Папки-передвижки

Мастер-класс по реализации проекта «Организация развивающей предметно-пространственной среды на территории ДОУ»

Ольга Антипина
Мастер-класс по реализации проекта «Организация развивающей предметно-пространственной среды на территории ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер-класс по реализации проекта «Организация развивающей предметно-пространственной среды на территории ДОУ»

подготовила Антипина Ольга Сергеевна воспитатель МБДОУ детского сада №13 «Колокольчик»

Цель: обмен опытом организации развивающей среды на территории ДОУ, совершенствование профессиональных компетенций слушателей,

расширения кругозора и приобщение к современным знания.

Задачи:

- Передача успешного опыта путем прямого и комментированного

показа последовательности действий, методов, приемов и форм

педагогической деятельности.

Публикация «Мастер-класс по реализации проекта „Организация развивающей предметно-пространственной среды на территории ДОУ“» размещена в разделах

- Сформировать представление о возможностях применения развивающей среды на территории ДОУ при организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО.

- Развивать творческую активность педагогического коллектива.

Участники: педагоги других детских садов

Оборудование: ноутбук (для показа слайдов)

«Мы не можем изменить весь мир, но можем изменить себя, свое отношение к тому, что происходит вокруг нас. Детей учит то, что их окружает!»

Обширная территория нашего детского сада отведена для прогулок. С точки зрения экологического образования и улучшения состояния здоровья детей территория уникальна. На территории детского сада представлены различные жизненные формы растений: деревья, кустарники, травянистые растения, мхи, - что дает воспитателям возможность проводить разнообразные экологические наблюдения. Деревьев на участке достаточно много. Здесь имеются интересные объекты: березовая аллея, поляны, птичьи "поселения".

Основанием для разработки проекта является желание изменить уже сложившуюся среду территории детского сада, создать индивидуальный и стильный облик дошкольного учреждения, соответствующий общим законам организации пространства под открытым небом, интересный детям и родителям, позволяющий более интересно организовать свободную деятельность детей на природе. Было решено создать проект, который бы решал эту задачу.

Мы считаем, что методически грамотная организация развивающей среды не только внутри дошкольного учреждения, но и на его территории, позволит содействовать развитию психических процессов детей дошкольного возраста, усвоению обязательных знаний, умений, норм, правил, приобщению детей к природе, формированию нравственных и эстетических начал, большей социализации.

Исходя из этого в МДОУ «Колокольчик» был разработан проект «Организация предметно-пространственной среды на территории ДОУ. Проект создан с целью создания эмоционально - благоприятных условий пребывания детей в дошкольном учреждении через благоустройство территории и организацию познавательной, творческой, оздоровительной деятельности детей во время пребывания на воздухе на участках детского сада в теплое время года.

У нашего коллектива появилось множество идей и мыслей по облагораживанию и модернизации территории нашего любимого детского сада. Все участки планируется оформить с определенной тематикой. Основным принципом создания соответствующей среды для детей является выделение ее развивающего начала. Окружающая среда призвана обеспечить детям возможность развиваться. Таким образом, благоустройство решает задачи эстетического, умственного, нравственного и физического воспитания детей через знакомство с окружающим растительным миром; комфортных условий для прогулок детей. Практически все работы по оформлению велись непосредственно самими воспитателями и родителями. Все малые архитектурные формы, скульптуры сделаны своими руками из подручных материалов, таких как: пластиковых бутылок, шин, тазиков, веревок, контейнеров и пр.

Организация образовательной деятельность во время прогулки проходит в форме игры- путешествия, которое может быть разделено на этапы. В путешествие детям предлагается отправиться со сказочным героем Незнайкой. А чтобы путешественников не застало ненастье, на участке расположена метеостанция. Метеоплощадка занимает отдельный, открытый, солнечный участок. Здесь располагаются приборы для измерения ветра. Во-первых, флюгеры которые можно сделать с детьми, в том числе из бросового материала. Они помогают определить силу и направление ветра. Дождемер – это пластиковая емкость с нанесенными на нее метками для старших детей – с цифрами, для малышей – в идее полосок разного цвета. В теплое время года на метеоплощадке можно разместить календарь природы. Своеобразный гигрометр, то есть прибор для определения влажности воздуха, изгототовлен из шишек хвойных пород. В сухую погоду чешуи шишек открыты, во влажную закрываются. Таким образом, растение сохраняет свои семена, защищая их от намокания этим предсказывает погоду. Можно использовать на метеоплощадке и готовое оборудование. Таким образом, дети учатся наблюдать за изменениями погоды, анализировать, делать выводы. Задача педагога привлечь детское внимание в этом направлении и зажечь искру познавательной деятельности, помочь найти взаимосвязь между явлениями неживой и живой природы.

Далее дорога приводит детей к Царь-горе (альпийская горка)-гордость нашего цветника! Для цветника подбираем растения, которые могли бы цвести с ранней весны до поздней осени. Непрерывное цветение приносит детям радость, позволяет любоваться и ухаживать за растениями длительное время. Дети имеют возможность наблюдать и участвовать, видеть, как растут и развиваются настоящее море соцветий петуний, флоксов, бархатцев, пионов, астр, настурций, георгинов.

А теперь предстоит отправиться в дальнюю дорогу на транспорте. На тротуарах нашего детского сада нанесена дорожная разметка, имеются макеты дорожных знаков, изготовленных из бросового материала педагогами, атрибуты для игр по ПДД. В ходе целенаправленной и систематической работы взрослых у дошкольника своевременно сформируются представления о безопасном поведении на дороге и при переходе дороги и регулярная забота о своей безопасности.

Дорога наша проходит мимо озер и рек. Небольшое озеро с грациозными белыми лебедями, с дивными кувшинками и река с веселыми рыбками также служит украшением участка нашего детского сада и радует родителей и детей! Вода в озере так прозрачна, что на дне видны камешки, по которым можно походить босиком. Объекты представляют собой участки, засыпанные гравием. Там имеются фигуры лебедей, рыб, лягушек, кувшинок, камышей лилий. Все изготовлено из бросового материала родителями и педагогами. Тут мы встречаем Дюймовочку, и отправляемся на прогулку вдоль водоемов. Тут дети знакомятся с отличием рек и озер, их обитателями, распространенными растениями. Задача педагогов формировать умение анализировать, обобщать, делать выводы, воспитывать любознательность, инициативность.

И вот, остановка, вокруг никого. Мы видим, чей- то огород. Наличие огорода в детском саду способствует осуществлению непосредственного контакта ребенка с объектами природы, это «живое» общение с природой, наблюдение и практическая деятельность по уходу за растениями. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях необходимых для роста и развития, развивать эстетические чувства, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатам своего труда.

Чей же это огород? Пойдем посмотрим. Дорога привела вас в деревню «Колокольчики». А встречает нас бабушка Арина. В деревенском уголке находятся деревянные домики, фигуры домашних животных (поросята, собаки, кошки, лошади, фигуры бабушки и дедушки, ветряная мельница, колодец с совой, деревянные лавочки, столы, озеро, пчелиные ульи, окружает деревеньку плетеный забор). Местом для игры «в театр», «в сказку» могут стать и небольшой домик, невысокий плетень с подсолнухами. Избушки могут использоваться не только для игр – в них могут находиться летние библиотеки, игротеки. Особенно хорошо деревенский уголок вписывается в естественный массив, отлично смотрится среди лесного, лугового ландшафта. Крупные объекты выполнены из дерева, остальное из бросового материала родителями и педагогами. В деревенских уголках можно разыгрывать сказки, играть самостоятельно, кормить поросят, учиться «доить» козу, «запрягать» лошадь, ухаживать «за пчелами». В таких местах особенно органично смотрятся различные фольклорные праздники, игры. Дети знакомятся с жизнью и бытом людей в деревне, домашними животными их внешним видом, повадками жизнедеятельностью, учатся уважать и любить культуру своей страны.

Бабушка Арина, знает очень много сказок и приглашает ребят отправиться в сказочную страну. Сказка оживает… Нас встречают герои русской народной сказки Лиса, Заяц и Колобок, а так же кот ученый и белочка, что орешки все грызет. Все фигуры выполнены из бросового материала, так же используются в оформлении старые игрушки. Сказки играют очень важную роль, так как в них мощно звучит жизнеутверждающий мотив, который каждый ребенок открывает для себя. Они дают ребенку возможность верить в то, что Зло всегда будет наказано, Добро восторжествует. Сказка открывает перед ребенком ворота богатейшего мира культуры, помогая ему лучше ориентироваться в различных жизненных ситуациях. Сказка пробуждает и пленяет мечту. Она дает ребенку познать первое героическое чувство, учит его мужеству и верности, учит созерцать человеческую судьбу, сложность мира, отличие «правды» от «кривды».

И вот из сказки появляется живой доктор Айболит. Птичка на хвосте принесла ему весточку от жителей Лимпопо. Дети отправляются за письмом в птичий городок (птичья столовая). На отдельном участке, окруженном деревьями располагается большая кормушка- птичий дом и много различных небольших кормушек, изготовленных родителями совместно с детьми. коллектив детского сада совместно с детьми и родителями зимой 2012-2013 учебного года провели проект «Птичья столовая». Проведение данной акции неслучайно. Как свидетельствуют исследования орнитологов, у ребенка быстро формируется психологический контакт с птицами, существами активными, привлекательными и подвижными. Кроме того, данный объект природы наиболее доступен непосредственному восприятию детей и посилен для оказания помощи зимующим птицам в холодные и голодные зимние месяцы.

