Ольга Крохина
Консультация «Пословица недаром молвится»
▼ Скачать + Заказать документы
. Разработала и провела: Воспитатель Крохина О. А…
Цель мастер-класса: освоение и последующее активное применение технологии в практической деятельности педагога-воспитателя.
Проблема
В наши дни произведения устного народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки, пословицы) практически не используются. В семьях знают все меньше обрядов, забывают песни и колыбельные, не всегда придерживаются русских традиций.
План проведения мастер класса.
Работать с вами мы будем по следующему алгоритму:
1. Представление технологии.
2. Проведение имитационной игры.
Публикация «Консультация „Пословица недаром молвится“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Пословицы и поговорки в развитии детей. Консультации
- Пословицы и поговорки для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
3. Рефлексия.
Представление технологии:
Выдающиеся отечественные педагоги К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, А. М. Леушина неоднократно говорили о возможностях, которые заложены в фольклоре, как средстве обучения и воспитания. Фольклор дает прекрасные образы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком. Ведь речь – величайшее богатство, данное человеку. И ее, как и любое богатство, можно либо приумножить, либо незаметно растерять.
К малым фольклорным жанрам относятся загадки, прибаутки, считалки, скороговорки, пословицы и поговорки. Естественно, может возникнуть вопрос: а зачем нам опыт предков, которые жили несколько веков назад? Возможны различные точки зрения, но нельзя оспаривать нравственную ценность этого исторического материала. В наши дни, как никогда актуальны проблемы милосердия, гуманности, патриотизма, духовности в отношениях между людьми.
Поговорим сегодня о пословицах и поговорках.
Пословица – это краткое изречение с назидательным смыслом; народный афоризм.
Поговорка – это выражение преимущественно образное, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания и не являющееся афоризмом. Необходимо помнить: пословицы строятся на антитезе, чаще всего они имеют прямой и переносный смысл.
Пословицы и поговорки образны, поэтичны, они наделены сравнениями, яркими эпитетами, в них много олицетворений, метких определений.
Использование пословиц и поговорок на занятиях и в повседневной жизни активизирует речь ребенка, способствует развитию умения ясно формировать свои мысли, помогают лучше понять правила житейской мудрости. Они учат детей нравственным основам жизни, говорят о правде и лжи, страхе, похвальбе, глупости, лени, доброте, ссоре:
В своей работе с детьми широко использую пословицы, и поговорки при этом опираюсь на принципы постепенности и последовательности усложнения данного материала.
Для закрепления поговорок и пословиц формы работы могут быть самые различные.
• Игры-соревнования «Кто больше скажет пословиц».
• Дидактическая игра: «Один начинает, другой продолжает». «Продолжи пословицу» : воспитатель говорит начало, а дети продолжают, затем начало пословицы произносит один ребенок, а другой ее заканчивает.
«Пословица недаром … молвится». «С родной земли … умри – не сходи». «Без дела жить – только … небо коптить».
• Можно предложить детям подбирать пословицы и поговорки по смыслу: о честности, храбрости, о Родине, о дружбе, о матери, о труде.
«Нет друга – ищи, а найдешь береги» «Хочешь есть калачи – не сиди на печи». «Родная земля и в горести мила». «Родина мать умей за неё постоять»
• Можно раздать детям картинки с изображениями, а они должны назвать подходящую пословицу. Например: на картинке изображен какой-нибудь вид работы – «Скучен день до вечера, коли делать нечего», «Кончил дело, гуляй смело»; на картинке изображена женщина с ребенком – «При солнышке тепло, при матери добро», «Нет милее дружка, чем родная матушка».
• Изобрази пословицу пантомимой.
Пословицу показывает желающий ребенок, остальные отгадывают. Упражнение не только позволяет запомнить пословицы или повторить выученные, но и способствует раскрепощению детей, установлению лучшего взаимопонимания между ними.
• Нарисуй пословицу.
Каждый ребенок иллюстрирует свою пословицу. Показывает рисунок и называет пословицу. Все запоминают. Педагог показывает рисунки, а дети стараются вспомнить пословицы. Постепенно образуется «банк» рисованных пословиц.
• Изобрази пословицу схемой. Это пример пиктограммы. Представьте, как могут «выглядеть» пословицы : «Человек без друзей – что дерево без корней», «Материнская забота в огне не горит и воде не тонет». Интересно, как одну и туже пословицу изобразят разные ребята. Желательно найти интересные моменты на каждой схеме.
