Ольга Кулакова
Мастер-класс по подготовке к обучению грамоте дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Работа по обучению грамоте в детском саду проводится в несколько этапов.
1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.
Начинаем работу со знакомства с неречевыми звуками. На этом этапе дается понятие «звук». Учим детей слушать звуки, которые нас окружают. Слушаем, как звучат музыкальные инструменты, различные предметы. Предлагаются игры: «Узнай, что звучит?», «Громко-тихо», «Где звучит колокольчик?» и др.
Публикация «Мастер-класс по подготовке к обучению грамоте дошкольников» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» апрель 2017
На этом этапе учимся делить слова на слоги. Делаем это с помощью хлопков, шагов, приседаний и др. Применяем следующие дидактические пособия:
• паровозики: количество вагонов соответствует количеству слогов;
• гаражи: цифра на гараже, соответствует количеству слогов в названиях машин;
• домино: количество точек соответствует количеству слогов и т. д.
Знакомя детей с понятием ударный слог, учим правило: Слог, который тянется дольше, называется ударным.
2. ЗНАКОМСТВО С ГЛАСНЫМИ ЗВУКАМИ.
Детям объясняем, что гласные звуки можно петь и тянуть, воздух свободно выходит изо рта. Обозначаем их красным цветом.
Начинаем мы с того, что …. У нас в гостях сегодня кукла Анна, она хозяйка красного замка. Прислушайтесь, как красиво звучит первый звук в ее имени – Аааанна. Назовите первый звук. (А). Споем его… А теперь представьте, что у вас в руке клубочек, растяните ниточку и пропойте. аааа. Ниточка длинная, звук А можно петь и тянуть. Посмотрите, как широко открыт ротик, нет преграды для воздушной струи. Звук А – гласный, от слова голос. Гласные звуки живут в красном замке. Мы будем обозначать их красным кружочком. Знакомство с другими гласными звуками проходит аналогично. После знакомства со звуками, проводятся игры с использованием символов гласных звуков.
• «Припоминание слов на заданный звук» (гласный звук должен быть под ударением – окна, а не окно, ослик, а не осел)
• «Подари картинки» (подарим кукле Анне картинки, названия которых начинаются на звук А, а Инне – на И)
• «Немые звуки»
• «Фотография звука»
• «Поймай звук» и т. п.
На этом этапе ведется работа над позицией звука в слове. Во-первых, необходимо научить детей определять первый звук в слове. Затем необходимо научить детей слышать и выделять звук в конце слова, а потом в середине. Для этого используем «домик звука». Он может быть различным, например карточка, разделенная на три части (начало, середина и конец слова).
Вводится простейший звуковой анализ слов (ау, уа, иа, выясняется количество звуков, порядок, характеристика. Рассмотрим на примере слова АУ (картинка с изображением девочки, которая потерялась в лесу). – Что кричит девочка? (АУ). Дети проговаривают слово, определяют первый звук, дают ему характеристику, обозначают красным кружочком. Определяют второй звук, дают ему характеристику, обозначают. Называют количество звуков в слове и их последовательность.
3. ЗНАКОМСТВО С СОГЛАСНЫМИ ЗВУКАМИ.
Начинаем со звуков, артикуляция которых очень резко отличается от артикуляции гласных (П, Т, К….) – воздух встречает преграду. Согласные звуки бывают твердыми и мягкими - это определяется на слух. Твердые звуки обозначаются синим кружочком, мягкие – зеленым. И живут эти звуки в соответствующем замке. Чтобы детям было понятнее, я использую игру «Камень – вата». На звук П поднять камень, на Пь – вату.
Запомните, что
всегда твердые согласные: Ш, Ж, Ц;
всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.
Согласные звуки так же бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что при произнесении глухих звуков голос спит, а при произнесении звонких – звенит. Прибегаем к тактильному контролю (ладошку на горлышко).
При знакомстве с каждым звуком дается его полная характеристика. Для того, чтобы детям было легче рассказывать о звуке, я использую схемы.
Работу по звуковому составу продолжаем.
• Анализируем слоги из двух звуков: гласного и согласного (ПА, ПИ….).