Жители Лимпопо благодарят доктора Айболита за помощь и приглашают его с ребятами порезвиться и позагорать на солнышке. Но путь не близок! Для этого нужно на корабле пересечь северный ледовитый океан. Тут на льдине дети встречают Умку и пингвиненка Лоло. Фигуры так же изготовлены из бросового материала, фанеры и пенопласта. Данные объекты созданы с целью формирования и систематизирования знаний о холодных климатических зонах земли, развивать познавательные способности детей дошкольного возраста, в игровой форме уточнить и расширить представления детей об Арктике и Антарктиде, как об одном из материков земного шара, о жизни животных, воспитывать у детей доброе и деятельное отношение к охране природы. (в перспективе)

Мы причалили к берегу. Организм после долгого путешествия ослаблен. Пора бы заняться своим здоровьем! На физкультурном участке есть волшебная тропа здоровья, если мы пройдем по ней станем крепкими и выносливыми. Тропа здоровья имеет разные покрытия: травяной покров, игольчатое покрытие (резиновый коврик) пластмассовые пробок, песчаная поверхность, деревянные пеньки, тонкие брёвнышки, гравий. Основными целями “тропы здоровья” являются: профилактика плоскостопия, улучшение координации движений, улучшение функций сердечнососудистой и дыхательной систем, повышение сопротивляемости инфекционным заболеваниям, улучшение эмоционально-психического состояния детей, приобщает детей к здоровому образу жизни.

Ура Лимпопо! «Лимпопо»- занимает солнечный открытый участок. Тут живут обитатели жарких стран: жираф, зебра, лев, экзотическая лягушка, а так же стол для игр с песком и водой. Есть прекрасный корабль для путешествий по морю и песчаный пляж (песочница). В проекте изготовление экзотических цветов и фигурок животных из бросовых материалов. Участок оформляли, руководствуясь целями: формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей, познакомить детей с климатом Африки, с обитающими в тех краях животными, их приспособленностью к этим условиям жизни.

Вот и пришло время возвращаться в детский сад. В долгий путь мы отправляемся на корабле. Путешествие было долгим, но очень веселым. Мы причалили к берегу. Путь лежит через «лесную полянку». Участок так же расположен на открытом, солнечном пространстве. Тут «растут» прелестные полевые цветы. На опушке под деревьями прячутся грибы и веточки земляники. В проекте дополнение участка фигурками лесных животных (заяц, медведь, лиса и др.) Каждая фигура будет функциональна. Назначение участка: систематизировать знания детей о диких животных, воспитывать экологическую культуру, интерес ко всему живому; учить детей замечать красоту природы. (в перспективе)

Вот такие участки получились у нашей команды педагогов и родителей. Наши ребятишки с большим интересом освоили обновленные участки, а, значит, силы потрачены не зря. Это наш первый опыт, мы будем воплощать в жизнь новые идеи в благоустройстве территорий ДОУ.

Публикации по теме:

Организация развивающей предметно-пространственной среды во второй младшей группеОрганизация развивающей предметно-пространственной среды во второй младшей группе Развивающая предметно-пространственная среда в группе создана в соответствии с требованиями ФГОС ДО и основной образовательной программы.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в старшей группеОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе Сегодня, уважаемые коллеги, я хочу пригласить вас в нашу группу, где вы сможете познакомиться с развивающей предметно – пространственной.

Организация предметно-пространственной развивающей среды. Театрализованный уголокОрганизация предметно-пространственной развивающей среды. Театрализованный уголок АктуальностьВажно понимать, что жизнь ребенка в детском саду не ограничивается занятиями, поэтому в группах создается предметно-пространственная.

Организация предметно-пространственной развивающей среды во второй младшей группеОрганизация предметно-пространственной развивающей среды во второй младшей группе Уважаемые коллегии, делюсь с Вами организацией своей ППРС во 2 младшей группе. Хотелось бы отметить, что всего за 3 месяца мне удалось.

Организация пространственной предметно-развивающей средыОрганизация пространственной предметно-развивающей среды Предлагаю Вашему вниманию фотографии нашей группы. 1 фото. УГОЛОК ПРИРОДЫ с комнатными цветами, за которыми мы с детьми ухаживаем. Здесь.

Организация развивающей предметно пространственной среды для детей с нарушением зренияОрганизация развивающей предметно пространственной среды для детей с нарушением зрения Организация развивающей предметно пространственной среды для детей с ОВЗ (зрение) Одной из приоритетных задач своей педагогической деятельности.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в детском саду в соответствии с ФГОС ДООрганизация развивающей предметно-пространственной среды в детском саду в соответствии с ФГОС ДО Организация развивающей предметно - пространственной среды в соответствии ФГОС ДО. На примере своей группы хочу рассказать и показать РППС.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе общеразвивающей направленности с 3 до 4 летОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в группе общеразвивающей направленности с 3 до 4 лет Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе общеразвивающей направленности с 3 до 4 лет. Федеральные государственные.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в спортивном зале ДОУОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в спортивном зале ДОУ .

Проект «Организация развивающей предметно-пространственной среды по духовно-нравственному воспитанию» Тип проекта: творческий, практико-ориентированный. По количеству участников: групповой Длительность проекта: среднесрочный (3 месяца) Участники.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс по реализации проекта «Организация развивающей предметно-пространственной среды на территории ДОУ»
Опубликовано: 11 октября 2020 в 12:58
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс по реализации проекта «Организация развивающей предметно-пространственной среды на территории ДОУ»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Антипина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД