Елена Шатская
Конспект открытого занятия по изготовлению народной тряпичной куклы «Веснянка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия в объединении «Народная кукла» в 3-4 классах.
Тема: Изготовление народной тряпичной куклы «Веснянка».
Автор материала:
Шатская Елена Витальевна
Педагог дополнительного образования
МБОУ «Урдомская СШ»
структурное подразделение «ЦДОД»
Ленского района, Архангельской области
п. Урдома, 2019 год
Цель: Ознакомление детей с историей и технологией изготовления куклы «Веснянка».
Задачи:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кукла Веснянка
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Народные куклы. Конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Ткань. Поделки из ткани
- Темочки
- научить изготавливать народную куклу «Веснянка»;
- развивать познавательный интерес детей к народному искусству, его истории;
- прививать уважение к обычаям предков, трудолюбие, художественный вкус.
Здоровьесберегающие:
- развивать мелкую моторику кисти;
- проводить зрительную и двигательную гимнастику;
- формировать правильное отношение к своему здоровью.
Методы и приемы: словесные – рассказ, беседа; наглядные – демонстрация образцов кукол и приемов работы, практические.
Продолжительность занятия: 45 минут.
Тип занятия: Изучение нового материала
Форма занятия: Коммуникативная игра
Возраст детей: 9 -10 лет
Наглядные пособия: образцы народных тряпичных кукол
Материалы и оборудование:Лоскут светлой ткани 12х18см – для основы куклы, вата (синтепон) – для набивки головы, прямоугольник пестрой ткани 12х7 см – для ручек, прямоугольник яркой цветной ткани 10х18 см – для платья, небольшой лоскуток для фартука, нитки шерстяные яркого цвета - для волос, нитки для перевязывания – ирис, атласная ленточка, образец куклы, ножницы, веточки вербы в горшке.
План занятия.
I. Организационный момент.
1. Приветствие.
2. Мотивация на активную учебную и практическую деятельность.
II. Основная часть занятия.
1. Изучение нового материала.
- сообщение темы занятия.
2. Инструктаж по технике безопасности
III. Практическая часть.
- во время практической работы - физминутки
III. Заключительная часть занятия.
1. Подведение итогов.
2. Оценка проделанной работы
Ход занятия
I. Организационный момент:
-Здравствуйте ребята! Здравствуйте уважаемые гости! Я рада приветствовать вас на занятии и надеюсь, что у всех нас отличное настроение!
- Спасибо тем, кто пришел с открытым сердцем! Спасибо тем, кто готов трудиться ради новых знаний! Спасибо тем, кто относится друг к другу с уважением. А теперь пожелаем друг другу творческих успехов и удачи!
II. Основная часть занятия.
1. Изучение нового материала.
Сообщение темы занятия.
- Сегодня мы изготовим с вами новую куклу. А какую, вы узнаете в ходе нашей беседы.
- Скажите, какое время года сейчас наступило? (ответ детей) Да, на улице весна!
- А сейчас обратите внимание на дерево, которое я для вас приготовила. Может кто – то придумает название этого дерева. (ответы детей) Давайте, его назовем «вербное».
- Как вы думаете, с каким праздником связана верба? (оветы детей) Правильно, к нам приближается православный праздник Пасха. Скажите, какой следующий праздник наступит после Пасхи? Как он называется? (ответы детей). Да он называется праздник весны и труда!
- Ребята мы пришли к выводу о том, что наша куколка связана с весной и праздником Пасхи. Наверно вы уже догадались, каким будет название куклы, которую мы будем изготавливать? (дети высказывают свои предположения).
- Сегодня мы изготовим куклу Веснянка!
Название куклы происходит от слова весна. Веснянка символ красоты и молодости - это веселая, задорная кукла. Когда приходила весна, девушки делали такую куклу и радовались вместе с ней теплому солнышку, пению птиц. Ростом куколка с ладошку, а сколько в ней силы и радости. По традиции она очень яркая, с волосами необычного цвета, так как изображала она не человека, а Дух пробуждающейся природы.
Создавали их не к началу календарной весны, а к Пасхе. В некоторых областях жизнь этой куклы – один день. Как только веснянка испачкается, истреплется, то ее сжигали. А, иногда и не сжигали, а развешивали кукол на деревья. У веснянок делали специальную петельку, чтобы дети могли одеть ее на пальчик. Такая кукла символизирует тепло и расцветание природы благодаря своей яркой расцветке. Поэтому эту куколку можно подарить близким и друзьям с пожеланиями красоты и здоровья.