• Слова из трех звуков (КИТ, КОТ).
• Слова из двух открытых слогов (ПАПА,)
• Слова из трех слогов.
Для звукового анализа предлагаются слова, написание которых не расходится с произношением.
4. ЗНАКОМСТВО С БУКВАМИ.
В своей работе мы произносим букву как звук, кратко.
Учим правило: МЫ ЗВУК ПРОИЗНОСИМ И СЛЫШИМ,
А БУКВУ МЫ ВИДИМ И ПИШЕМ.
При знакомстве с буквой, обязательно заучиваем стишок про букву. Запоминание образа буквы можно организовать различно: прописать в воздухе, выложить из палочек, веревочек и других средств, написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе, вырывать из бумаги образ буквы, вылепить из пластилина или теста букву, «Живые буквы» - изображать букву с помощью рук.
Свое теоретическое выступление хочу закрепить практической частью.
Технологическая карта образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме: «Звук и буква С».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
В ходе интегрированной образовательной деятельности дети должны:
1. Закрепить правильное произношение звука С, познакомиться с буквой С;
2. Тренироваться в определении места звука С в словах;
3. Тренироваться в делении слов на слоги;
4. Проводить звуко-слоговой анализ слов типа СУП, СОМ;
5. Развивать внимание, память, мышление.
Оборудование:
• предметные картинки на звук С в начале, середине и конце слова;
• наборы для составления схем слогов и слов;
• тетради, карандаши, разрезные азбуки;
• демонстрационная карточка с буквой С.
Ход образовательной деятельности:
Образова-тельная область по ФГОС Содержание деятельности
Речевое развитие 1. Организационный момент
Отгадывание загадок: (после отгадывания – картинка выставляется на панно)
• Лежит под крылечком, хвост колечком. (Собака)
• Сто одежек— все без застежек. (Капуста)
• Хвост пушистый, мех ворсистый, в лесу живет, в деревне кур крадет. (Лиса)
• Летит птица-небылица, а внутри народ сидит, меж собою говорит. (Самолет)
- Послушайте: СССобака, капуСССта, лиСССа, СССамолет. Какой звук я выделила голосом? – Звук С.
- Правильно, сегодня мы с вами повторим звук С и выучим букву С.
Физическое развитие
Речевое развитие 2. Пальчиковая гимнастика.
Игра «Собака».
В дом чужого не пущу,
Без хозяина грущу,
ГАВ! ГАВ! ГАВ!
(Средний, безымянный и большой палец вытянуть вперед, соединить подушечки – это «мордочка» собачки. Указательный палец и мизинец – поднять вверх – это «ушки». Когда собачка лает – она раскрывает пасть – для этого нужно слегка разводить пальцы, изображающие мордочку собачки.
- Про кого наша пальчиковая игра? – ПРО СОБАКУ!
- Одна – СОБАКА, а когда их много, то это - … СОБАКИ!
- А как зовут детеныша СОБАКИ? – ЩЕНОК.
- А когда их много – это … ЩЕНКИ.
- А еще как можно назвать СОБАКУ? – ПЕС.
- Где спрятался звук С в слове СОБАКА? ПЕС? – В начале слова, в конце слова.
- Сколько слогов в слове СОБАКА? ПЕС? – 3слога, 1 слог.
Социально-коммуника-тивное развитие
Речевое развитие 3. Игра «4 лишний».
На панно: САМОЛЕТ, автобус, троллейбус, трамвай.
- Какая картинка лишняя? – САМОЛЕТ.
- Почему? – САМОЛЕТ – воздушный транспорт, все остальное – наземный.
- Какой первый звук в слове САМОЛЕТ? _- Звук С.
Речевое развитие 4. Характеристика звука С, артикуляция.
- Какой звук С? – Согласный, глухой, твердый, свистящий.
- Как мы произносим звук С? – Губки улыбаются, зубки заборчиком, язычок горочкой у нижних резцов, холодная струя воздуха выходит из ротика.
Произнесение звука С логопедом, детьми, хором, индивидуально.
