Твердякова Лариса
Мастер-класс для родителей «Вместе с мамой, вместе с папой»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повысить знания родителей о формировании звукового анализа и синтеза, лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Задачи:
- обучить приемам выделения звуков из слов; элементарного звукового анализа и синтеза;
- вовлечь в процесс совместной коррекционной деятельности с детьми в домашних условиях по формированию звукового анализа и синтеза и лексики.
ХОД МАСТЕР-КЛАССА
Публикация «Мастер-класс для родителей „Вместе с мамой, вместе с папой“» размещена в разделах
Начался второй год воспитания и обучения детей в коррекционной группе. На сегодняшний день у детей есть достаточный запас достижений и имеются определенные трудности. Сегодня мы поговорим о формировании звукового анализа и синтеза и лексики у детей с ОНР старшего дошкольного возраста в домашних условиях. Исходя из ваших вопросов, возникших в результате выполнения домашних рекомендаций учителя-логопеда, мы решили провести вместе с вами практическое мероприятие с целью демонстрации коррекционных приемов.
Слайд 1
Мы хотим предложить вам мастер-класс «Вместе с мамой, вместе с папой». Для этого располагайтесь удобно рядом со своим ребенком и приготовьте домашние папки с рабочей тетрадью, «Домашней тетрадью» и альбомом.
Итак, на прошедшей неделе мы с детьми изучали лексическую тему «Грибы» и познакомились с новой буквой «Д». Вспомогательный материал на эту тему вы найдете в «Домашней тетради».
Слайд № 2
Например, рассмотрите с ребенком рисунок и предложите ответить на вопросы.
Логопед. Что делают мальчики?
Дети. Мальчики собирают грибы.
Логопед. Какой гриб нашел большой мальчик?
Дети. Большой мальчик нашел боровик.
Логопед. Какие еще грибы растут на полянке?
Дети. На полянке растут лисички и мухомор.
Слайд № 3
Логопед. Какие еще грибы вы знаете?
Дети. Я знаю подберезовик.
Дети. Я знаю подосиновик.
Дети. А я знаю сыроежки.
Дети. Еще есть бледная поганка.
Логопед. Какие из них нельзя есть?
Дети. Нельзя есть несъедобные грибы: мухоморы и бледные поганки.
Логопед. Запомните и повторите:
Мухомор красив на вид,
Но опасен, ядовит.
Логопед. Ребята, посмотрите, какие красивые грибы растут в лесу. Скажите, какой грибок вам понравился больше всего. (Дети выбирают грибы). Давайте составим рассказ о каждом из этих грибов. Я хочу рассказать о мухоморе. Это мухомор. Он растет в лесу. Он очень яркий, красивый. У него круглая красная шляпка с белыми крапинками и тонкая белая ножка. На ножке белая оборочка. Это ядовитый гриб, его есть нельзя.
Дети. Это лисичка. Она растет в траве, она яркая, желтая. У нее круглая шляпка и тонкая ножка. Это съедобный гриб, его есть можно.
Дети. Это боровик. Он растет в сосновом лесу. У него крепкая круглая коричневая шляпка и толстая белая ножка. Это съедобный гриб, его есть можно.
(Дети рассказывают о других грибах).
Слайд № 4
Логопед. Обратите внимание на то, что можно сделать с ребенком в альбоме для укрепления мускулатуры пальцев и формирования ориентировки на плоскости. С ребенком можно нарисовать понравившийся гриб или вырезать картинку с грибами. Хочу поделиться опытом некоторых родителей. Если у ребенка еще слабые графические навыки, то некоторые взрослые сами рисуют предметы, а малыши старательно (насколько могут) раскрашивают их, или вырезают ножницами и вклеивают в альбом. Я нарисую боровик с помощью инструментария в интерактивной презентации, а дети смогут это сделать по моему показу карандашами в альбоме.
(Логопед на интерактивной презентации, а дети в альбоме выполняют рисунок.)
Слайд № 5
Логопед. Я вижу, что ребята нарисовали замечательные грибы в своих альбомах.
Слайд № 6
Логопед. Ребята кто помнит, какую новую букву мы узнали на этой неделе?
Дети. Мы узнали букву «Д».
Логопед. Дайте, пожалуйста, характеристику звуков [Д] и [Д], используя нашу табличку-памятку.
Дети. Звук [Д] – согласный, твердый, звонкий.
Дети. Звук [Д] – согласный, мягкий, звонкий.
Логопед. Откройте, пожалуйста, рабочие тетради. Сначала мы с вами напечатаем слово «дом»: я с помощью инструментария в интерактивной презентации, а вы с родителями в тетради.
(Логопед на интерактивной презентации, а дети в тетради печатают слово.)
Логопед. Теперь мы сделаем звуковой анализ слова. Прочитайте слово в тетради
Дети. Дик.
Логопед. Что обозначает это слово?
Дети. Это кличка собаки.
Логопед. Какой первый звук в слове «Дик»?
Дети. Первый звук [Д]. Он согласный, мягкий, звонкий. Раскрасим первый квадратик зеленым цветом.
(Далее дети рассуждают подобным образом и выполняют задание вместе с родителями. Логопед выполняет задание с помощью инструментария в интерактивной презентации.)
Логопед. А еще мы с ребятами знаем, что звуки в словах могут жить вначале, в середине или в конце слова. В зависимости от их местонахождения, мы будем отмечать в следующем задании соответственно первый, второй или третий квадратик под словами. Взрослый произноси слово: «Дь-дь-детеныш», утрированно выделяя заданный звук и медленно двигая указкой вдоль трех квадратиков. Дети внимательно слушают слово и следят за указкой. Таким образом, они определяют место звука в слове.
(Логопед выполняет задание с помощью инструментария в интерактивной презентации, а родители с детьми в рабочей тетради.)
Слайд 7
Логопед. Ребята, у меня на столе лежат фишки. Выберите себе солнышко, если вам было легко и весело справляться с заданиями. Выберите себе тучку, если вам трудно давались задания. Родители тоже могут поучаствовать в таком своеобразном самоанализе нашей совместной деятельности.
Слайд 8