МААМ-картинки

Конспект открытого занятия по изготовлению народной тряпичной куклы «Веснянка»

Елена Шатская
Конспект открытого занятия по изготовлению народной тряпичной куклы «Веснянка»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект открытого занятия в объединении «Народная кукла» в 3-4 классах.

Тема: Изготовление народной тряпичной куклы «Веснянка».

Автор материала:

Шатская Елена Витальевна

Педагог дополнительного образования

МБОУ «Урдомская СШ»

структурное подразделение «ЦДОД»

Ленского района, Архангельской области

п. Урдома, 2019 год

Цель: Ознакомление детей с историей и технологией изготовления куклы «Веснянка».

Задачи:

Темочки:

- научить изготавливать народную куклу «Веснянка»;

- развивать познавательный интерес детей к народному искусству, его истории;

- прививать уважение к обычаям предков, трудолюбие, художественный вкус.

Здоровьесберегающие:

- развивать мелкую моторику кисти;

- проводить зрительную и двигательную гимнастику;

- формировать правильное отношение к своему здоровью.

Методы и приемы: словесные – рассказ, беседа; наглядные – демонстрация образцов кукол и приемов работы, практические.

Продолжительность занятия: 45 минут.

Тип занятия: Изучение нового материала

Форма занятия: Коммуникативная игра

Возраст детей: 9 -10 лет

Наглядные пособия: образцы народных тряпичных кукол

Материалы и оборудование:Лоскут светлой ткани 12х18см – для основы куклы, вата (синтепон) – для набивки головы, прямоугольник пестрой ткани 12х7 см – для ручек, прямоугольник яркой цветной ткани 10х18 см – для платья, небольшой лоскуток для фартука, нитки шерстяные яркого цвета - для волос, нитки для перевязывания – ирис, атласная ленточка, образец куклы, ножницы, веточки вербы в горшке.

План занятия.

I. Организационный момент.

1. Приветствие.

2. Мотивация на активную учебную и практическую деятельность.

II. Основная часть занятия.

1. Изучение нового материала.

- сообщение темы занятия.

2. Инструктаж по технике безопасности

III. Практическая часть.

- во время практической работы - физминутки

III. Заключительная часть занятия.

1. Подведение итогов.

2. Оценка проделанной работы

Ход занятия

I. Организационный момент:

-Здравствуйте ребята! Здравствуйте уважаемые гости! Я рада приветствовать вас на занятии и надеюсь, что у всех нас отличное настроение!

- Спасибо тем, кто пришел с открытым сердцем! Спасибо тем, кто готов трудиться ради новых знаний! Спасибо тем, кто относится друг к другу с уважением. А теперь пожелаем друг другу творческих успехов и удачи!

II. Основная часть занятия.

1. Изучение нового материала.

Сообщение темы занятия.

- Сегодня мы изготовим с вами новую куклу. А какую, вы узнаете в ходе нашей беседы.

- Скажите, какое время года сейчас наступило? (ответ детей) Да, на улице весна!

- А сейчас обратите внимание на дерево, которое я для вас приготовила. Может кто – то придумает название этого дерева. (ответы детей) Давайте, его назовем «вербное».

- Как вы думаете, с каким праздником связана верба? (оветы детей) Правильно, к нам приближается православный праздник Пасха. Скажите, какой следующий праздник наступит после Пасхи? Как он называется? (ответы детей). Да он называется праздник весны и труда!

- Ребята мы пришли к выводу о том, что наша куколка связана с весной и праздником Пасхи. Наверно вы уже догадались, каким будет название куклы, которую мы будем изготавливать? (дети высказывают свои предположения).

- Сегодня мы изготовим куклу Веснянка!

Название куклы происходит от слова весна. Веснянка символ красоты и молодости - это веселая, задорная кукла. Когда приходила весна, девушки делали такую куклу и радовались вместе с ней теплому солнышку, пению птиц. Ростом куколка с ладошку, а сколько в ней силы и радости. По традиции она очень яркая, с волосами необычного цвета, так как изображала она не человека, а Дух пробуждающейся природы.

