Екатерина Попова
Мастер-класс «Проектная технология как одна из форм экологического воспитания дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Разработали:
Исаева Валентина Александровна - воспитатель,
Попова Екатерина Викторовна - воспитатель,
Лобова Елена Викторовна – музыкальный руководитель.
Цель: формирование мотивационной готовности педагогов ДОУ к овладению проектной деятельностью.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с технологией проектной деятельности.
Публикация «Мастер-класс „Проектная технология как одна из форм экологического воспитания дошкольников“» размещена в разделах
2. Создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса с целью стимулирования развития интеллектуальной и творческой инициативы педагогов.
3. Содействовать совершенствованию профессионального уровня педагогов.
Необходимое оборудование: проектор, экран, ноутбук, презентация.
План проведения мастер-класса.
1. Проектный метод в деятельности дошкольников.
2. Работа с фокус-группой – 4 человека.
3. Работа со зрителями.
4. Работа с фокус-группой.
5. Рефлексия.
Ход мастер-класса.
1. Проектный метод в деятельности дошкольников.
Добрый день, уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать вас на мастер-классе, посвященном проектной деятельности дошкольников.
Что такое проектный метод, насколько он актуален в наше время, думаю, многие уже знают.
Использование технологии проектирования как одной из форм экологического воспитания позволяет эффективно решать важные задачи развития дошкольника.
Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, она развивает познавательный интерес к различным областям знаний, исследовательские и коммуникативные умения, критическое мышление, умение работать с информацией, формулировать проблемы и находить пути их решения, формирует навыки сотрудничества, самостоятельность в мышлении и действиях, уверенность в своих возможностях.
Экологический проект в ДОУ является одной из важнейших практик, всесторонне развивающих личность ребёнка. Во-первых, экологическое воспитание в детском саду невозможно без использования элементов игры. Во-вторых, все экологические проекты в ДОУ дети выполняют при активной помощи воспитателей и родителей, что способствует правильному формированию их социальной адаптивности. В-третьих, участвуя в экологических проектах, дети получают возможность на практике понять основы устройства и функционирования природы и окружающего мира.
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.
Что же такое проектная деятельность? Проектная деятельность - специально организованная совместная познавательная деятельность педагога и воспитанников по разработке и реализации проекта, направленная на решение личностно-значимых образовательных задач и создание конкретного продукта в рамках определённых этапов.
В проектной деятельности можно выделить следующие этапы:
1. Подготовительный (выбор и обоснование темы проекта, определение сроков, целей и задач работы; подбор методического, дидактического, иллюстративного материала, анкетирование родителей и т. д.);
2. Основной (беседы, НОД, экскурсии, чтение художественной литературы, творческая мастерская по изготовлению продукта проекта, разные виды игр и т. д);
3. Заключительный (презентация продукта проекта, информирование общественности о реализации проекта, обсуждение итогов работы).
На примере нашего реализованного в старшей группе детско-взрослого проекта «Откуда в кране вода?» проследим, какие мероприятия можно проводить на каждом из этапов. Проект - познавательно-исследовательский, групповой, краткосрочный.
На подготовительном этапе происходило погружение детей и взрослых в проектную деятельность. На данном этапе определялось актуальное состояние проблемы: откуда в кране вода? Для планирования работы над проектом мы использовали МОДЕЛЬ ТРЁХ ВОПРОСОВ.
Мы спросили у детей, что они знают о воде?
Миша ответил: «Вода течет из крана».
Аня сказала: «Бывает холодная, бывает горячая».
Ответ Маши: «Бывает грязная, бывает чистая».
Ответ Полины: «Бывает кипяченая».
Затем мы спросили у детей, что они хотят узнать о воде?
Миша захотел узнать, откуда вода берётся в кране и куда она утекает, Даша – сколько там воды, Поля – кому нужна вода.
Далее мы спросили: «Что нужно сделать, чтобы узнать?»
Миша ответил, что надо спросить у родителей, у старшего брата, Даша – спросить у воспитателей, Аня – из книг, Полина - у дедушки с бабушкой.
