорожки помогают изучать цвета и свойства различных материалов, а также расширить словарный запас.
Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал : "Ум ребёнка находится на кончике его пальцев». Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Чем активнее и точнее движение пальцев рук у малыша, тем быстрее и правильнее он начинает говорить.
Но также важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества. Большую роль в этом играют сказки. Именно они являются прекрасным материалом для обучения детей дошкольного возраста развитию речи. Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Всё это позволяет вовлечь ребёнка в активную речевую работу.
Работа с «тактильными дорожками»
строится в несколько этапов:
• На первом этапе дети знакомятся с дорожками и обучаются приемам обследования, сравнивания поверхностей, нахождения по описанию. Находим с детьми дорожку определенного сказочного героя. Например, дорожка Лисы – она гладкая (шершавая). На что она похоже? Дорожка Зайца пушистая – мягкая. На что похоже? (на пушистые варежки)
• На втором этапе дети учатся соотносить поверхности дорожек с определенным предметом, животным, эмоциональным состоянием. Например, фланель – как бабушка добрая, нежная, ласковая. Наждачная бумага – сердитая, колючая, злая, грубая. Мех - теплый, добрый, ласковый, нежный. Целлофан - грустный, холодный.
• На третьем этапе ребенок рассказывает русскую народную сказку с опорой на «тактильные дорожки».
Делается всё очень просто. Для работы нам потребуются следующие материалы: картонная основа, клей ПВА, ножницы и различные фактурные материалы. Я использовала: фетр, гофрированный картон, нитки, кусочки губки для мытья посуды, спички, ватные диски. А еще брала разные крупы: рис, пшено, манку, гречку и пр.
При помощи клея приклеиваем героев сказки и материалы на картонную основу. Получается вот такое простое и полезное пособие, которое позволит активизировать речевую деятельность и мыслительные процессы.