Людмила Князева
Мастер-класс для родителей «Играем вместе с мамой»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс для родителей 2 младшей группы
"Играем вместе с мамой".
Цель: помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики и сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях.
Задачи:
1. Познакомить родителей с понятием «сенсорное развитие».
Публикация «Мастер-класс для родителей „Играем вместе с мамой“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Мастер-классы для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
2. Познакомить родителей с играми и упражнениями,
направленными на формирование «сенсорных эталонов»
и развитие мелкой моторики руки, которые можно
организовать в домашних условиях.
3. Поддерживать и развивать интерес детей к совместной
игровой деятельности.
4. Активизировать педагогический опыт родителей по
развитию «сенсорных эталонов», укреплять сотрудничество
между детским садом и семьей.
Ход мероприятия:
Добрый день!
Спасибо, что дела свои Вы отложили,
И в зал наш светлый поспешили,
Пообщаться, поиграть,
Много нового узнать!
- Здравствуйте, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что нашли время и пришли на наш мастер – класс «Играем вместе с мамой».
Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребенка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворять не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что, играя, ребенок учится и познает жизнь.
Известный педагог В. А. Сухомлинский считал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
Дети играют дома, в детском саду, на улице, в гостях. Любое увлекательное занятие для них обозначается словом «игра». Посредством игры в дошкольном детстве развиваются органы чувств малыша, происходит накопление зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых ощущений. В этот период закладывается основа познавательной деятельности. Ребенок с увлечением исследует предметы, которые его окружают, применяя все доступные ему способы: рассмотреть, потрогать, попробовать на вкус. Это способствует формированию сенсорных эталонов и развитию мелкой моторики рук. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, запахе и вкусе, положении в пространстве. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Китайская мудрость гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Действия детей с дидактическими игрушками, пособиями всегда ставят перед ребенком умственную задачу: он старается добиться желаемого результата. Так исподволь формируется целеустремленность, активность и некоторая планомерность действий.
Предлагаем Вам познакомиться с играми и пособиями, направленными на освоение сенсорных эталонов, которые мы используем в детском саду (обращаю внимание родителей на экран).
(слайд №1) Посредством осязания, мышечного чувства, зрения ребенок различает и называет форму, величину, цвет предметов. У ребенка развивается умение самостоятельно чем-то занять себя и производить с предметами целенаправленные действия. Например, собирать и разбирать игрушки, нанизывать кольца на стержень, собирать пирамидки, завязывать и развязывать шнурочки. При этом совершенствуется моторика рук, глазомер.
(слайд №2).В процессе деятельности с дидактической игрушкой развивается способность, сообразительность у детей. Чтобы, например, собрать матрешку надо всегда меньшую вложить в большую, сообразив при этом, где у нее нижняя и верхняя часть.
(слайд №3).Умение выбрать кубики определенного цвета приучает детей к первичному подбору предметов по одному определенному признаку.
(слайд№4). Если взрослые сопровождают действия ребенка словом, обозначают эти действия, то на этой основе обогащается его словарь, развивается речь. Сначала дети учатся понимать то, что им говорят, а затем сами овладевают новыми словами.
(слайд №5). Игры на величину, форму, цвет воспитывают сосредоточенность, умение спокойно, не отвлекаясь, заниматься в течении времени одним каким-то делом. Развивается устойчивость внимания.
(слайд №6). Игры с «чудесным мешочком» - любимая игра детей. Необходимо на ощупь определить предмет, спрятанный в мешочке. Это развивает тактильные ощущения ребенка.
(слайд №7). Игры «Узнай на вкус», «Определи фрукт по вкусу» развивают у детей вкусовые восприятия.
Маленькие дети – очаровательные, азартные и счастливые искатели приключений, стремящиеся познать мир. И, конечно, своими познаниями хочется поделиться, особенно с теми, кого любишь больше всех. Но, к сожалению, папа очень занят на работе, а у мамы столько хлопот по дому, что совсем не остается времени на свое чадо. И все же мы уверены, что необходимо находить время и возможность для того, чтобы пообщаться с ребенком, поиграть с ним и чему-то научить. Сегодня мы показали Вам свои сенсорные дидактические игры, в которые мы играем в детском саду, но хотим предложить Вам очень простые и в то же время интересные, а главное познавательные игры, которые Вы можете организовать с детьми прямо на кухне. А самое главное, что такие игры не требуют особой подготовки, а материалом для них послужит то, что легко найти в доме каждой хозяйки.
Итак, начинаем! Встречайте своих детей! (Под музыку дети входят в зал и подходят к своим родителям, родители обнимают и целуют своих детей. Затем становятся вместе в круг).
Становитесь вместе в круг
Ты – мой друг и я твой друг,
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Родителям и детям предлагается расположиться на заранее приготовленные для них места за столами. Рядом стульчики для детей.
1. Игра «Песочница на кухне».
Возьмите поднос или плоское блюдо с ярким рисунком. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте ребенку самому нарисовать несколько линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (дождик, волны, солнышко). Такое рисование способствует развитию не только моторики рук, но и массажирует пальчики Вашего ребенка. И плюс ко всему – развитие фантазии и воображения.
2. Игра «Мозаика из пробок».
Подберите разноцветные пробки от пластиковых бутылок. Сначала сложите рисунок сами, затем попросите ребенка сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без Вашей помощи, предложите ему придумать свои варианты рисунков. Такие игры закрепляют формирование сенсорного эталона – цвет.
3. Игра «Шагаем в пробках».
Не стоит далеко убирать пробки, они могут помочь в развитии мелкой моторики и координации пальцев рук. Две пробки от пластиковых бутылок кладем на стол резьбой вверх. Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаем пальцами, делая по шагу на каждый ударный слог. Здорово, если малыш будет не только «шагать» с пробками на пальчиках, но и сопровождать свою ходьбу любимыми стихотворениями:
Мишка косолапый, по лесу идет…
4. Игры с прищепками.
Устали пальчики от такой ходьбы! Им надо отдохнуть. Я предлагаю сделать пальчиковую гимнастику, которую любят Ваши малыши. Для этого Вам понадобятся обычные бельевые прищепки. Этой прищепкой (при этом обязательно проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой, поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу, на ударные слоги стихотворения:
Рано утром встал гусенок,
Пальцы щиплет мне спросонок,
(смена рук)
Скорее корма дайте мне,
Мне и всей моей семье!
А если взять круг из картона и прикрепить к нему прищепки, то получится солнце с лучиками. Тем самым развиваем моторику, закрепляем форму и цвет предмета.
5. Игры с крупами.
Дети очень любят игры с крупами, это не только тактильные ощущения
И самомассаж, но и возможность немного пошалить. Но здесь важно помнить о технике безопасности, ведь мы имеем дело с мелкими частицами.
В глубокую миску насыпаем фасоль и запускаем в нее руки и изображаем, как- будто месим тесто, приговаривая:
Месим, месим тесто
Есть в печи место,
Будут, будут из печи
Булочки и калачи.
А если использовать фасоль и горох вместе, тогда ребенку можно предложить отделить маленькое от большого.
А если в конце игры ребенок откопает «клад» (маленькая игрушка или конфета, поверьте восторгу не будет предела!
6. Игра с фольгой.
Обычная кулинарная фольга отлично заменит пластилин. Можно заворачивать в нее мелкие игрушки или лепить фигурки. Можно обернуть несколько грецких орехов в фольгу и предоставить ребенку возможность очистить орешки, раскладывая чистые орешки в одну банку, скорлупку
(фольгу) – в другую.
Физкультминутка.
А теперь я предлагаю Вам поиграть в подвижную игру «Найди свою маму». В неё так же можно играть в домашних условиях.
Мамы расходятся в разные стороны, а дети под музыку бегают по залу.
Ты побегай, поиграй,
Только маму не теряй!
По сигналу дети бегут к маме, обнимают её.
На второй раз дети прыгают по залу. Родители меняются местами.
Ты попрыгай, пошали,
После к мамочке спеши!
Замечательно играли! Все своих мам нашли.
Родители с детьми занимают свои места.
А сейчас я предлагаю Вам вместе с детьми смастерить сенсорных птичек. С ними можно организовать с детьми игру «Узнай наощупь».
Наверняка, у каждого из Вас дома есть в свободном пользовании ткань, нитки, синтепон или поролон, любые семена. Эти предметы понадобятся нам для изготовления дивной птички. Если нет ткани под рукой, можно использовать папин носовой платок.
Итак, для начала возьмем квадрат из ткани.
1. Складываем его по диагонали.
2. Затем сгибаем уголки к середине.
3. Согнуть еще раз.
4. Полученная фигурка складывается пополам, сгибами внутрь. Ниткой завязываем кончик – клюв. Ваши дети помогут Вам в этом.
5. Во внутрь вкладываем синтепон, семена, завязываем нитью – голова.
6. Затем вставляем поролон для туловища, Распрямляем крылья в стороны, завязываем их нитью.
7. Перевязываем туловище – хвост.
8. Затем обматываем второе крыло.
Получилась птичка дивная. В старину птица являлась символом удачи, счастья и любви. И свой мастер – класс мне хотелось бы закончить словами:
Сто дорог, сто разных судеб,
А мечта у всех одна.
Ищут птицу счастья люди,
Что руками создана.
Только где же птица счастья?
Кто увидит? Кто найдет?
Ходят, бродят где-то люди,
Истоптавши сто дорог.
Полюбите! Птица счастья
К вам в окошко постучит,
Потому что, к тем, кто любит,
Та мечта сама летит…
И искать ее не надо,
Исходивши сто дорог,
Вы с любовью подружитесь,
Ну, а птица вас найдет!
Пусть эти птицы, созданные Вашими руками и руками Ваших детей, принесут счастье, любовь и удачу в Ваш дом!
Сегодня мы познакомили Вас лишь с малой частью того, чем можно заняться с ребенком дома. Проявляйте свою фантазию и самое главное, не уставайте постоянно разговаривать с Вашими детьми, называйте все свои действия, явления природы, цвета и формы. Пусть ребенок находится в постоянном потоке информации, не сомневайтесь, это его не утомит. Побуждайте ребенка к игре, насколько возможно, играйте с ним в развивающие и веселые игры. Участвуйте в игровом процессе. Это будет отличным способом для установления более прочной связи между Вами и Вашим ребенком!