Анастасия Ивановна Гончарова
Доклад на тему: «Использование развивающих игровых приемов в изобразительной деятельности в рамках реализации ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы
Использование развивающих игровых приемов в ИЗОдеятельности в рамках реализации ФГОС ДО.
Игра в дошкольном возрасте один из любимых видов деятельности детей. Возможность развивать у дошкольников творческие способности в игре позволяет педагогам использовать развивающие игровые приемы на занятиях по изобразительной деятельности в рамках реализации ФГОС дошкольного образования Игровое творчество проявляется в поисках средств и способов для изображения задуманного. Игровые приемы в рамках реализации ФГОС дошкольного образования педагогами применяются охотно. Некоторые трудности возникают в их самостоятельной разработке. Основной причиной этого является незнание особенностей игровых приемов обучения. Игровые приемы обучения, как и другие приемы, направлены на решение обучающих задач и связаны с организацией игры на занятия. Подобные приемы, построенные на высокоэмоциональной основе, способствуют как решению учебных задач, так и формированию у детей интереса к учебной деятельности. Использование их позволяет развивать у дошкольников устойчивость внимания, способность к произвольному поведению, что является предпосылкой к формированию нравственно-волевых качеств.
Публикация «Доклад на тему: „Использование развивающих игровых приемов в изобразительной деятельности в рамках реализации ФГОС до“» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Можно определить их воспитательную роль следующим образом:
• игровые приемы помогают воспитателю сделать процесс обучения занимательным, соответствующим возрастным особенностям дошкольников (особенно это относится к младшему дошкольному возрасту,
• позволяют представить неинтересную для детей учебную задачу в занимательной форме;
• дают возможность многократно упражнять детей при формировании какого-либо умения;
• играют роль мотива, побуждающего детей к качественному выполнению задания.
В то же время следует подчеркнуть, что все задания, предъявляемые детям в развивающих игровых ситуациях, вуалируют учебную задачу; ребенок не ставится в условия осознания особенностей деятельности на занятиях (необходимость в приложении усилий, старания; наличие умения сосредоточивать свое внимание на предложенном задании, стремления выполнить его как можно точнее, достичь результата, соответствующего поставленным требованиям). Поэтому развивающие игровые приемы следует сочетать с другими приемами. Варианты их сочетания должны определяться содержанием занятия, возрастом детей, степенью сложности учебного материала, а также конкретными задачами нравственного воспитания, которые могут быть реализованы в деятельности, направленной на усвоение знаний. Если в младших группах развивающие игровые приемы преобладают, то в старших, поскольку на первый план выдвигается задача воспитания у детей нравственно-волевых качеств, ответственного отношения к учебной деятельности, на смену им приходят другие, позволяющие дошкольникам осознавать, что деятельность на занятии есть выполнение учебных задач.
Среди разнообразных видов творческой деятельности, которой любят заниматься дети дошкольного возраста, большое место занимает изобразительное искусство. По характеру того, что и как ребенок изображает, можно судить о его восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения и мышления. Полученные от окружающего мира знания и впечатления, дети стремятся передать в своих рисунках. Поэтому, предлагая детям, скажем, рисовать воздушные шары (младшая группа, педагог хочет научить их изображать округлые формы. Но дети, конечно же, не понимают значения этой программной задачи. Педагогу важно уяснить одно: малышу, как любому человеку, кажется, что все, что он делает, непосредственно нужно кому-то. Но кому? К счастью, такой мир существует! Этот удивительный мир кукол, которые ходят друг к другу в гости; там дружат зайцы, медведи и лисы; обращаются к ребенку за помощью. Только в этом прекрасном мире, который называется игрой, ребенок может и должен полноценно жить и учиться. Если мысленно перенестись в мир детской игры, то окажется, что именно эти яблочки и листочки очень нужны. Обитатели игрушечного мира сразу и с пользой для себя употребят все, что нарисовал, слепил или вырезал и наклеил ребенок.