Социально-коммуника-тивное развитие
Речевое развитие 5. Игра «Попугай».
СА-СО-СУ-СЫ АС-ОС-УС-ЫС
СО-СУ-СЫ-СА ОС-УС-ЫС-АС
СУ-СЫ-СА-СО УС-ЫС-АС-ОС
СЫ-СА-СО-СУ ЫС-АС-ОС-УС
(дети проговаривают слоги по цепочке).
Социально-коммуника-тивное развитие
Речевое развитие 6. Игра «Поймай звук».
Нужно хлопнуть, когда услышишь звук С.
А) из ряда звуков: А, С, Ш, Ж, С, О, М, С, З, С, И, С, К, С, Ш, С, Л, Р, С и т. п.
Б) из ряда слогов: СА, ША, ЖА, СУ, ЗУ, ЖУ, СЫ, ЖИ, ЗЫ, ЫС, ЫШ, АС, АШ и др.
В) из ряда слов: СОМ, ЩЕТКА, ЗАЙКА, СОБАКА, ШУМ, СТОЛ, САМОЛЕТ, ЗУБЫ, ЦАПЛЯ, ПОСУДА, ШУБА, КВАС, СОН, ЩЕЛЬ, САМОСВАЛ, ПОДНОС, ЗАКАТ.
Речевое развитие 7. Игра «Подари картинку кукле СОНЕ».
К нам в гости пришла Соня, она очень любит звук С, ведь на этот звук начинается ее имя. Давайте подарим ей картинки со звуком С:
А) сначала отбираем картинки со звуком С в начале слова;
Б) затем в конце слова;
В) на панно остаются картинки со звуком С в середине слова.
Физическое развитие 8. Физкультминутка.
«Страус».
Что за птица? Не летает! (махи руками через стороны вверх)
И как песни петь не знает. (пожимание плечами)
Перья пышные, как мех, (наклоны с отведением рук назад)
А бежит быстрее всех. (бег на месте).
- Про кого эта игра? – Про страуса.
- Где спрятался звук С в слове СТРАУС? - в начале и конце слова, здесь 2 звука С.
Речевое развитие 9. Знакомство с буквой С.
Рассматривание демонстрационной карточки, отыскивание буквы С в разрезной азбуке.
Стихотворение про букву С:
Полумесяц в небе темном,
Буквой С повис над домом!
Речевое развитие, познава-тельное развитие 10. Работа с разрезной азбукой, звукобуквенный анализ.
Проведем звукобуквенный анализ слова ЛИСА.
Произносим слово медленно, выделяя голосом каждый звук.
- Сколько слогов в слове? (2)
- Назовите первый слог. (ЛИ)
- Назовите первый звук в слоге ЛИ. (ЛЬ)
-Звук ЛЬ какой? (согласный, мягкий)
- Назовите второй звук в слоге ЛИ. (И)
- Звук И какой? (Гласный)
- Назовите второй слог в слове ЛИСА. (СА)
- Назовите первый звук в слоге СА. (С)
- Какой он? (Согласный твердый, обозначаем синим кружочком)
- Назовите второй звук в слоге СА. (А)
- Какой он? (Гласный, обозначаем красным кружочком)
- Сколько всего звуков в слове ЛИСА? (4)
- Сколько гласных звуков в слове ЛИСА? (2)
- Назовите их. (И, А)
- Какое мы знаем правило? (Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов)
- В слове ЛИСА 2 гласных звука и 2 слога.
- Сколько согласных звуков в слове ЛИСА? (2)
- Назовите их. (ЛЬ, С)
- Обозначьте звуки буквами.
- Прочитайте слово.
Речевое развитие 12. Печатание буквы С в тетрадях или по карточкам (см. приложение). Печатание слогов.
Речевое развитие 14. Итог занятия.
- какой звук повторяли?
- какую букву выучили?
- дайте характеристику этому звуку?
- расскажите про его правильную артикуляцию?
- какие еще согласные звуки знаете? Какие буквы помните?
Социально-коммуника-тивное развитие 15. Выполнение трудовых поручений по подготовке к образовательному процессу.