Людмила Борисенко
Мастер-класс «Применение квест — технологии в образовательной деятельности ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
«Применение квест – технологии в образовательной деятельности ДОО».
Цель: Распространение педагогического опыта работы с детьми в проведении Квест игр.
Задачи:
1. Оказать практическую помощь педагогам в использовании Квест-технологии в условиях реализации ФГОС ДО.
2. Содействовать практическому освоению навыков применения Квест-технологии.
3. Создать условия для профессионального взаимодействия педагогов в рамках участия в Квест - игре.
Участники мастер-класса: Педагоги
Ход проведения:
1. Вводная часть. Теоретическая.
2. Основная часть. Практическая.
Публикация «Мастер-класс „Применение квест — технологии в образовательной деятельности ДОУ“» размещена в разделах
3. Заключительная часть. Рефлексия.
Теоретическая часть. Последнее время широкое распространение в педагогической практике получили квест - игры. Всё чаще данная форма работы (технология) стала использоваться педагогами дошкольных образовательных учреждений. Образовательные возможности квест - игр в полной мере отвечают требованиям ФГОС ДО.
Во-первых, квест - технология – это один из вариантов игры путешествия, применяемой в дошкольном возрасте, а игра, как мы знаем, ведущий вид детской деятельности.
Во-вторых, квест - игра дает возможность при объединении различных видов детской деятельности ненавязчиво реализовывать задачи каждого из 5-ти направлений развития и образования ребенка.
А самое главное, дети с большим интересом и легкостью участвуют в игре, что стимулирует их быть активными в познавательной, поисковой или продуктивной деятельности.
С 2016 г. Я начала постепенно внедрять квест – игру в работу с детьми старшего дошкольного возраста. Сначала это были элементы квест технологии (как часть занятия). Затем в спортивные развлечения «В поисках сокровищ», «Мы за здоровый образ жизни», «Юные сыщики» (в подг. гр., дальше досуг совместно с родителями Квест – игра «Бравые солдаты». Игровые занятия-путешествия «Помоги Снеговику», «Нарядим елочку», «В поисках пропавших подарков»
В процессе внедрения в практику квест - игр
-создаётся атмосфера эмоционального подъёма и раскрепощенности;
- в детях развивается уверенность в себе и своих товарищах;
-многие начинают слушать и слышать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию;
- происходит обогащение детей сходными впечатлениями для совместного обсуждения.
-улучшилось речевое взаимодействие;
-сложилось позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам;
-дети начинают отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым;
-у них нет чувства страха за ошибку.
Так что же такое «квест»? Откуда он пришел к нам?
Квест (от англ. Quest — «поиск, предмет поисков, поиск приключений).
Прародителями «реальных» квестов являются компьютерные игры. В отличии от компьютерных квестов, квесты в «реальности» еще только развиваются, и их история не насчитывает и десятилетия.
Впервые попытку перенести виртуальный компьютерный квест в реальность, предприняли в азиатских странах в 2007 году, вслед за ними его стали внедрять и в Европе, а затем и в России (2013г.). Как видим, это достаточно новое, молодое нововведение, несмотря на это оно уверенно набирает обороты и становится популярным и востребованным направлением.
Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации образовательной деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников. С помощью такой игры можно достичь образовательных целей.
Цель квестов: реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей.
Задачи:
-Образовательные (участники усваивают новые знания и закрепляют имеющиеся);
-Развивающие (в процессе игры происходит повышение образовательной мотивации, развитие творческих способностей и индивидуальных положительных психологических качеств, формирование исследовательских навыков, самореализация детей);
-Воспитательные (формируются навыки взаимодействия со сверстниками, доброжелательность, взаимопомощь и другие).
Принципы данной технологии соответствуют принципам ФГОС ДО, что, подчеркивает значимость данной технологии.
1. Доступность - задания не должны быть чересчур сложными для ребёнка.
2. Системность - задания должны быть логически связаны друг с другом.
3. Эмоциональная окрашенность заданий.
4. Разумность по времени. Необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес.
5. Использование разных видов детской деятельности во время прохождения квеста.
6. Наличие видимого конечного результата и обратной связи.
При планировании и подготовки квеста немаловажную роль играет сам сюжет, и то образовательное пространство, где будет проходить игра. Будет ли это закрытое пространство или более широкое поле деятельности, сколько будет участников и организаторов, откуда будут стартовать участники, будут двигаться в определенной последовательности или самостоятельно выбирать маршрут. В зависимости от этого квесты можно условно разделить на три группы.
Квест - это форма взаимодействия педагога и детей, которая способствует формированию умений решать задачи на основе компетентного выбора альтернативных вариантов через реализацию определенного сюжета.
Квест имеет свою структуру:
Введение – сюжет
Здесь происходит знакомство с сюжетом, и распределение ролей.
Задания– этапы, вопросы, игровые задания
Это прохождение этапов, выполнение действий, решение возникающих задач.
Порядок выполнения – бонусы, штрафы
Оценка – итоги, призы.
Виды квестов:
1. линейные - решение одной задачи дает возможность решать следующую, задания взаимосвязаны по принципу звеньев одной логической цепи;
2. штурмовые - с помощью контрольных подсказок участник сам выбирает способ решения задачи);
3. кольцевые - по сути, тот же линейный квест только для нескольких команд, стартующих из разных точек.
Этапы игры.
Квест – это командная игра. В процессе игры игроки последовательно движутся по этапам, решая различные задания (активные, логические, поисковые, творческие и пр.). Прохождение каждого этапа позволяет команде игроков перейти на следующий этап. Команда получает недостающую информацию, подсказку, снаряжение и т. п. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию.
