Ольга Буторина
Мастер-класс «Познавательно-исследовательская деятельность в процессе музыкальной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Знакомство участников с опытом использования познавательно-исследовательской деятельности на музыкальных занятиях.
Задачи:
• Представить педагогам методы и приемы работы по исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста.
• продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с предметами, не относящимися к музыкальным инструментам, которые могут издавать звуки, для внедрения их в дальнейшую профессиональную деятельность педагогов.
Публикация «Мастер-класс „Познавательно-исследовательская деятельность в процессе музыкальной деятельности“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» январь 2024
• Показать, как можно использовать опыты со звуком в экспериментальной деятельности детей.
• Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.
Материал и оборудование: компьютер; мультимедия; свистульки; столики с материалами для опытов со звуком.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Я рада приветствовать Вас на своем мастер-классе и очень надеюсь, наша встреча будет интересной, полезной и увлечет вас в удивительный мир необычной музыки. Что бы узнать, о чем будет наш мастер-класс, я предлагаю вам собрать из отдельных частей две картинки с изображением символов, в которых и заключается его тема. (Участники мастер-класса собирают в единое целое разрезные картинки с изображением скрипичного ключа и лупы). А можете ли вы самостоятельно сформулировать тему нашего мастер-класса?
Правильно ….
Тема на экране: «Познавательно-исследовательская деятельность в процессе музыкальной деятельности»
В начале нашей встречи я предлагаю вам поучаствовали в мини дискуссии, в ходе которой высказать свое мнение об актуальности данной темы. Я предлагаю вам передавать вот этот волшебный знак из рук в руки, и делиться с коллегами своими мыслями по данному вопросу (участник мастер-класса передают нотку из рук в руки и высказывают свои предположения).
….
Большое спасибо вам за активность и интересные высказывания, но все о чем вы сказали относиться непосредственно к работе воспитателя. А как же познавательно – исследовательская деятельность связана с музыкальными занятиями в ДОУ?
СЛАЙД 2: В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) говорится, что работа педагога ДОУ, в том числе и музыкального руководителя, должна быть направлена на формирование у детей познавательной активности и исследовательских навыков. Современная система образования отходит от обучения детей путём прямой передачи знаний, но развивает в них стремление к поиску новой информации разнообразными методами. Педагог зарождает в ребёнке мотивацию к нахождению ответов на возникающие вопросы, поощряет любознательность.
Слайд 3: фото Дети проводят опыты (бросают камушки в воду, бокалы с водой …. разговаривают в банку)
Природное любопытство и исследовательский интерес, изначально заложенные в человеке и сильнее всего это заметно в детстве. Ребенок – дошкольник по природе своей исследователь. Среди вопросов, которыми дети одолевают родителей и воспитателей, немало таких, как: «Зачем чирикают воробьи?» или «А как звучит музыка?» и т. п. Ответить на такие вопросы достаточно сложно, а вот создать ситуацию, в которой ребёнок с помощью проведения опыта или, анализируя свои действия, сделает вывод и ответит на собственные вопросы, можно. Задача взрослых постоянно поддерживать и развивать интерес к исследованиям, приобретению опыта успешной собственной исследовательской деятельности.
Слайд 4
Как вы все знаете, одним из важных вопросов, которые решает музыкальный руководитель на своих занятиях - это изучение различных характеристик звука, музыкальных инструментов, способов звукоизвлечения на них. Это предполагает использование знаний из разных областей наук. В ходе организации данных видов деятельности на музыкальных занятиях у ребенка проявляется большой интерес к объектам исследования (в том числе относящимся к музыкальной деятельности, развиваются мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, стимулируется познавательная активность и любознательность, активизируется восприятие музыкального материала.
СЛАЙД 5: Цель моего мастер-класса - Повышение профессиональной компетентности участников мастер-класса и использование познавательно – исследовательской деятельности, как метода музыкального воспитания и развития дошкольников.
СЛАЙД 6: Задачи, которые я поставила перед собой –
• продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с предметами, не относящимися к музыкальным инструментам, которые могут издавать звуки, для внедрения их в дальнейшую профессиональную деятельность педагогов.
• Показать, как можно использовать опыты со звуком в экспериментальной деятельности детей.
• Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.
Слайд 7: Закончить свое небольшое выступление я хотела бы словами доктора психологических и педагогических наук, профессора Александра Ильича Савенкова:
«Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде».
Практическая часть:
А теперь, я приглашаю вас окунуться в увлекательный мир исследований со звуками. Наш мастер-класс посвящен именно этому – научиться самим и передать эти знания своим воспитанникам тому, как увидеть, услышать и наблюдать за звуком.
Сегодня мы попробуем изучить звук с помощью разных анализаторов человеческого тела – слуха, зрения, осязания.
Уважаемые коллеги! Наступило время для первого опыта.
В процессе познавательно-исследовательской деятельности на музыкальные занятиях (наблюдение, экспериментальная деятельность) дети пришли к выводу, что почти все, что нас окружает вокруг – звучит. И сейчас мы с вами в этом убедимся.