2. Техника безопасности:
Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним правила техники безопасности.
Сегодня мы работаем только с ножницами и тканью. (дети рассказывают правила по ТБ)
Да ребята мы с вами выяснили, что баловство с ножницами приводит к несчастным случаям. Помните, от каждого из вас зависит здоровье ваше и сидящего рядом с вами.
3. Практическая часть.
– Сейчас внимательно рассмотрите образец куклы и скажите мне, какие материалы и инструменты нам понадобятся? (Ответы детей: Ткань, нитки, синтнпон, ножницы. )
Подготовка к практической части:
Итак, для изготовления этой куклы вам понадобится:
Лоскут светлой ткани 12х18см – для основы куклы, вата (синтепон, ветошь) – для набивки головы, прямоугольник пестрой ткани 12х7 см – для ручек, прямоугольник яркой цветной ткани 10х18 см – для платья, небольшой лоскуток для фартука, нитки шерстяные яркого цвета — для волос, нитки для перевязывания — ирис или мулине, атласная ленточка.
Идет практическая часть занятия.
- А сейчас повернемся друг к другу, улыбнемся, пожелаем удачи, и приступим к работе!
- Берём прямоугольный лоскуток белой ткани, приготовленный для тела, по центру немного ниже середины вкладываем в лоскут кусочек синтепона, края ткани загибаем внутрь, заворачивая кусочек синтепона, затем верхний конец ткани
опускаем вниз, соединяем оба конца вместе и перематываем ниткой, образуя шею.
- Чтобы сделать ручки, возьмем цветную ткань (прямоугольник, края по длинной стороне подгибаем внутрь, соединяем. С краев полоску перевязываем ниточкой. Ручки вставляем внутрь куколки (между передней и задней части скрутки, перевязываем, делая крест на груди. (педагог предлагает свою помощь, наблюдает за осанкой детей)
-А теперь немного отдохнем. Попрошу всех встать рядом с партами, слушать и делать все вместе со мной.
Физминутка
-Идем в магазин за тканью; (шагают)
-отмеряем ткань в магазине;(разводы руками)
-отрезаем;(упражнение «ножницы»)
-сматываем ткань в рулон;(круговые движения руками)
-раскладываем ткань на столе (разглаживаем);
-портняжными ножницами режем ткань; (упражнение «ножницы»)
-шьем (волны):
-кружимся перед зеркалом;(кружатся)
-бежим похвалиться маме;(садятся)
-Садимся на места и продолжаем работу.
Продолжение практической работы.
- Надеваем кукле платьице, вставляя руки в надрезы, запах платья находится сзади. Немного собираем складочки и приматываем ниточкой под ручками. Привязываем фартучек.
- Подготовленные нити для волос продеваем посередине скрутки головы, и заплетаем тугую косу. Повязываем атласную ленточку на голову.
- Мы с вами сосредоточенно работали и сейчас давайте сделаем гимнастику для глаз.
Физкультминутка для глаз:
Предлагаю поиграть в игру «День и ночь». В этом нам помогут чудодейственные фрукты апельсин и банан. (апельсин - солнце, банан - луна). (Педагог предлагает посмотреть то на солнце, то на луну, располагая фрукты в разном направлении).
III. Заключительная часть занятия.
Оценка проделанной работы:
– Ребята, давайте повесим за петельку наших красавиц на дерево и посмотрим, что же у нас сегодня с вами получилось. (ребята развешивают куклы на дерево).
Эти куколки Веснянки,
В сарафанах распрекрасных,
Собрались на праздник Пасхи!
Чтоб дарить тепло и радость!
- Пришло время подвести итог.
- Что вы узнали сегодня нового на занятии? ([/i]Ответы детей)
- Какую куклу вы изготовили? (Веснянку)
- Какие испытывали трудности при ее изготовлении? (Ответы детей)
- Что вам больше всего понравилось? (Дети делятся впечатлениями. )
-Эти куклы желают нашим гостям и ребятам добра и здоровья, и угощают вместе со мной чудодейственными фруктами. (педагог угощает детей фруктами).
- До свидания!