Создавали их не к началу календарной весны, а к Пасхе. В некоторых областях жизнь этой куклы – один день. Как только веснянка испачкается, истреплется, то ее сжигали. А, иногда и не сжигали, а развешивали кукол на деревья. У веснянок делали специальную петельку, чтобы дети могли одеть ее на пальчик. Такая кукла символизирует тепло и расцветание природы благодаря своей яркой расцветке. Поэтому эту куколку можно подарить близким и друзьям с пожеланиями красоты и здоровья.

2. Техника безопасности:

Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним правила техники безопасности.

Сегодня мы работаем только с ножницами и тканью. (дети рассказывают правила по ТБ)

Да ребята мы с вами выяснили, что баловство с ножницами приводит к несчастным случаям. Помните, от каждого из вас зависит здоровье ваше и сидящего рядом с вами.

3. Практическая часть.

– Сейчас внимательно рассмотрите образец куклы и скажите мне, какие материалы и инструменты нам понадобятся? (Ответы детей: Ткань, нитки, синтнпон, ножницы. )

Подготовка к практической части:

Итак, для изготовления этой куклы вам понадобится:

Лоскут светлой ткани 12х18см – для основы куклы, вата (синтепон, ветошь) – для набивки головы, прямоугольник пестрой ткани 12х7 см – для ручек, прямоугольник яркой цветной ткани 10х18 см – для платья, небольшой лоскуток для фартука, нитки шерстяные яркого цвета — для волос, нитки для перевязывания — ирис или мулине, атласная ленточка.

Идет практическая часть занятия.

- А сейчас повернемся друг к другу, улыбнемся, пожелаем удачи, и приступим к работе!

- Берём прямоугольный лоскуток белой ткани, приготовленный для тела, по центру немного ниже середины вкладываем в лоскут кусочек синтепона, края ткани загибаем внутрь, заворачивая кусочек синтепона, затем верхний конец ткани

опускаем вниз, соединяем оба конца вместе и перематываем ниткой, образуя шею.

- Чтобы сделать ручки, возьмем цветную ткань (прямоугольник, края по длинной стороне подгибаем внутрь, соединяем. С краев полоску перевязываем ниточкой. Ручки вставляем внутрь куколки (между передней и задней части скрутки, перевязываем, делая крест на груди. (педагог предлагает свою помощь, наблюдает за осанкой детей)

-А теперь немного отдохнем. Попрошу всех встать рядом с партами, слушать и делать все вместе со мной.

Физминутка

-Идем в магазин за тканью; (шагают)

-отмеряем ткань в магазине;(разводы руками)

-отрезаем;(упражнение «ножницы»)

-сматываем ткань в рулон;(круговые движения руками)

-раскладываем ткань на столе (разглаживаем);

-портняжными ножницами режем ткань; (упражнение «ножницы»)

-шьем (волны):

-кружимся перед зеркалом;(кружатся)

-бежим похвалиться маме;(садятся)

-Садимся на места и продолжаем работу.

Продолжение практической работы.

- Надеваем кукле платьице, вставляя руки в надрезы, запах платья находится сзади. Немного собираем складочки и приматываем ниточкой под ручками. Привязываем фартучек.

- Подготовленные нити для волос продеваем посередине скрутки головы, и заплетаем тугую косу. Повязываем атласную ленточку на голову.

- Мы с вами сосредоточенно работали и сейчас давайте сделаем гимнастику для глаз.

Физкультминутка для глаз:

Предлагаю поиграть в игру «День и ночь». В этом нам помогут чудодейственные фрукты апельсин и банан. (апельсин - солнце, банан - луна). (Педагог предлагает посмотреть то на солнце, то на луну, располагая фрукты в разном направлении).

III. Заключительная часть занятия.

Оценка проделанной работы:

– Ребята, давайте повесим за петельку наших красавиц на дерево и посмотрим, что же у нас сегодня с вами получилось. (ребята развешивают куклы на дерево).

