Ирина Моргунова
Мастер-класс по теме «Артикуляционная гимнастика»
▼ Скачать + Заказать документы
МАСТЕР-КЛАСС ПО ТЕМЕ "АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА".
Цель: повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития детей.
Задачи:
1. Рассказать родителям об артикуляционной гимнастике, о её значении;
2. Познакомить с правилами выполнения артикуляционной гимнастики;
3. Предоставить родителям практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие артикуляционной моторики;
Публикация «Мастер-класс по теме „Артикуляционная гимнастика“» размещена в разделах
4. Провести с родителями общую артикуляционную гимнастику с целью овладения простейшими навыками развития артикуляционной моторики.
Оборудование: игры и пособия, используемые для развития артикуляционной моторики.
Раздаточный материал: зеркала, информационные буклеты для родителей.
Ожидаемые результаты:
• родители приобретают компетентность в вопросах развития артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста,
• у родителей сформированы представления о значимости развития артикуляционной моторики в коррекции речевых нарушений у детей;
• родителям даны практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие артикуляционной моторики речевого аппарата;
• родители овладели простейшими игровыми приёмами для проведения артикуляционной гимнастики.
Ход мастер-класса
1. Организационный момент
Взаимное приветствие родителей и педагога.
2. Сообщение темы мастер-класса
3. Информационная часть мастер –класса.
Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах. Поэтому начинать заботиться о правильной речи ребёнка надо как можно раньше. Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечёт за собой отставание в развитии. Дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь. Артикуляционные упражнения способствуют укреплению мышц речевого аппарата, формируют правильные, полноценные движения артикуляционных органов (языка, губ, нижней челюсти, улучшают дикцию; поэтому артикуляционная гимнастика необходима детям, имеющим речевые нарушения, и полезна всем детям, как с целью профилактики нарушений, так и с целью развития речи.
Артикуляционная гимнастика – это совокупность особых, с определенной целью подобранных упражнений, способствующих укреплению мышц артикуляционного аппарата и развитию силы, ловкости и дифференцированности движений артикуляционного органа.
Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те движения и положения органов артикуляционного аппарата, в результате которых образуются звуки, составляющие фонетическую систему данного языка.
Самым подвижным органом является язык. В образовании звуков также играет роль подвижность губ. Нижняя челюсть может опускаться и подниматься, меняя этими движениями объем полости рта, что особенно важно при образовании гласных звуков. Мягкое нёбо может подниматься и опускаться. Итак, при образовании различных звуков каждый орган занимает определенное положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а один за другим, поэтому органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Четкого произношения звуков, слов, фраз можно добиться, если органы артикуляционного аппарата будут достаточно подвижны, а работа их — координирована.
Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.
Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше ее делать 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за один раз.
При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
Работа организуется следующим образом.
1)Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
2)Показывает его выполнение.
3)Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно.
Зеркало можно убрать, когда ребенок научится правильно выполнять движения.
Выполняйте рекомендованный логопедом комплекс артикуляционной гимнастики каждый день.
Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить гимнастику на блоки и выполнять их в течение дня.
Можно использовать механическую помощь, если у ребенка не получится какое-либо движение. Ручкой чайной ложки или чистым пальцем можно помочь ребенку принять нужное положение языка.
Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в игровой форме.
Развиваем артикуляционный аппарат.
Для того чтобы речь ребёнка стала более чёткой и понятной, можно развивать мышцы речевого аппарата не только с помощью артикуляционной гимнастики :
Для этого нужно:
• жевать мясо, сухари (твёрдую пищу). Это нужно для укрепления челюстных мышц.
• жевать сырые овощи (морковь, редис, репу, брюкву)
• лизать языком с блюдца варенье, сметану, йогурт – для распластывания языка.
• чистить зубы и дёсны – это приучает к инородному телу во рту, снижая степень проявления рвотного рефлекса.
• полоскать рот – для укрепления мышц щёк и языка.
• жевать боковыми зубами.
• Сосать сухарики из хлеба, булки.
• Лизать эскимо.
4. Практическая часть мастер – класса.
Показ и проведение артикуляционной гимнастики с родителями.
1.«Заборчик» Растянуть губы в улыбке, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить «И». Удерживать так под счет от 5 до 10.
Улыбнулись как лягушки, растянули губы к ушкам 2. «Хоботок» Вытянув вперёд губы трубочкой, образовать "хобот слоника" Подражаю я слону, губы хоботом тяну. 3. «Бегемотик» Открывание и закрывание рта, губы при этом находятся в улыбке. Удерживать открытый рот под счёт до 5-10.
Бегемот разинул рот, булку просит бегемот 4.«Массаж десен и щек (маляр красит домик язычка)» Круговые движения языка между зубами и губами внутри рта. Затем при этом движении погладить щеку с одной стороны, затем с другой стороны. 5. «Орешек». Языком внутри рта дотронуться до правой щеки и удержать положение, затем до левой.
6. «Накажем непослушный язычок» Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», а потом покусать зубами: «тя-тя-тя». Мы прижмём язык зубами, а потом прижмём губами. 7. «Лопатка» Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал.
Язык «лопатку» положи и спокойно удержи.
8.«Часики»
Улыбнуться, открыть рот, кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой.
Тик –как, тик – так, все часы идут вот так.
9.«Почистим зубы». Рот открыт, губы в улыбке, широким кончиком языка поглаживать за нижними и верхними зубами влево – вправо.
Чистим зубки, чистим зубки и снаружи и внутри
Не болели, не чернели, не желтели, чтоб они
10.«Горка». Рот открыт, губы в улыбке, широкий кончик языка упирается в нижние зубы, а спинка языка поднимается.
Язык в зубки упирается, спинка в горку превращается.
11.«Вкусное варенье» Рот открыт, губы в улыбке, широким передним краем языка облизывать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз. Слижем вкусное варенье, что осталось на губе.
12.«Лошадка»
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Повторить упражнение неоднократно, губы улыбаются.
Я лошадка серый бок, я копытцем цок, цок.
13.«Грибок» Рот открыт, губы растянуты, присасывание спинки языка к нёбу и удерживание подсчёт до 5-10.
На лесной опушке, вырос гриб волнушка. 14.«Гармошка» Рот открыт, губы в улыбке, присосать широкий язык к нёбу, и, не опуская языка, раскрывать и закрывать рот.
На гармошке поиграем, рот пошире открываем.
15.«Чашечка» Рот широко раскрыт. Широкий язык поднять к верху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их.
Язык широкий положи и края приподними, получилась чашка, хоть держать и тяжко
16. «Барабанщик» Рот открыт, губы в улыбке, широким кончиком языка постучать о нёбо за верхними зубами- тихий (т-т-т, звонкий молоточек (д-д). В барабан мы сильно бьём
И все вместе мы поё м: ды-ды-ды…
Рефлексия.
Ответы педагога на вопросы участников мастер-класса;
Обсуждение содержания и результатов мастер-класса.
Выставка пособий в помощь родителям для проведения артикуляционной гимнастики дома :
Нищева Н. В. «Весёлая артикуляционная гимнастика»,Волошина И. А. «Артикуляционная гимнастика для девочек», Волошина И. А. «Артикуляционная гимнастика для мальчиков», Куликовская Т. А. «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках».
Используемая литература:
1. Будённая Т. В. Логопедическая гимнастика : методическое пособие/ Т. В. Будённая. - СПб. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2003. – 64 с.
2. Репина З. А. Буйко В. И. Уроки логопедии/ Репина З. А., Буйко В. И. - Екатеринбург: Изд-во «ЛИТУР», 2001.