Дарина Насырова
Мастер-класс по самодиагностике педагогических умений в процессе развития сюжетно-ролевой игры
▼ Скачать + Заказать документы
МАДОУ «Кондратовский детский сад «Ладошки»
Воспитатель: Насырова Дарина Викторовна
Мастер-класс по самодиагностике педагогических умений в процессе развития сюжетно-ролевой игры и разработка методических рекомендаций по повышению эффективности педагогов ДОУ.
Без игры нет и не может быть полноценного
умственного развития ребенка. Игра – это огромное
светлое окно, через которое в духовный мир
ребенка вливается живительный поток
Публикация «Мастер-класс по самодиагностике педагогических умений в процессе развития сюжетно-ролевой игры» размещена в разделах
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» февраль 2017
представлений, понятий. Игра – это искра,
зажигающая огонек пытливости и любознательности”.
В. А. Сухомлинский
Цель: создание для педагогов условий для самодиагоностики и определения своих педагогических умений в процессе организации и проведения сюжетно-ролевой игры.
Задачи.
• 1. Определение сюжетно-ролевой игры; определение диапазона возрастного развития игры, составляющих игры; роли воспитателя в руководстве игры и использование методов и приёмов в сюжетно-ролевой игре.
• 2. Развитие способности у педагогов к дифференцированным приёмам для организации сюжетно-ролевой игры у детей разных возрастов.
• З. Воспитание у педагогов позитивного настроения, инициативы в творческом процессе.
Материал: панно-дерево на котором наклеены листья с цифрами. Каждая цифра предусматривает определённое задание, которое нужно обсудить или выполнить; фигурки яблок.
Я рада приветствовать в этом уютном зале вас, уважаемые коллеги, - людей, убежденных в том, что детство – один из лучших периодов человеческой жизни. «Детство – это игра, игра – это детство».
Вошедшим воспитателям предлагается вытащить номерок и сесть за тот стол на котором написана тот же номер. (Деление участников на 3 группы).
-Посмотрите, какое дерево выросло у нас. Оно не простое, при помощи его мы с вами рассмотрим вопрос - самодиагностики педагогических умений в процессе развития сюжетно-ролевой игры и разработка методических рекомендаций по повышению эффективности педагогов ДОУ На нашем древе красивые осенние листья - вопросы и задания, которые мы с вами сегодня разберём. (Отрываю листок под цифрой 1).
Задание 1.
Определение.
(Группы зачитывают определения сюжетно-ролевой игры).
• По определению Д. Б. Эльконина, человеческая игра - «это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности».
• Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Характеризуя ее, С. Л. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строиться на взаимодействии ребенка с взрослыми. Ей присущи основные черты игры : эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.
• Сюжетно-ролевая игра по своему характеру - деятельность отражательная. Основной источник, питающий игру ребенка, - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.
Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке.
Задание 2. (листок № 2)
Этапы сюжетно-ролевой игры.
(Группам предлагается познакомиться с особенностями и зачитать этапы по возрастам).
Возрастные периоды (этапы) сюжетно-ролевой игры.
Способ построения сюжетно-ролвой игры - предметно-действенный (овладевают дети на этапе раннего и младшего дошкольного возраста).
1.5 – 3 года – ребёнок может осуществлять действия с игрушками предметами-заместителями, выстраивая их в простейшую смысловую цепочку, вступая в кратковременное взаимодействие со сверстниками – игра осуществляется при помощи игровых действий (покатать машину, покормить куклу, уложить спать). Источником информации для детей является взрослый. Взрослый показывает предметы, называет их, производит с ними действия, которые сопровождается словом. Действия взрослого ребёнок переносит в самостоятельную игру. Предметно-отобразительная деятельность становится предпосылкой игровой деятельности. Взрослый постепенно приучает замещать недостающие предметы, называя их; вступает в игровые контакты с ребёнком, применяет методы прямого руководства игрой: придумывает сюжет, показывает и объясняет действия, берёт на себя роль, вовлекает ребёнка в игру, используя новую игрушку. В этом возрасте общение носит кратковременный характер.