• Найди лишнюю пословицу.
«Дело мастера боится»; «Не бойся работы, пусть она тебя боится»; «Не спеши языком – торопись делом»; «Язык до Киева доведет».
• Найди пару. Среди нескольких найти пары пословиц, близких по смыслу:
«Кто грамоте горазд, тому не пропасть»; «Руби дерево по себе»; «Знания никому не в тягость»; «Без корня и полынь не растет»; «Родная сторона – мать, чужая – мачеха»; «По Сеньке и шапка».
Правильно будет ответ 1-3, 2-6, 4-5.
• Картинка + рассказ + пословица.
Каждому ребенку дают сюжетную картинку и совершенно произвольная пословица. Необходимо придумать рассказ по картинке, чтобы в него обязательно вошла данная пословица.
• Проведя беседы с детьми по патриотическому воспитанию нужно обязательно использовать пословицы и поговорки, например: беседа с детьми о Российской Армии, использовать можно пословицы «Если Армия сильна, непобедима и страна», «Где смелость, там и победа», «Знает свет – тверже русских нет» по этой пословице будут у детей вопросы «Что такое свет?», «А как это – тверже», надо обязательно объяснить детям содержание и смысл пословицы «Свет – это вся земля, все страны. Тверже – сильнее и смелее русских людей нет».
Так, при обсуждении понравившегося произведения Л. Кассиля «Твои защитники» ребята восхищались мужеством и находчивостью героев, делали обобщение, используя пословицы : «Тот побеждает, кто смерть презирает», «Тот герой, кто за Родину горой».
• Еще одна форма работы с детьми – это сотворчество воспитателя и детей – составление новых пословиц.
«Где храбрость и отвага – до победы два шага»; «В бою нужна не только винтовка, но смекалка и сноровка»; «Человек без друзей – что солнце без лучей»; «Работай смелее – будешь жить веселее».
К. Д. Ушинский говорил, что пословицы помогают детям изучать окружающий мир, лучше понимать различные явления, события. Изучая пословицы о труде можно показать значение труда в жизни людей.
«Без дела жить – только небо коптить». «Кто лениться – тот не цениться». «Не сиди сложа руки, так не будет скуки».
Изучая пословицы о Родине, у детей зарождается чувство гордости за свой народ.
«Человек без Родины, что соловей без песни». «Родина мать умей за нее постоять». «Жить – Родине служить». «Один за всех и все за одного». «Жизнь пройти, не поле перейти».
Пословицы и поговорки помогают включить в словарь дошкольника такие слова, как «боец, герой, Родина, народ, побеждать, защищать и т. д.»
Правильное понимание содержания пословиц и поговорок научит ребенка широко использовать их в повседневной жизни. Ведь мы все, взрослые хотим, чтобы наши дети выросли умными, честными, трудолюбивыми. Через пословицы и поговорки решаются задачи огромной важности – учат светлому и жизнерадостному восприятию мира, дают уроки нравственности и доброты, приобщают к богатству и красоте родного языка, народным традициям, величайшей культуре прошлого. Именно поэтому они сегодня так актуальны и могут с успехом быть использованы воспитателями в работе с детьми.
2. Проведение игр с использованием пословиц.
Уважаемые коллеги, я прошу вас побыть в роли детей старшего дошкольного возраста.
Задание 1
Игра: «Скажи по другому»
Цель: учить детей излагать смысл пословицы своими словами.
Задание 2
Игра: «Узнай пословицу по картинке»
Задание 3
Игра: «Я начну, а ты продолжи.»
Задание 4
Игра: «Нарисуй пословицу»
Задание 5
Игра: «Инсценировка пословиц»
Рефлексия.
Уважаемые слушатели! Прошу Вас выполнить рефлексию по методике «Эмоциональное письмо». Для этого выберите из предложенных вам разной раскраски листьев, цвет листа соответствующий вашему настроению на нашем занятии и украсьте им наше дерево. (красный- мне все понравилось, желтый- понравилось частично, белый- не понравилось).
Итог обыденной работы –
Восторг волшебного полета!
Все это – дивное явленье –
Урок, рожденный вдохновеньем…
Благодарю за сотрудничество! Творческих всем успехов!