На подготовительном этапе также подбирали иллюстративный, методический и дидактический материал по теме. В книжный уголок поместили книги, сюжетные картинки о воде, разрезные картинки, энциклопедии и т. д. В опытно-экспериментальный центр поместили материалы для самостоятельного экспериментирования с водой, мнемотаблицы для рассказывания о воде, о различных её состояниях, дидактические игры: «Где живёт вода?», «Сколько вытекло воды?», «Спаси реку».
На основном этапе проводили беседу "Путешествие капельки воды", изображали капельки воды с использованием техники "Пластилинография".
Работали с лепбуком "Волшебница-вода".
Совершили экскурсию на метеоплощадку детского сада.
Провели НОД "Спасение Реки".
Совершили виртуальное путешествие в музей МУП "Горводоканал Волгограда".
Читали и просматривали книги, энциклопедии о воде.
Играли в подвижные игры, связанные с водой.
Занимались в образовательных пространствах детского сада "Река", "Море".
Смотрели мультфильмы о том, откуда в кране вода, и о том, что нужно беречь воду.
Играли в дидактические игры "Спаси Реку" и "Сколько вытекло воды?" (авторская).
Собирали разрезные картинки по теме.
Родители вместе с детьми совершили экскурсию выходного дня на Волгу, организовали выставку семейного творчества «Красавица Волга».
Дети с удовольствием работали в творческой мастерской по созданию продукта проекта – картины "Откуда в кране вода?" из салфеток.
На заключительном этапе реализации проекта проводилась презентация продукта – картины "Откуда в кране вода?" детям и взрослым детского сада № 327, представление проекта на педагогическом совете.
В ходе реализации проекта «Откуда в кране вода?» у детей сформировались знания о том, как вода попадает в дома, о значении воды для всего живого на Земле, о бережном и экономном отношении к водным ресурсам. У детей появились исследовательские умения, соответствующие возрасту (начали задавать вопросы природоведческого характера, устанавливают причинно-следственные связи). Сформирован устойчивый интерес к изучению данной темы. Повысилась компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.
2. Работа с фокус-группой.
А теперь практическая часть мастер-класса. Приглашаю четверых человек. Нужно распределить по этапам (подготовительный, основной, заключительный) мероприятия реализованных проектов «Птичья столовая» «Насекомые вокруг нас». (Педагоги садятся по двое за два стола.)
3. Работа со зрителями.
Пока педагоги работают, я хочу рассказать вам о "Модели трёх вопросов", которую можно использовать в проектной деятельности с детьми дошкольного возраста, например, для планирования деятельности. Мы задаём детям три вопроса, на которые они отвечают: "Что мы знаем?", "Что хотим узнать?", "Как узнаем?" Благодаря "Модели трёх вопросов" мы получаем первичную информацию о запасе знаний, представлений детей по данной теме. Она помогает детям ориентироваться в способах получения информации.
Давайте вместе попробуем использовать модель трёх вопросов для планирования работы над проектом «Мир цветов». Как бы нам ответили дети?
- Что мы знаем о цветах?
- Они красивые. Растут на участке, на даче, рядом с домом. Среди них розы, ромашки, ландыши, тюльпаны, лилии.
- Что хотим узнать?
- Какие ещё бывают цветы? Как сделать красивую клумбу? Какие цветы любят свет, а какие тень? Как ухаживать за цветами?
- Как узнаем?
- Из Интернета, из телепередач, из журналов и газет, из книг, спросим у родителей.
- Можно эти вопросы и ответы на них поместить на плакат для наглядности. Зарисовать или написать, если дети уже умеют читать. Большое спасибо зрителям за работу.
Фокус-группа уже справилась с заданием. Прочитайте, пожалуйста, что у вас получилось? (Читают.)
Спасибо фокус-группе. Садитесь, пожалуйста, на свои места.
4. Рефлексия.
- Что вам запомнилось?
- Что понравилось?
- Что вы будете использовать в своей работе?
- Спасибо за внимание!