татьяна казаченко
Мастер-класс по изготовлению русской традиционной тряпичной куклы для педагогов ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение профессионального мастерства и обмен опытом по изготовлению тряпичных кукол.
Задачи:
- познакомить с историей народной тряпичной куклы в России, ролью куклы в народном быту;
- обучить технологии, приемам изготовления куклы в соответствии с народными традициями;
Публикация «Мастер-класс по изготовлению русской традиционной тряпичной куклы для педагогов ДОУ» размещена в разделах
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» ноябрь 2019
- способствовать положительному настрою педагогов на данный вид деятельности.
Методы приё мы:
Словесный метод: экскурс в историю, рассказ, беседа, вопросы, поощрение (похвала, положительное стимулирующее оценивание, одобрение способа выполнения задания).
Информационно-рецептивный: рассматривание, напоминание, частичный показ, объяснение, сопровождаемое показом, устные инструкции по выполнению работы.
Репродуктивный: выполнение действий с педагогами, с проговариванием, совместное действие.
Материалы:
- квадрат красной ткани 28х28 см, плотная ткань, предназначенная для скрутки, размером 45х37 см, платок 28х28 см, верхняя юбка 40х17 см, нижняя юбка 25х30 см, фартук 10х15 см, квадрат ткани для узелка 12х12 см, поясок, тесьма, ленты, нитки, вата или синтепон.
Ход мастер- класса
1. Приветствие.
2. Экскурс в историю «Бабушкины куклы»
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в прошлом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
Здравствуйте уважаемые коллеги!
Скажите, пожалуйста, какой ведущий вид деятельности у детей дошкольного возраста? (игра). Детство немыслимо без игры, а игра без кукол.
Кукла для ребёнка идеальный друг, тот, с кем можно говорить обо всём, кто всегда имеет время выслушать, не будет перебивать, поймёт и никогда не осудит. У взрослых слишком часто не хватает времени на детей, а у кукол это время всегда есть. Кукла не рождается сама : её создаёт человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём образе самобытность и характерные черты создающего её народа.
Наши предки – славяне делали кукол из ткани, дерева, соломы, ниток… Кукла в доме выполняла роль оберега, она как бы отвлекала на себя злые силы, её так и называли – берегиня. У разных кукол было одно общее – отсутствие лица. По народным поверьям кукла с глазами обретала душу – «оживала» и могла навредить ребенку.
Ещё до рождения малыша мать делала куколку, тщательно соблюдая одно правило – изготовить её без ножниц и иголки. Куклу сворачивали из тряпочек и клали в пустую пока колыбельку: обжить, обогреть. А когда малыш появлялся на свет, куколку укладывали
с ним, приговаривая: сонница-бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой. Тряпичную берегиню дарили не только малышу. Куколку, сделанную своими руками, мать дарила дочке перед свадьбой, благословляя её на замужество. Невесте дарили кукол, чтобы родилось побольше детишек. Куклу-оберег давали в дорогу мужу, сыну, брату. Кукол дарили друг другу в знак любви и дружбы. Считалось, что подарок, сделанный от чистого сердца, приносит счастье. Куколкой-оберегом пользовались, когда хотели избавиться от какой-нибудь напасти. Её брали в руки, три раза поворачивали против часовой стрелки и приговаривали: отвернись злом, повернись добром.
Куклам приписывали различные волшебные свойства, о них сочиняли сказки, их бережно хранили и, конечно же, в них играли. Традиционные приёмы изготовления кукол передавались из поколения в поколение. И когда наступала пора, бабушка доставала из заветного сундука волшебных куколок, разноцветные лоскутки, мотки ниток и начинала обучать внучку старинному искусству кукольного рукоделия.
Самые вдохновенные творцы кукол – дети. А самой любимой куклой всегда будет та, что сделана своими руками, оживлена собственной вдохновенной фантазией. Изготовление традиционных русских кукол позволит ребёнку не только познакомиться с некоторыми сторонами культуры русского народа, но и самому стать продолжателем этих традиций.
Рукотворная лоскутная фигурка выполняет коммуникативную функцию, она является средством общения и приобщения детей дошкольного возраста к народному культурному опыту.