На столе разложены:
• Шпажки деревянные;
• Линейка
• Стеклянная миска, пленка пищевая, кондитерская посыпка;
• Листы бумаги (дудочки);
• Водяная свистулька, вода, салфетки
• 3 бокала с водой;
1эксперимент
Ррассматривают линейку и выясняют, есть ли у неё «голос» (если линейку не трогать, то она не издаёт звуков). Затем один конец линейки плотно прижимают к столу, за свободный конец дёргают – возникает звук. Выясняют, что в это время происходит с линейкой (она дрожит, колеблется) Рукой останавливают дрожание и уточняют, продолжается ли звук (он прекращается)
Вывод: надо произвести ДЕЙСТВИЕ. В результате возникнет ДРОЖАНИЕ. Дрожание вызывает колебание воздуха (звуковые волны, которое передается на барабанную перепонку, затем в ухо, в мозг и мы осознаем звук, который слышим).
Что нужно сделать, чтобы услышать звук, какого либо предмета? Просто заставить его вибрировать.
2эксперимент
следующем эксперименте мы будем усиливать звук.
Возьмем резинку.
Если мы натянем резинку и заставим ее вибрировать, то звук будет тихий, натянув ее на стаканчик, мы услышим более звонкий звук. Стаканчик усиливает звук, потому что его стенки тоже начинают вибрировать.
Поэтому показываю Вам простой способ, как усилить звук мобильного телефона, просто положите его в стакан….
3 эксперимент
Цель: подвести к пониманию причин возникновения звуков речи, дать понятие об охране органов речи.
Предложить участникам «пошептаться» - сказать друг другу «по секрету», тихо, какие-нибудь слова. Затем пропеть эти слова так, чтобы услышали все. Выясняем, что мы для этого сделали (сказали громким голосом) Откуда выходили громкие звуки? (из горла) Предложить поднести руку к горлу и пропеть слова то шёпотом, то очень громко: когда пели громко – в горле что-то дрожало; когда пели тихо – дрожание не было.
Рассказать, что в этом участвуют голосовые связки, которые похожи на натянутые струны, ниточки: для того, чтобы спеть слово, надо, чтобы «ниточки, струны» тихонько задрожали. Далее предложить участникам тихо тронуть струны балалайки. Звук тихий.
А что надо сделать, чтобы звук стал громче? (дёрнуть посильнее)
При громком пении наши голосовые связки очень сильно устают, их можно повредить, как дёрнув нить очень сильно, она разорвется, поэтому связки надо беречь.
4 эксперимент
А можете ли вы потрогать звук?
Возьмите листы бумаги, разложенные на ваших столах.
- Сверните бумагу в трубочку и подудите в нее.
- Что вы чувствуете?
Вы почувствовали движение воздуха в трубочке, ощутили вибрацию бумаги. Звуковая волна распространилась во всех направлениях по трубочке, встретила преграду – стенку трубочки и заставила ее дрожать. Так мы смогли потрогать звук.
5 эксперимент
Хотите увидеть звук? (да)
Нам понадобится:
• Стеклянная миска с водой,
• пищевая пленка,
• кондитерская посыпка. (Вызвать педагога)
Ход эксперимента:
• Звук можно не только услышать, но и увидеть.
Возьмем стеклянную посуду, натянем на нее пищевую пленку, насыпаем на пленку разноцветную кондитерскую посыпку и подставляем магнитофон. Что мы можем наблюдать? Почему?
- Смогли мы увидеть звук? (да)
А теперь я предлагаю провести эксперимент, который расскажет нам о музыкальной силе воды…
6 эксперимент
(вызвать педагога)
Водяная свистулька, вода, салфетки
Вот глиняная птичка,
Ее секрет простой
Не запоет та птичка
Коль будет хвост пустой… (свистят в свистульку без воды)
Похож на соловья?
А как же сделать из простого свистка Соловья?
Давайте поэкспериментируем….
У нас есть вода, давайте зальем в нашу свистульку воды.
Что же из этого получилось?
Какой мы можем сделать вывод?
Вода усиливает звук, меняет тембр, мы получаем настоящего соловья…
А мы переходим к другому необычному эксперименту, который тоже связан с водой….
7 эксперимент
А что может еще усилить звук?
«Поющие бокалы»
• 3 бокала наполненные водой (разный уровень и цвет воды);
Назовем мы этот эксперимент «Поющие бокалы»
Что же надо сделать, чтобы бокалы запели, может найти какую-нибудь кнопочку? Как заставить наши бокалы петь?
У каждого из нас есть опыт в повседневной жизни: мокрый бокал всегда скрипит, а если намочить палец и провести по его краю, то можно извлечь музыкальный звук… попробуем?
Замечательно. Но в наших бокалах разное количество воды, влияет ли это на звук ими издаваемый?
Правильно. Высота звука зависит от толщины стенки бокала и количества в нём воды. Чем тоньше стекло и чем меньше воды, тем звук выше.
В заключение хотелось бы пожелать всем участникам мастер-класса : Учите своих воспитанников наблюдать, разгадывать тайны окружающих нас предметов, создавать новое и прекрасное и это поможет развить творческую, гармоничную и целеустремленную личность, которая сможет в дальнейшем легко и быстро принимать креативные и правильные и решения.
Рефлексия…. Наш мастер-класс подошел к концу. Я хочу раздать вам вот этот символ музыки – разноцветные нотки и предлагаю оставить эту нотку возле того самого интересного, по вашему мнению, опыта со звуком.
Педагогам предлагается отметить наиболее интересный опыт.