Наталия Абрамова
Мастер-класс по обучению грамоте «С мамой за одним столом»
▼ Скачать + Заказать документы
Данное мероприятие помогло не только родителям разобраться в тонкостях звукового анализа (в соответствии с программой Варенцовой Н. С. «Обучение дошкольников грамоте», но и детям, чувствовать себя увереннее, если мама может помочь. Материал данного мероприятия можно использовать в качестве НОД по обучению грамоте, изменив цели и задачи в соответствии с содержанием.
Публикация «Мастер-класс по обучению грамоте „С мамой за одним столом“» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2017
Актуальность: Упражнения на звуковой анализ слова вызывают у многих родителей затруднения. Нередко стремясь помочь своему ребёнку в освоении звукового анализа, родители допускают грубейшие ошибки, тем самым ещё больше запутывая ребёнка. Наша цель - сделать обучение грамоте процессом интересным и увлекательным, а для этого родители должны «идти в ногу» с педагогами.
Цель: Уточнить представление родителей детей подготовительной группы о процессе звукового анализа.
Задачи: Активизировать знания родителей о звуках и буквах; уточнить представления о гласных и согласных звуках; учить дифференциации согласных по твердости — мягкости, научить правильно выполнять звуковой анализ слова; знакомить с различными играми для закрепления знаний звукового анализа; воспитывать мотивацию к занятиям с ребенком.
Материалы: Мультимедийная установка, мяч, квадраты большие красного, синего и зелёного цвета,
Раздаточные материалы: принадлежности для работы с клеем; квадратики красного, зелёного и синего цвета; перфокарты с пустой полоской-вкладкой, лист с пустой схемой и картинкой с изображением мяча, пеналы с фишками парных гласных звуков, цветные карандаши.
Воспитатель: Сегодня у нас необычное занятие. Впервые мамы сидят не в качестве наблюдателей, а вместе с детьми за одними столами. На занятии, мы напомним нашим родителям, чем отличаются буквы от звуков, расскажем о том, какие бывают звуки, поиграем в игры со звуками и выполним звуковой анализ слова.
Дети вместе с воспитателем:
Гласные тянутся песенкой звонкой: и-и-и,
Могут заплакать и застонать: о-о-о, у-у-у,
Могут качать в колыбели ребёнка: а-а-а,
Могут, как эхо, в лесу закричать: ау-ау-ау.
Могут лететь высоко в синеву: и-а-у.
Если нет во рту преграды
Звуки эти петь мы рады
И, А, О, У, Ы, Э
Их запомним дружно все!
Гласный, каждый знает это,
Обозначим красным цветом!
Все согласные согласны
Шелестеть, шептать, свистеть,
Даже фыркать и скрипеть,
Но не хочется им петь
Если есть во рту преграда
Звук согласный слушать надо
Твёрдый звук произнесём
Синий карандаш возьмём
Мягкий звук произнесём
Цвет зелёный мы возьмём
1. «Преврати твёрдый звук в мягкий» - игра с мячом. Слайд 1.
Вот мягкий, нежный, добрый Тим,
А это - строгий Том.
В зеленом любит Тим ходить,
Том – только в голубом.
Гномы о согласных день и ночь заботятся вдвоем. За мягкие отвечает Тим, за твердые – братец Том. (На мультимедиа гномы Тим и Том. Слайд 2)
Том и Тим поссорились, выясняя каких слов в русском языке больше с твёрдыми или мягкими звуками. Давайте помирим Тима и Тома. Я буду называть слова с твёрдым звуком в начале слова, а вы будите образовывать новые слова, изменив твёрдый звук на мягкий.
Воз - вёз, лук - люк, мыл - мил, мышка - мишка, рад - ряд, мал - мял, сэр -сер, нос - нёс, был - бил, ров - рёв, ныть - нить.
Молодцы ребята, помирили гномов! Слайд 3
2. Игра «Звуки перепутались»
Воспитатель: (В руках держит карточки с цветовым изображением звуков.)Тим и Том приготовили для вас слова, только вот звуки рассыпались. Сейчас я буду называть звуки, а вы попробуете из этих звуков составить слово. Посмотрим, у кого это получится быстрее.
Воспитатель: (даёт цветовые карточки) Ты, Юля, будешь звуком [о] (красная карточка). Ты, Гоша - [н] (синяя карточка, а Настя -[c] (синяя карточка). Встаньте так, чтобы получилось слово. (Дети встают в ряд и по порядку проговаривают свои звуки) Какое слово получилось? (Нос.) Ребята, но Тим и Том приготовили два слова, а у нас получилось только одно. (Дети догадываются, что из этих звуков можно составить ещё одно слово - сон.) Молодцы!
3. Звуковой анализ слова «мяч».
Воспитатель: Сколько звуков в слове? (В «мяч» слове «мяч» три звука)
м-м-мяч. (Проводит указкой по звуковой схеме, задерживаясь на месте первого звука. Дети «читают» вместе с воспитателем по пустой звуковой схеме, ориентируясь на указку. Аналогично выделяется каждый анализируемый звук.) Какой первый звук в слове мяч? (Первый звук [м’])
Воспитатель по очереди выкладывает на доске цветные фишки-квадраты на магнитах, в пустую схему, а дети с мамами раскрашивают схемы на местах.
Воспитатель:
- Звук [м’] какой? (звук [м’] согласный, мягкий).
- Каким цветом на схеме обозначим звук [м’]? (зелёным).
- Какой второй звук в слове мяч? (Второй звук [а] - это гласный обозначаем красным цветом)
-Правильно слышим гласный звук [а], а какую букву мы напишем? Сверху, на закрашенный квадрат выкладывают букву я. (Я) Почему? (Потому, что впереди стоит мягкий согласный [м’]). Совершенно верно!
- Какой третий звук в слове мяч? (Третий звук [ч’] - это мягкий согласный обозначаем зелёным цветом). Правильно звук [ч’] всегда мягкий.
Физминутка.
Под песню «Музыкальный алфавит» выполняются ритмические движения.
4. «Какой звук потерялся?» (работа с перфокартами)
Воспитатель:У вас на столах перфокарты, карточки с изображением того или иного предмета, и под каждым предметом расположена цветовая схема этого слова, но в схеме один из звуков отсутствует. (У всех на столах разные задания: звуковой анализ одного слова.).
Нужно подобрать соответствующее цветовое обозначение отсутствующему звуку, приклеить его на полосу и вставить в перфокарту. (Дети выполняют задание вместе с родителями, проверяют правильность выполнения по сводному слайду и наклеивают)
Слайд 4
5. Игра «Помоги Тому купить продукты» (авторская игра). Слайд 5
(На экране мультимедиа Том в магазине»
Воспитатель:Посмотрите, наверное, Том уже проголодался и пошёл в магазин за продуктами. Давайте поможем ему купить только те продукты, названия которых начинаются с твёрдых согласных. (Дети называют продукты, если называют правильно - звучат аплодисменты, а если ошибаются – звучит «неправильный ответ».)
Ну, а теперь можно сложить все покупки в сумку. (Покупки под музыку «загружаются» в сумку.)
Воспитатель: Основная часть нашего мероприятия подошла к концу. Дети, большое вам спасибо!
Проходит обсуждение мероприятия. Родителям предлагается, если остались вопросы, ознакомиться с консультацией по данной теме.