3. Виды традиционных тряпичных кукол.
Пеленашка — это известная традиционная славянская кукла, которую делали для младенца. Пеленашка всегда без лица. Считалось, что она закрывает новорожденного от дурного глаза.
Десятиручка - лучшая помощница в домашних делах. Эту куклу дарили девушкам, которые готовили себе приданое или молодой хозяйке, чтоб спорой была, во всём управлялась, чтоб все дела ладились.
Берестушка - внутрь можно вложить записку с заговором или молитвой, можно просто написать желание на бересте. Обычно такую куколку ребенку дарила бабушка, поэтому еще она называется Бабушкина кукла.
Зерновушка — надежный оберег для каждого дома. Наши предки были уверены, что каждая хозяйка должна сделать ее своими руками. Она была показателем достатка семьи и трудолюбия хозяев.
А вот кукла «Купавка» была куклой одного дня. Купавка олицетворяла начало купаний. Ее сплавляли по воде, и тесемки, привязанные к ее рукам, забирали с собой людские болезни и невзгоды – такое значение придавалось очистительной силе воды.
Пасхальная кукла. Она символизирует женщину, которая идет на Пасху к церкви освящать пасхи. Выполняется кукла в красных цветах. Лицо такой куколки обязательно должно быть красное. На лице также можно выплести тоненький желтый, или золотистый крестик. В ручках куколка держит узелок, который символизирует котомку.
4. Ход совместной практической деятельности.
Изготовление куклы. Пасха.
1. Складываем прямоугольник белой ткани втрое - получится длинная полоса, скручиваем полосу в "бочоночек".
2. Перевязываем ниточкой чуть выше середины "бочоночка"
3. В центр красного квадрата кладем шарик ватки. Затягиваем ниточкой
4. Расправляем уголочки и делаем ладошки.
5. Кладем будущую куколку лицом к себе и задираем вверх верхний слой ткани. Кладем в середину «бочёночек» - тельце куколки, и плотно подставляем его к головке. Кладем на «бочёночек» ватку - это будет грудь, ваты не жалейте - пусть будет пышногрудая! Завязываем талию ниточкой, фиксируя грудь.
6. Поворачиваем куколку спинкой и одеваем юбочку. Фиксируем ниточкой. Завязываем фартучек.
7. Повязываем куколке «подкосыночку» и косыночку.
8. В котомку куколке кладем ватку и белый сухарик. К одной ручке куколки привязываем котомочку, к другой - свечечку, а на шею одеваем красивые бусы. Куколка готова!
Правда, добрый и оригинальный подарок друзьям и близким!
Сделайте такую куклу вместе с детьми! Куколка, изготовленная своими руками, будет особенной и неповторимой, у каждого получится своя «кукольная история».
В процессе деятельности можно задавать вопросы детям:
- Какой формы лоскут вы взяли?
- Что вы сделали?
- Какая фигура у вас получилась?
- Какая ткань на ощупь, наполнитель?
Это зависит от задач, которые вы ставите. Таким образом, занятия с детьми народной игрушкой помогут просто и ненавязчиво рассказать о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, о его истории, научат ребенка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать.
Вместе с тем, в процессе этих занятий сформируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, разовьется мелкая моторика – все эти качества и навыки окажут неоценимую помощь ребенку для успешной учебы в школе.
Вот и подошла к концу наша встреча. Сегодня мы заглянули в прошлое. Каждый из вас держит в руках частичку истории, доброты, традиций наших предков. Пусть куклы, которые вы изготовили, для кого-то станут подарком, для кого-то будут игрушкой, для кого-то оберегом в дальнейшей жизни.
Уважаемые коллеги, благодарю вас за продуктивную работу. Надеюсь, что наша совместная деятельность пробудила в вас желание творческого поиска, вызвала интерес к данной теме.
Рефлексия.
На прощание предлагаю подарить кукле одну из трёх лент.
Красный цвет - всё удалось, очень интересно.
Синий цвет – удалось, но предложенный материал часто используется.
Жёлтый цвет- скучно, не интересно.