Включение развивающих игровых приемов в изобразительную деятельность в рамках реализации ФГОС дошкольного образования не должно нарушать ее естественного хода. Изображение – своеобразный центр игры. Игровые действия могут органически включаться в изобразительный процесс или завершать его. Очень похожи на «режиссерские игры» и представляют собой индивидуальную сюжетную игру, но только не с обычными игрушками, а с изображениями. Еще только создаваемые или уже выполненные рисунки ребенок наделяет определенными ролями, иногда берет роль на себя или выполняет за них разнообразные действия.
На занятиях по изобразительной деятельности педагог может применять следующие виды развивающих игровых приемов :
- обыгрывание предметов, игрушек, картин;
Обыграть можно даже изобразительный материал (кисточки, краски, карандаши и т. д., с кисточками, с карандашами можно советоваться, разговаривать, учить их рисовать («бегать по ровненькой дорожке», «кататься с горки» и т. д. Например, занятие «Я рисую море…» - ст. гр.)
При обыгрывании предметов, игрушек игровые действия могут быть самыми разнообразными по содержанию и способу исполнения : узнать настроение персонажа (беседа, диалог); пожалеть, погладить, поймать листочки (жест); изобразить движения (имитация движений с игрушкой). Это развивающий прием применяется во всех возрастных группах, так как позволяет учесть постепенно изменяющиеся интересы детей к окружающему и доступные им способы игрового действия. Педагог может использовать его перед началом занятия или в начале его, в процессе беседы, направленной на формирование замысла будущего рисунка. Этот прием позволяет также решить несколько задач: привлечь внимание ребенка к изображенному предмету, рассмотреть, обследовать его; заинтересовать предстоящей работой; объяснить приемы изображения. Например, занятие тема «Храбрый петушок» - средняя группа.
- обыгрывание выполненного изображения :
Это развивающий прием применяется в конце занятия, когда изображение уже выполнено. Полученное изображение используется как своеобразный игровой предмет. Содержание игровых действий зависит от изображения. Например, дети рисовали лес: осенний, зимний, им предлагается погулять по лесу, послушать птиц, попеть песенки и т. д. Если воспроизведена птица, то она может «летать», «клевать» зернышки. Этот же прием применяется на занятии «Наши любимые игрушки» - старшая группа.
- обыгрывание незаконченного изображения в момент его исполнения :
Этот развивающий прием направлен не только на развитие замысла рисунка, но и на развитие у детей умения выполнять его разными изобразительными средствами. Способы выполнения игровых действий в данном приеме также разнообразны. Они могут быть выражены словом, например, воспитатель, увидев на рисунке изображенную девочку, спрашивает ее «Ты не замерзла без шапки?». Таким образом, он ненавязчиво подсказывает возможность выполнения рисунка. Например, занятие «Чудесные превращения кляксы» - старшая группа. Воспитатель предлагает «оживить» кляксы – превратить их в живые существа или предметы.
- игровые ситуации с ролевым поведением детей и взрослых.
В этом случае изобразительная деятельность соотносится с соответствующей деятельностью взрослых – художников, гончаров, фотографов, строителей и т. д. Такая деятельность часто носит коллективный характер. Например, дети в роли художников рисуют иллюстрации к одной сказке (занятие «Кто-кто в теремочке живет» средняя группа). Занятие «Превращение камешков» - старшая группа детям предлагается выступить в роли скульптора. При выполнении изобразительной деятельности в условиях взятой на себя роли, ребенок особенно увлечен делом, наиболее изобразителен.
Следовательно, значимость использования развивающих игровых приемов на занятиях в рамках реализации ФГОС ДО зависит от возраста детей и степени сформированности у них опыта учебной деятельности; они доминируют в младших группах и сочетаются, взаимодействуют с другими в старших. Всевозрастающий у детей старшего дошкольного возраста опыт деятельности на занятиях, интерес к ней позволяют ставить самими воспитанниками учебную задачу в других формах, обосновывающих необходимость выполнения заданий, приложения усилий.