Для того чтобы разработать сценарий квест – игры нужно определить цели и задачи для участников (дети, родители, определить пространство, где будет проходить игра.
Общая игровая цель известна участникам с самого начала и определяет игровую «легенду», особенности и правила заданий. Независимо от того, заложен элемент соревнования в игру или нет, конечная игровая цель - общая для всех команд. Общая цель является главным «внутренним мотиватором программы».
Задачи и мотивация:
Ко всем сценариям для квестов в реальности предъявляются общие требования:
- первая задача не должна быть сложной, ее цель – вовлечь игрока в процесс, показать, что у него все получается;
- задания, атрибуты должны строго соответствовать тематике игры и ее сюжету;
- задачи по сценарию для квеста должны быть понятными, не вызывать ощущение скуки и утомления;
- также необходимо продумать все риски, устранить повторы, позаботиться о безопасности игроков, учесть, что все дети разные.
Для достижения поставленной цели нужна мотивация.
Все просто. На финише должен быть приз! Нужно организовать некое соревнование по поиску «сладкого клада» на территории детского сада.
И вот тут свою главенствующую роль играют квест-технологии в воспитательной работе. Посудите сами, ведь даже маленькие дети способны понимать, что конечный результат зависит от общих усилий. Если один член команды не справился, всем остальным придется начинать все заново или помогать ему. Поэтому каждый ребенок и старается изо всех сил, чтобы если не выглядеть хуже других, то, по крайней мере, вложить свой максимальный вклад в победу команды. А команда – это что? Общество, в котором потом придется жить, соответствуя его гласным и негласным правилам поведения, а также общепринятым моральным нормам.
План подготовки игры:
- Разработать сценарий
- Создать антураж для каждой зоны проведения действий
- Подготовить музыкальное сопровождение
- Разработать презентацию для вступительной части
- Оформить наглядные материалы («карты»)
- Продумать методику и организацию проведения игровых заданий
- Подготовить необходимый реквизит для прохождения каждого испытания.
При подготовке квеста для дошкольников нужно помнить
4 условия:
1. Игры должны быть безопасными. Недопустимо ставить к выполнению задачи, которые связаны с риском для здоровья, например, забраться на дерево, спрыгнуть с большой высоты, спуститься в колодец.
2. Вопросы и задания должны соответствовать возрасту. Очень редко дети 5 -7 лет настолько эрудированны, чтобы угадать названия созвездий по картинке или перечислить всех американских президентов.
3. Недопустимо унижать достоинство ребенка. К примеру, нельзя заставлять проглотить гусеницу или танцевать, если ребенок стеснителен.
4. Споры и конфликты надо решать только мирным путем.
Вывод: квесты помогают активизировать детей, и родителей, и педагогов. Это игра, в которой задействуется одновременно и интеллект участников, их физические способности, воображение и творчество. Здесь необходимо проявить и смекалку, и наблюдательность, и находчивость, и сообразительность, это тренировка памяти и внимания, это развитие аналитических способностей и коммуникативных качеств. Участники учатся договариваться друг с другом, распределять обязанности, действовать вместе, переживать друг за друга, помогать. Все это способствует сплочению не только детского коллектива, но и родительского сообщества, а также улучшает детско-родительские отношения. А еще немаловажным является то, что родители становятся активными участниками образовательного процесса в ДОУ. Квест - игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО.
Практическая часть.
Предлагаю вам пройти Квест. «В поисках эликсира молодости и красоты».
Время прохождения квеста - 10 минут. Необходимо постараться уложиться во времени. Вам нужно пройти все задания и найти клад с эликсиром Здоровья.
Это будет поиск по запискам.
Вам нужно отыскать, спрятанные в разных местах записки с заданиями.
Выполнить задания. Получить подсказку – куда двигаться дальше и где искать записку.
Отгадайте загадку – она поможет Вам определить место, откуда начать поиск.
Не обижен, а надут,
Его по полю ведут.
Если бьют то - нипочём
А зовут его (Мячом)
Удачи!
1 Записка:
Оно длиннее всего на свете – и короче. Быстрее всего – и медленнее. Самое дробное – и самое неразрывное. Его меньше всего ценят, но больше всего сожалеют о его отсутствии. Без него ничего не может быть сделано. Когда его мало, оно пожирает всех и вся без следа, а когда много – дает возможность вздохнуть спокойно.
Что это?
(Время)
Получают подсказку – ищите там (картинка с мягкими модулями)
2 Записка:
Ребус (зашифровано слово -ОКНО)
Ищите там (зашифрованное слово, которое надо расшифровать, чтобы узнать, куда идти дальше)
3 Записка:
На окне картинки:
медицинские перчатки (защита от бактерий);
строительная каска (защита головы от ударов);
наколенники (защита колен от ушибов);
солнцезащитные очки (защита глаз от солнца).
Подберите слово, объединяющее все эти предметы.
Это слово (Защита)
Получают подсказку – ищите там (картинка шведской стенки).
4 Записка:
Способность организма защищать собственную целостность и биологическую индивидуальность.
Что это?
(Иммунитет)
Записка Подсказка. Пора возвращаться к началу!
Возвращаются к месту, с которого начали. Находят сундук, на нем записка.
Отгадайте, что в нем. В этом вам помогут слова, добытые в двух последних загадках.
Это (Актимель)
Рефлексия "Здоровье - самая большая ценность"
А теперь прошу заглянуть в шкатулку, где находится очень ценное сокровище. Педагоги по очереди заглядывают и видят свое отражение в зеркале.
Вы сами для себя большая ценность, ваше здоровье и есть ваш клад, ваше сокровище! Берегите его.
Если вы со мной согласны, так давайте наградим себя аплодисментами.