Елена Шуст
Мастер-класс по нетрадиционному рисованию
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка – детский сад «Звёздочка»
Здравствуйте уважаемые коллеги, меня зовут Шуст Е. В. педагог детского сада «Звёздочка» города Черногорска, сегодня вашему вниманию я хочу представить опыт своей работы по теме: «Необыкновенное рисование» (нетрадиционные техники рисования)
Публикация «Мастер-класс по нетрадиционному рисованию» размещена в разделах
«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие нити- ручейки, которые питают творческие мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В. А. Сухомлинский
Актуальность : Все мы знаем, что рисование одно из самых больших удовольствий для ребенка. В рисовании раскрывается его внутренний мир. Ведь рисуя, ребенок отражает не только то, что видит во круг, но и проявляет собственную фантазию. Нам взрослым не следует забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А поскольку рисование является источником хорошего настроения ребенка, нам, педагогам, нужно поддержать и развивать интерес ребенка к изобразительному творчеству. Работая с детьми, я пришла к выводу: ребенку нужен тот результат который вызывает у него радость, изумление, удивление. И я выбрала направление в своей работе использование в рисовании нетрадиционных техник.
Научная обоснованность:
Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективным средством ее решения является изобразительная деятельность детей в детском саду. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребёнка. Занятия изодеятельностью способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.
Практическая значимость:
Применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний, формированию представлений детей о предметах, их использовании, материалах, свойствах, способах работы с этими материалами.
Необычные способы рисования привлекает внимание детей, заставляет удивляться, включаться в работу. Возникает познавательный интерес. Использование таких техник удовлетворит его любопытство, поможет преодолеть такие качества как: «боязнь показаться смешным, неумелым, непонятным». Мои занятия это импровизация, игра и очень важно, чтобы они стали устойчивым увлечением каждого ребенка.
Целью моей работы является создание условий для развития художественно - творческих способностей детей посредствам нетрадиционной техники рисования.
Задачи:
Создать условия для знакомства детей с нетрадиционными способами рисования, формировать интерес к изобразительной деятельности;
Способствовать овладению дошкольниками техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
Способствовать формированию ярких положительных эмоций в процессе рисования.
Я стала внедрять в процесс творческой деятельности детей элементы нетрадиционных техник изображения в кружке «Веселый карандаш». Свою работу начала с разработки комплексно-тематического планирования, создания развивающей среды.
Реализацию практической работы с детьми проводила поэтапно:
в начале года я знакомила детей с наиболее простыми видами нетрадиционных техник рисования. Это: монотопия – рисование пальчиками ладошками, печатанья листьями и т. д.
Сейчас нетрадиционные техники усложняю. Знакомлю детей с такими видами рисования при использовании которых необходимо изготавливать инструменты (рисование методом наката, смешивать краску с другими материалами (рисование мыльной пеной).
Еще я использую смешанные техники и коллективное рисование.
При выполнении таких заданий дошкольники учатся анализировать образы, работать вместе со сверстниками, общаться. Дети учатся работать в паре, мини группе. Таким образом, моя работа направлена на постепенное увеличение самостоятельности детей, на повышение их умственной зависимости.
Практическая часть:
«Каждый человек ищет свой путь и я в том числе, а еще я ищу тропинки» – в этих словах отражается моя жизненная, а значит, и педагогическая философия.
Ведь вся моя жизнь подчинена профессии. Это делает меня поистине счастливой. Одна из таких тропинок привела меня к нетрадиционным приемам рисования.
И мой мастер-класс посвящен ей, удивительной техники «Граттаж».
«Граттаж»
Я приглашаю 4 педагогов на мастер класс.
Слово «Граттаж» произошло от французского gratter — скрести, царапать, поэтому другое название техники - техника царапанья. Еще одно название этой техники – воскография.
Граттаж применяется обычно в работе с деревом, пластиком или металлом.
Рассмотрите работы выполненные в этой технике.
Обратите внимание, какие выразительные средства чаще всего применяются в этой технике (это линия, штрих, контраст)
В технике «граттаж» используется следующий материалы и инструменты: картон или лист плотной бумаги, желательно белого цвета, восковые мелки, свеча, тушь, губка, широкая кисть, вязальный крючок, зубочистки.
Последовательность работы:
Берем лист плотной бумаги или картона полностью закрашиваем восковыми мелками, восковой пастелью, гуашью или акварелью. Цветовое решение зависит от задуманного рисунка. Так же возможно использование простой белой или цветной бумаги.
Следующий этап: мы полностью покрываем наш лист воском. Для этого используется обыкновенная восковая или парафиновая свеча.
Затем берем черную тушь или черную гуашь, можно добавить немного жидкого мыла или шампунь и используя широкую кисть или губку, покрываем закрашенный лист. Ждем, пока лист высохнет - получилась заготовка.
Далее берем любой острый предмет: зубочистку или перо, вязальный крючок или спицу, ручку с использованным стержнем и процарапываем рисунок по черному фону. Для детей лучше подходит деревянные палочки, шпажки, зубочистки – удобнее и безопаснее держать.
Так как заготовка листа для граттажа процесс не быстрый, мы с моими ребятами для вас их приготовили.
Вот такие рисунки в технике «Граттаж» получаются у моих детей.
И так творите!
Возьмите в руки шпажку, зубочистку
И лист бумаги непростой,
И словно фокусник - царапкой
Рисунок вы создайте свой.
Здесь равнодушием не пахнет,
Простор для творчества такой,
Что иногда не веришь даже,
Что это сделано тобой. (Коллеги я предлагаю нарисовать Ваше настроение)
Рефлексия:
А результат – полная корзина ваших ярких впечатлений, эмоций, ваших улыбок, которую я от чистого сердца дарю всем!
Новизна работы кружка отражена в содержании учебного материала, подходах к обучению изобразительной деятельности, отборе форм и методов. Каждый раз я стараюсь приготовить красивые и разнообразные материалы, предоставить детям возможность выбора материалов и средств изображения. Необычное начало применение игровых приемов- все это помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразия и скуку.
Таким образом, используя нетрадиционные техники, ребенок переносит не просто то, что запомнил: у него возникает переживания в связи с этим предметом, определенное отношение к нему. Из всего этого воображение ребенка создает образ, который он выражает с помощью выразительных средств, наиболее способствующих развитию творческих способностей.
Очень важно нацелить детей на деятельность творческую, оригинальную связанную с воображением – изобразительную деятельность.