Предлагаю посмотреть игровую ситуацию (показываю и комментирую).
Игровая ситуация «Процедурный кабинет».
Воспитатель одевает белый колпак, повязывает на руку повязку с красным крестом и играет роль медсестры.
Воспитатель. Я - медицинская сестра. Буду делать уколы. Кому доктор прописал уколы, подходите Я пока приготовлю шприцы. (Выкладывает шприцы - предметы -заместители). Кто следующий? Больные, проходите на уколы! Не бойтесь, я делаю уколы не больно (Обращается к игрушке). Мишка, где твой папа, зови его. Пора делать укол. (Воспитатель дает ребёнку игрушку и делает укол). Кто следующий? Лена, твоя дочка кашляет, врач прописал ей уколы. Приходи тоже, я жду. (Дети приходят с игрушками к медсестре). У меня образовалась целая очередь пациентов. Больные, проходите пожалуйста, по очереди. Я одна не справляюсь. Мне нужна помощь. Надо пригласить медицинских сестёр из других кабинетов. Где же они? (Приглашает девочек). Катя и Лера - вы медицинские сестры. Будите мыть руки? Вот больные ждут, надо делать уколы. А я пойду домой -моя смена кончилась. (Дети продолжают игру). (Назвать роли, основные игровые действия, методы и приёмы, которые использовал воспитатель., (роли - медсестра, больные, действия - делают уколы.
Способы построения сюжетно-ролвой игры-ролевой (средний возраст)
3-4 года — может принимать и последовательно менять игровые роли, реализовывать их через действия с предметами и ролевую речь, вступать в ролевое взаимодействие с партнером-сверстником - для игры характерно принятие детьми роли и ролевого поведения (в роли зайчика «строит» для себя дом, «готовит» обед и т. д.). /Трехлетние дети выполняют отдельные игровые ролевые действия в одиночку или по 2— 3 человека, но даже объединенные общей темой они действуют вначале разрозненно и лишь благодаря активному руководству со стороны воспитателя постепенно включаются в игровое общение. Становление и развитие игровой деятельности во многом зависит от обучения ребенка трех-четырех лет игре, от расширения у него представлений об окружающей действительности. Появляется стремление исполнять ту или иную роль. Содержанием игры становится отношение между людьми. Сюжет помогает подчиняться правилам. Ребёнок овладевает самостоятельным ведением игры. Педагог использует формы косвенного руководства, поощряя инициативу ребёнка. Могут изготавливать необходимые атрибуты для игры. Педагог не вмешивается в игру, а наблюдает за игрой, для того, чтобы во время дать ей новую жизнь, новое направление -является партнёром-координатором, где советует, вовлекает. Взаимодействие между играющими становится продолжительнее эмоционально окрашенным. Взрослый расширяет жизненные и игровые представления детей о профессиональной деятельности людей: читает книги, рассказывает о профессиях, водит на экскурсии, учит наблюдать за природой, и отражать свои впечатления в игре.
Прилагаю обсудить игровую ситуацию (зачитываю и комментирую).
Игровая ситуация «Больничный кабинет».
Предварительная работа.
Воспитатель ближе знакомит детей с работой различных кабинетов в больниц и поликлинике. Возникновению интереса к сюжетно-ролевой игре способствует чтение художественной литературы по теме (А. Крылова «Заболел петух ангинойО. Воспитатель проводит с детьми экскурсии в медицинский кабинет детского сада и просит родителей рассказывать детям о работе медиков при посещении больницы, так, чтобы сформировать положительное отношение к врачам и медсестрам, понимание ответственности работников этой, профессии за жизнь людей. Педагог проводит дидактические игры на тему :»К какому врачу нужно обратиться мишке?». Можно организовать выставку рисунков детей на тему лечения зверушек у Айболита. Воспитатель учит за ранее готовить предмето-игровую среду: кубики, бруски, флакончики, трубочки, кушетку, аптечку.
Основная работа.
Воспитатель предлагает поиграть в больницу. В роли врача ведёт приём больных и предлагает привести на приём своих игрушки-куклы. Дети берут кукол и ведут на приём к врачу на осмотр и лечение. Воспитатель ведёт диалог с клиентами, используя ролевые действия: врачь осматривает больного, спрашивает, что случилось с пациентом, назначает лечение, просит обязательно выполнять назначения и через некоторое время снова показаться врачу, врач дает указания медсестре делать прививки, выполнять процедуры, выписывать рецепты. Потом воспитатель предлагает главную роль медсестре, а сам наблюдает за игрой детей. Он может «позвонить по телефону» из санатория и спросить, как иду дела в больнице провести заочную консультацию, посоветовать хорошее лекарство. Роли: врач, медсестра, регистратор, больной, аптекарь.
Способы построения сюжетно-ролвой игры- сюжето-сложение (старший дошкольный возраст).
В 5—7 лет — развертывать в игре разнообразные последовательности событий, комбинируя их согласно своему замыслу и замыслам 2—3 партнеров-сверстников, реализовывать сюжетные события через ролевые взаимодействия и предметные действия (ирга находиться в стадии сюжето-сложения (дети придумывают, комбинируют, развивают сюжет игры на основа личного опыта).
Подавляющее большинство игр старших дошкольников носит коллективный или групповой характер. В таких играх всегда есть межличностные зависимости, которые в игре проявляются ярче, чем вне игры. Дети горячо реагируют на удачное выполнение роли, на неудачи, отступления от правил кем-либо из сверстников. При распределении ролей учитываются и реальные возможности каждого (капитан, командир — самый авторитетный в группе ребенок и т. д.). Назначение на роль обсуждается. Роль призывает детей подчиняться определённым правилам поведениям и следовать социальным нормам. Большим успехом у детей пользуются рассказы про мужественных людей (спасателей, лётчиков, первопроходцев, фантастические приключения, увлекательные истории. Дети используют в игре различный подручный материал, игрушки, предметы интерьера. Применяют в игре знания, полученные из разных источников: из жизненного опыта, из книг, кинофильмов, рассказов, произведений музыкального и изобразите. Педагог формирует желание организовывать сюжетно-ролевую игру. Побуждает по- своему обустраивать собственную игру. Учит согласовывать тему игры; распределять роли, договариваться о последовательности совместных действий, налаживать и регулировать контакты в совместной деятельности. ; учит усложнять игру путём расширения состава ролей; создаёт условия для творческого самовыражения детей; для возникновения новых игр и их развития. Воспитывает доброжелательность, готовность выручит товарища, умение считаться с мнением и интересами товарищей.
Предлагаю обсудить предложенную игру (зачитываю и комментирую).
Коллективная сюжетно-ролевая игра.
Мама Маруси работает в магазине и одновременно является владельцем, директором и продавцом. Маме помогают Маруся и её старший брат. Маруся видит, как привозят товар, проверяют накладные; помогает маме и брату разгружать товар и устанавливать его в подсобном помещении. Особенно её нравиться маме оформлять витрину и прилавок. В с-р игре Маруся часто играет с девочками в мамин магазин, рассказывает им, как надо раскладывать товар, чтобы витрина привлекала покупателей. Такая игра позволила воспитателю провести дидактическую игру «Расставь посуду», в которой дети должны были оформить витрину так, чтобы она понравилась покупателям, и объяснить, чем она понравилась. Дети хорошо справились с заданием, у каждого получилось по своему красиво, каждый расхваливал свою витрину: «Главное, чтобы она была красивая, чтобы аккуратно всё стояло, чтобы цветочки на чайнике было видно».
