Екатерина Геннадьевна
Мастер-класс по инновационной технологии «Кластер» в духовно-нравственном и патриотическом воспитании детей дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Духовно-нравственное воспитание — одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. По словам В. А. Сухомлинского «Детство — важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
Публикация «Мастер-класс по инновационной технологии „Кластер“ в духовно-нравственном и патриотическом воспитании детей дошкольников» размещена в разделах
Детство – это то время, когда образовываются нравственные навыки и привычки, происходит приобретение знаний об окружающем мире, развиваются все силы человека, как душевные, так и телесные. Именно в этот период происходит бурное накопление жизненного опыта: нравственного, социального, духовного. Общеизвестно, что человек за первые 7 лет жизни приобретает столько, сколько не может приобрести за всю последующую жизнь и упущения в этом возрасте не наверстываются впоследствии. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.
Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка. Основным фактором духовно-нравственного воспитания в детском саду является его интеграция в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и методики дошкольного образования.
Работая по направлению духовно-нравственного воспитания дошкольников, мы помогаем детям найти гармонию во взаимоотношениях с другими людьми, формируем умение понять другого человека, принять его таким какой он есть, учим жить в согласии с собой и совестью, развиваем чувство собственного достоинства.
В качестве решения задач по духовно-нравственному воспитанию наше время требует новых подходов и использования современных образовательных технологий.
Благодаря использованию инноваций увеличивается интерес детей к обучению, и как следствие повышается образовательная мотивация.
Чтобы научить детей из огромного потока информации выбирать нужное, делать аргументированные выводы, научить критически мыслить предлагаю использовать очень интересные технологии-технологии критического мышления.
Термин «критическое мышление» известен очень давно из работ таких известных психологов, как Л. С. Выготский, Ж. Пиаже.
В России это понятие стало употребляться сравнительно недавно.
Критическое мышление-это графический прием систематизации материала в виде грозди.
Технология развития критического мышления является оптимальной методикой направленной на развитие речи детей. Работая в режиме данной технологии, воспитатель перестает быть главным источником информации, и используя приемы технологии превращает обучение в совместный и интересный поиск.
В своей работе с детьми я успешно использую один из приемов- Кластер.
Кластер- это графический прием систематизации материала в виде гроздьев.
«Кластер» можно использовать на разных этапах работы по духовно-нравственному воспитанию детей. Смысл «кластера» в выделении смысловых единиц и их графическом оформлении в виде грозди. Правила составления «кластера» очень простые. Выделяем центр – это наша тема. От нее отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины, понятия.
Так как не все дети умеют читать, то лучше использовать иллюстрированные или смешанные кластеры.
Для заполнения кластера и легкости запоминания используйте картинки, фотографии, рисунки, схемы по заданной теме.
Преимуществами использования такого вида кластера считаю :
-наглядность
-яркость
-необычность материалов
-возможность самим детям участвовать в процессе создания кластера.
В совместной деятельности с детьми можно составлять кластеры на любую из тем направлений нравственного развития детей : «Космос»; «Животный мир»; «Времена года — лето»; «Времена года — осень»; «Времена года — зима»; «Семья»; «Мои добрые поступки» и другие.
Ценность этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме.
Использование инновационных технологий в духовно-нравственном воспитании дошкольников создают необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе. Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе дети приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты.