Елена Коваленко
Мастер-класс «Прозрачный мольберт как нетрадиционное средство развития творческих способностей у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: распространение педагогического опыта по применению современной технологии (рисование на прозрачном мольберте) в работе с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
- раскрыть значение технологии;
- познакомить с методикой проведения;
- поделиться опытом работы по развитию творческих способностей дошкольников;
- познакомить педагогов с технологией с целью повышения их профессиональной компетентности.
Публикация «Мастер-класс „Прозрачный мольберт как нетрадиционное средство развития творческих способностей у дошкольников“» размещена в разделах
Материал: прозрачный мольберт большого формата (передвижной, прозрачный мольберт настольный по кол-ву педагогов, гуашевые краски, кисти, вода в непроливайках, салфетки.
Ход мастер-класса :
Презентация педагогического опыта мастера.
Добрый день, уважаемые педагоги!
Одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная деятельность, создающая условия для вовлечения ребёнка в собственное творчество, в процессе которого создаётся что-то красивое, необычное.
Изобразительная деятельность является важным средством эстетического воспитания, которое позволяет детям выразить своё представление об окружающем мире, развивает фантазию, воображение, даёт возможность закрепить знание о цвете, форме. В процессе рисования у ребёнка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Занятия рисованием развивают умение видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства. Собственная художественная деятельность помогает детям постепенно подойти к пониманию произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.
Хотя занятия по рисованию приносят много радости дошкольникам, необходимо постоянно поддерживать интерес к изобразительной деятельности. Поэтому я знакомлю детей с разнообразными видами и техниками рисования. Всё необычное привлекает внимание ребенка, заставляет его удивляться.
Сегодня я познакомлю вас с одним из инновационных пособий предметно-развивающей среды — прозрачным мольбертом из орг. стекла. Это пособие помогает формировать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности.
В нашей группе имеется пособие «Прозрачный мольберт» в большом формате – передвижной и небольшой - настольный. Дети с удовольствием играют и творчески развиваются, рисуя на этих чудесных мольбертах.
Включение прозрачного мольберта в традиционную форму подачи дидактического материала является инновационной технологией. Новизна разработки в том, что выполняя работу стоя, ребенок может свободно двигаться, что способствует профилактики нарушений осанки и нарушения зрения. К тому же занятия на мольберте стимулируют познавательную активность ребенка, вызывая у него положительный эмоциональный отклик, позволяют фиксировать его внимание на происходящем и доставляют радость от совместного творчества с педагогом и детьми.
В отличие от рисования по бумаге, стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. Ребят захватывает сам процесс рисования: гуашь (именно ее свойства лучше подходят для рисования по стеклу) скользит мягко, ее можно размазывать и кистью, и пальцами, так как она не впитывается в материал поверхности и долго не высыхает. Ребенок словно не рисует, а тренируется рисовать, и, соответственно, имеет право на ошибки и исправления, без болезненных переживаний о свершившемся, которое уже не изменить. Развивается мелкая моторика, гибкость пальцев и мышцы рук. В процессе ребенок раскрепощается, устраняет страхи, комплексы, развивает уверенность в себе и общительность.
Цель упражнений, при использовании «Прозрачного мольберта» :
Развивать высшие психические функции и творческое мышление детей.
В процессе применения прозрачного мольберта реализуются такие задачи как:
• развитие зрительного восприятия;
• развитие речи, мышления;
• развитие пространственных представлении;
• развитие координации движения и мелки моторики;
• развитие коммуникативных навыков.
В работе с «Прозрачным мольбертом» использую разнообразные техники, которые способствуют поддержанию интереса к занятиям, вызывают положительные эмоции, делают более интересными многократные повторения упражнений, позволяют овладеть навыками ориентировки на вертикальной поверхности, совершенствовать умения в рисовании. Наиболее эффективный приём - совместные действия, когда ребёнок рисует не один, а одновременно с взрослым. Для этого есть возможность работать с двух сторон прозрачного мольберта. На мольберте могут одновременно рисовать 4 ребенка, используя его обе стороны, а за столом дети работают парами.
Очень полезно использовать этот прием для развития коммуникативных навыков детей, привлекая их к коллективному рисованию. Чтобы повысить заинтересованность ребенка, педагог может использовать игровые и словесные приё мы: читать стихотворения, петь песенки, загадывать загадки, вызывая тем самым положительные эмоциональные чувства.
А теперь уважаемые участницы мастер-класса предлагаю вам принять участие в совместном рисовании. Встаньте лицом друг к другу и образуйте пары. Кто нашел себе пару, займите место в нашей мастерской.
Давайте для начала проведем несколько упражнений для знакомства:
1. Игровое упражнение «Давай познакомимся»
Задачи: Знакомство с пособием, со свойствами стекла; развитие коммуникативных навыков.
Ход: Участники мастер-класса через стекло прикладывают свои ладони (пальчики) друг к другу.
2. Игровое упражнение «Догони ладошку»
Задачи: Развитие прослеживающей функции глаз, фиксации взора и ориентировки в пространстве (вверх, вниз, справа, слева).
Ход: Педагоги прикладывает свою ладонь к стеклу в разных местах мольберта (вверху, внизу и т. д.) Второй педагог должен «поймать» ладонь через стекло. Участники по очереди меняются ролями.
3. Игровое упражнение «Идёт дождик»
Задачи: Развитие зрительного внимания, зрительно-моторной координации. Умение располагать штрихи в указанном направлении (сверху вниз, слева направо, справа налево)
Ход: Кончиками пальцев наносим на стекло штрихи, имитирующие падающие дождевые капли.
4. Игровое упражнение «Деревья»
Задачи: Развитие межполушарного взаимодействия, воображения.
Ход: Один человек как –будто рисует ствол, а второй ладошками крону.
Творческая мастерская
Уважаемые коллеги, я вам предлагаю нарисовать совместную картину по теме «Весенняя красота природы». У вас на рабочих столах есть необходимые материалы для традиционного и нетрадиционного способов рисования. Вам будет легче рисовать, если краска будет густая. Договоритесь между собой, кто, что будет рисовать, и приступаем к работе…
Систематически используя современное оборудование, происходят изменения в формировании эстетического отношения детей к окружающему миру. У детей не вызывает затруднений составление композиций, раскрываются индивидуальные умения и творческое воображение, развивается художественный вкус. Потому, что дети всегда находятся в творческом поиске, экспериментируют, не боятся ошибаться. У каждого из них есть возможность проявить свое видение и свою индивидуальность.
Итог мастер-класса
Посмотрите, какие получились замечательные творческие шедевры. Скажите, пожалуйста, вам было трудно или легко? Было ли что то, что вызвало затруднение? Как вы думаете, можно ли использовать эту технику рисования в своей работе?
Рефлексия
Уважаемые педагоги мы с вами рисовали весенние пейзажи, теперь предлагаю оценить нашу деятельность, заполнив листочками дерево успеха. Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — было очень интересно, желтый — встретились трудности, красный — было очень трудно выполнить творческую работу. Каждый педагог наряжает свое дерево соответствующими листочками.
Спасибо Вам уважаемые коллеги за сотрудничество, я желаю Вам удачи!