Затем воспитатель предложила поиграть в магазин. При распределении ролей, к удивлению педагога, роль директора магазина взяла на себя другая девочка, а Марусе захотелось придумать для себя другую роль в этой игре., но она не знала какую. Воспитатель предложил её роль менеджера торгового зала и рассказала о деятельности менеджера Двести в магазине распродажу весенней коллекции одежды и конкурс на самого вежливого продавца и покупателя. Дети начали играть, но не очень многие дети захотели стать покупателями. Получился магазин без покупателей. Тогда воспитатель предложила провести в магазине распродажу весенней коллекции одежды и конкурс на самого вежливого продавца и покупателя. Игра развернулась с новой силой благодаря неожиданному повороту сюжета. Некоторые дети, выступавшие в роли покупателей, намеренно вели себя капризно, чтобы продавцы объясняли им, сколько стоит товар и какого он качества. Затем ребята менялись ролями, продавцы становились покупателями. Игра длилась не один день; по ходу неё появлялись вопросы, требующие немедленного решения (как правильно оформить покупку товара, как из магазина развозят мебель надом). За тем педагог организовал поход в мебельный магазин, где дети побеседовали с его директором и увидели, как идёт работа.
Задание 3.(листок №3)
Составляющие сюжетно-ролевой игры. _
(Группы по определениям называют составляющие игры).
Составляющие сюжетно-ролевой игры.
сюжет содержание роль
- это сфера деятельности, которая воспроизводится детьми, представляющая собой отражение ребёнком определённых действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. (содержание)
- это то, что воспроизводится ребёнком в качестве цельного и характерного момента деятельности и отношений между взрослым и их бытовой, трудовой, общественной жизни. (сюжет)
- средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры.
(роль)
Задание 4 (листок №4).
Методы и приёмы по руководству сюжетно-ролемым играми
(Группы знакомятся с методами и приёмами и сравнивают по возрастам).
Методы и приёмы руководства сюжетно-ролевой игры.
Приемы воздействия на игровую деятельность, способствующие развитию игр детей :
• обогащение впечатлений детей с целью разнообразия игровых замыслов;
• обучение в дидактических играх, трудовых поручениях развернутым
игровым действиям;
• введение в игру предметов-заместителей;
• побуждение детей к "действию" с воображаемыми предметами;
• обогащение предметной игровой среды обобщенным игровым материалом;
• побуждение к принятию разнообразных ролей взрослых с передачей действий,взаимоотношений;
• в участие в детских играх с целью показа игровых действий, игровых высказываний;
• показ и обучение в театрализованных играх эмоционально-выразительным движениям, жестам, мимике;
• побуждение в игровой обстановке к ролевому диалогу по инициативе взрослого участника игры;
• обучение в игре и побуждение к самостоятельному проявлению умения ставить друг другу игровую цель, принимать ее, договариваться друг с другом;
• побуждение за счет разнообразия игровых замыслов и расширения игрового опыта к увеличению длительности игр.
Приемы, используемые для оказания помощи детям в осуществлении игровых замыслов:
• показ способов действия с игрушкой через театр, сюжетно-дидактическую игру;
• просмотр теле-, кино-, диафильмов;
• наблюдение за трудом взрослых на целевых прогулках;
• проведение экскурсий;
• беседы с детьми в ходе экскурсий,
• наблюдений за трудом взрослых;
• наблюдение за играми детей (старших или с лучшим игровым опытом);
• игры воспитателя с детьми (образец действий, высказываний, диалогов);
• встречи с людьми разных профессий;
• беседы с детьми до и после игры (уточнение правил, способов взаимодействия, игровых действий, ролевых высказываний);
• изготовление в присутствии детей и вместе с ними игровых пособий, оборудования;
• показ различных видов театра;
• обучающие (сюжетно-дидактические) игры;
• чтение художественной литературы; «рассказы взрослых о работе;
• рассматривание разнообразного иллюстративного материала;
• управление детскими объединениями.
Приемы, направленные на воспитание целеустремленности и активности в играх:
• показ воспитателем разнообразных действий с игрушками, предметами в соответствии с той или иной ролью;
• участие воспитателя в играх детей с принятием разнообразных главных ролей;
• введение разнообразных главных и второстепенных ролей;
• наблюдение за играми активных, инициативных детей;
• составление рассказа "Как можно играть в эту игру";
• обучение планированию игры;
• беседа с детьми и обыгрывание ситуации во время и после экскурсий и чтения литературы;
• использование театрализованных игр с разными видами театров;
• изготовление и последующее обыгрывание атрибутов к разным сюжетным играм;
• обыгрывание в режиссерских играх различных сюжетов;
• строительство и последующее обыгрывание разнообразных сюжетных построек;
• использование в играх сюжетосложения, взаимосвязь с играми других подгрупп детей;
• анализ и поощрение отдельных детей и игровых коллективов, играющих без конфликтов или умеющих самостоятельно уходить от конфликтов.