Эти куколки Веснянки,

В сарафанах распрекрасных,

Собрались на праздник Пасхи!

Чтоб дарить тепло и радость!

- Пришло время подвести итог.

- Что вы узнали сегодня нового на занятии? ([/i]Ответы детей)

- Какую куклу вы изготовили? (Веснянку)

- Какие испытывали трудности при ее изготовлении? (Ответы детей)

- Что вам больше всего понравилось? (Дети делятся впечатлениями. )

-Эти куклы желают нашим гостям и ребятам добра и здоровья, и угощают вместе со мной чудодейственными фруктами. (педагог угощает детей фруктами).

- До свидания!

Публикации по теме:

Мастер-класс для родителей по изготовлению народной тряпичной куклы-оберега «Благополучница»Мастер-класс для родителей по изготовлению народной тряпичной куклы-оберега «Благополучница» Подготовила : воспитатель Чернова Евгения Александровна МАДОУ №81 «Дошкольная академия»г. Новосибирска Цель : Создание условий для укрепления.

Детский мастер-класс по изготовлению тряпичной куклы «Ангел»Детский мастер-класс по изготовлению тряпичной куклы «Ангел» Мастер – класс провели Соня, Алёна, Маша. Мои мастерицы помогли мне определить методы и приемы для мастер–класса на школьный фестиваль.

Фотоотчёт «Изготовление поделки «Спичка Невеличка и дружок Огонёк» по мотивам народной тряпичной куклыФотоотчёт «Изготовление поделки «Спичка Невеличка и дружок Огонёк» по мотивам народной тряпичной куклы Доброго времени суток, друзья и гости моей странички! Рада вам! Вот такую поделку для участия в муниципальном этапе Всероссийского конкурса.

Презентация «История народной тряпичной куклы» История народной тряпичной куклы. Цели. Обучающие. - Познакомить учащихся с историей народной игрушки. - Заинтересовать детей в изготовлении.

Конспект мастер-класса для родителей и детей на тему «Изготовление тряпичной народной куклы «Зайчик на пальчик»Конспект мастер-класса для родителей и детей на тему «Изготовление тряпичной народной куклы «Зайчик на пальчик» Мастер-класс для родителей и детей по изготовлению тряпичной народной куклы " Зайчик на пальчик" Назначение: игровая кукла для ребенка;.

Конспект занятия «Изготовление тряпичной куклы — Пеленашка» в подготовительной группе Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе. Тема: «Изготовление тряпичной куклы - Пеленашка» Цель: Знакомство с.

Мастер-класс для родителей и детей по изготовлению тряпичной куклы «Благополучницы»Мастер-класс для родителей и детей по изготовлению тряпичной куклы «Благополучницы» Мастер-класс для родителей и детей по изготовлению тряпичной куклы «Благополучницы». На сегодня взаимодействие ДОУ с родителями является.

Мастер-класс по изготовлению тряпичной куклы «Колокольчик»Мастер-класс по изготовлению тряпичной куклы «Колокольчик» Кукла Колокольчик В настоящее время возрождается старинный вид женского рукоделия – изготовление традиционной тряпичной куклы. Такая кукла.

Особенности народной тряпичной куклы У каждого народа есть свои особенные черты. Это и цвет кожи, и характерные особенности черт лица, языка, правила поведения и устройство.

Педагогическая ценность тряпичной куклы в процессе приобщения старших дошкольников к истокам русской народной культуры ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ ТРЯПИЧНОЙ КУКЛЫ В ПРИОБЩЕНИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ИСТОКАМ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫНаучный руководительк. п. н. старший.

Автор публикации:
Конспект открытого занятия по изготовлению народной тряпичной куклы «Веснянка»
Опубликовано: 15 апреля 2019 в 19:20
+26Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект открытого занятия по изготовлению народной тряпичной куклы «Веснянка»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Шатская (УИ 1885740) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Календарь



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД