Ирина Лоскутова
Мастер класс по экспериментированию с использованием игровых приемов «Путешествие цыпленка или прекрасный мир за забором»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель мастер – класса : демонстрация некоторых видов экспериментирования через игровые приемы.
Задачи:
1. Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.
2. Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.
3. Сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в образовательном процессе опытно–экспериментальной деятельности, способствующей познавательной активности дошкольников;
Публикация «Мастер класс по экспериментированию с использованием игровых приемов „Путешествие цыпленка или прекрасный мир за забором“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Цыпленок, цыплята
- Цыплята. Конструирование, поделки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» январь 2017
4. Активизировать самостоятельную работу воспитателей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта.
Ход мастер – класса.
Разрешите представить вашему вниманию мастер класс по экспериментированию с использованием игровых приемов.
«Путешествие цыпленка или прекрасный мир за забором птичьего двора»
Дети - прирожденные исследователи окружающего мира.
Все мы знаем: исследовательская активность — естественное состояние ребенка.
Чем разнообразнее и интенсивнее исследовательская деятельность, тем больше новой информации получит ребёнок, тем быстрее и полноценнее идёт его развитие.
Чтобы более доступно объяснить детям материал я использую игровые приемы. Практикую задания детям, в которых проблемные ситуации моделируются от имени сказочного героя.
Эти герои «участвуют» в опытах и экспериментах, решают возникшие вопросы, проблемы, приносят интересные вещи юным исследователям, а главное помогают поддерживать интерес детей к экспериментированию.
Считаю - это эффективный метод, потому что детям легче воспринимать и понимать новую информацию в близкой для них форме - сказки.
Например, сказку «Колобок» использовала для того, чтобы познакомить детей с движением предметов круглой формы по наклонной и прямой.
А чтобы познакомить со свойствами воды использовала сказку «Заюшкина избушка».
При знакомстве со свойствами камней и силы ветра помогла сказка «Три поросенка»
Сегодня я хочу в форме сказки, показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами.
Сказка называется «Путешествие цыпленка, или мир за забором птичьего двора».
На одном птичьем дворе совсем недавно у мамы-курицы вылупились цыплята.
Все детки были послушные, всегда ходили за мамой - курицей, только один был уж очень любопытный, везде совал свой нос.
Однажды ему захотелось узнать, что же там за забором птичьего двора, и он пошел открывать мир.
Выйдя за забор, он увидел небольшой пруд, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить, и цыпленок увидел, как распускаются эти прекрасные цветы.
Опыт № 1.
Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в тарелку. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться.
Вывод: это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
Потом он увидел, что какие-то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали, это были рыбки, которые резвились на солнышке.
Опыт № 2.
Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом, и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется».
Почему так происходит?
Вывод: на поверхности пузырьки лопнут, газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется».
Но тут подул ветер, на землю упало несколько сломанных веточек. Появились тучи, и пошел дождь. Цыпленок увидел, что веточки после того как намокли стали распрямляться.
Опыт № 3 Вам понадобится 5 спичек. Надломите их посредине, согните под прямым углом и положите на блюдце. Капните несколько капель воды на сгибы спичек. Наблюдайте. Постепенно спички начнут расправляться и образуют звезду.
Воспитатель: Причина этого явления, которое называется капиллярность, в том, что волокна дерева впитывают влагу. Она ползет все дальше по капиллярам. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна "толстеют", и они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться.
Цыпленок от дождя спряталась под навесом из листьев. Прошло немного времени, и дождь закончился, снова появилось солнце.
Цыпленок решил идти дальше. Шел, шел цыпленок и увидел перед собой огромную каплю, которая была на цветочке и не падала.
Опыт № 4. Накройте стакан с водой (необязательно полный) куском картона. Затем, придерживая картонку рукой, осторожно переверните стакан. Теперь уберите руку. Картонка останется на месте, и вода из стакана не выливается.
Вывод: воздух давит на картон и удерживает его на месте. Поэтому вода остается в перевернутой кружке.
Цыпленок поднял голову и увидел на небе радугу.
Опыт№5.«Веселая радуга из воды»
Нам понадобится:
10 столовых ложек сахара, 5 стеклянных стаканов, пищевая краска разных цветов – 4 цвета, вода, шприц, столовая ложка.
В каждый стакан добавляем разное количество сахара:
1 стакан – 1 ст. ложка сахара, 2 стакан – 2 ст. ложки сахара
3 стакан – 3 ст. ложки сахара, 4 стакан – 4 ст. ложки сахара.
В стаканы, выставленные по порядку, наливаем по 3 столовых ложки воды и перемешиваем. Пятый стакан остается пустым.
Затем в каждый стакан добавляем несколько капель одной краски и перемешиваем.
1ст. – красную краску, 2ст. – зеленую краску
3 ст. – желтую краску 4 ст. – синюю краску
Можно в любой последовательности, главное выдержать сочетание цветов.
В чистый стакан начинаем добавлять содержимое стаканов, начиная с 4-го стакана и по порядку – в обратном отсчете (4-3-2-1). Добавлять краски надо аккуратно, с помощью шприца, выдавливая краски по краю стенки стакана.
Делаем вывод.
Чем больше количество сахара, тем больше повышается плотность воды.
Следовательно, 4-й стакан с краской - его слой в стакане будет самым низким, так как в нем больше всего сахара. Меньше всего сахара в 1-м стакане, поэтому он окажется наверху.
Цыпленку так понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир. Но ему пора возвращаться домой, чтоб не беспокоилась мама. По дороге домой цыпленок думал, сколько много интересного ему нужно рассказать маме-курице и братьям.
Вывод: Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.
Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Уважаемые, педагоги, надеюсь, что мастер – класс вам понравился, и вы будете вместе со своими воспитанниками проводить такие же и другие экспериментирования с различными материалами.
Спасибо вам большое. До новых встреч.