Приемы, используемые для формирования положительных эмоций у детей в игре:
• показ воспитателем новых способов игровых действий с одними и теми же предметами;
• создание многообразных игровых ситуаций, вытекающих из предметных действий и продолжающих их вместе с воспитателем;
• включение детей в развитие сюжетной ситуации с подключением специфических игровых действий и сопровождением эмоциональных реплик;
• побуждение детей к повторению или произнесению сюжетной речи в игровой ситуации; выбор тем для игр с эмоциональной выразительностью игровых действий, персонажей;
• театрализованные диалоги;
• сюжетные действия с театрализованной игрушкой, сопровождаемые ролевым комментарием;
• образец и повтор ребенком реплик в соответствии с сюжетом;
упражнение в интонационной выразительности речевых диалогов;
• чтение художественных произведений с наличием эмоциональных диалогов; введение в игру специальных наборов образной игрушки с ярко выраженным эмоциональным содержанием;
• подбор игр с разными сторонами эмоционального опыта;
• подбор игр с обязательными эмоциональными контактами между участниками;
• ролевое участие воспитателя в игре;
• рассказывание и обыгрывание сказок с образами, идеалами;
• использование литературных образов, близких детям по характеру и личностным свойствам.
Приемы, используемые для руководства поведением детей в играх:
• совместное обсуждение воспитателем и детьми сюжета игр;
• введение (и обучение этому детей) дополнительных, главных и второстепенных ролей;
• использование в играх предметов-заместителей и обозначение предметов, словом с целью избежать конфликтов;
• использовать очередность принятия ролей, пользующихся популярностью;
• изучение игровых интересов детей и формирование через любимые роли положительных навыков поведения;
• обучение детей приемам реализации игрового замысла, понятным партнерам;
• обогащение впечатлений детей и обсуждение игровых сюжетов, знакомых всем детям;
• наблюдение за играми детей, анализ их поведения с точки зрения реализации игрового замысла, длительности совместной игры;
• чередование в играх выбора детей на главные и второстепенные роли;
• регулирование состава детского игрового коллектива с целью подбора и сочетания активных и пассивных детей;
• обязательное корректное обсуждение конфликтных ситуаций в игре.
Задание 5 (листок №5)
Рефлексия.
(ПЕДАГОГИ заполняют групповую анкету).
Анкета «Я в ИГРЕ!»
(выполняется на доске перед всеми, рисуем красное яблочко к определению своих действий в игре)
1. Участвую в игре как воспитатель?
2. Участвую в игре как партнер?
3. Наблюдаю за играми детей, их поведением, помогаю советами?
4. Принимаю чисто наблюдательскую позицию?
5. Предлагаю тему для игры, вношу интересные предложения по организации игры?
6. Распределяю роли сам?
7. Помогаю распределять роли?
8. Оказываю влияние на выбор темы, развитие сюжета?
9. Создаю проблемную ситуацию для выяснения знаний ребенка?
10. Перевожу внимание детей от действий с игрушками на взаимодействие с партнером?
11. Считаюсь с детским замыслом, бережно отношусь к творческой выдумке ребенка?
Анализ педагогами своих ответов, определение трудностей и проблемных ситуаций в своей работе. Определение своей дальнейшей педагогической стратегии и тактики по
В конце предлагается выбрать/ нарисовать одно яблочко (красное - всё понятно и хорошо, зелёное - не понятно, не понравилось) и наклеить/ нарисовать на дерево.
-Благодарю всех за участие! Глядя на наше «дерево», мы видим, что все выполненные задания принесли свои плоды.