Елена Владимировна Иконникова
Мастер-класс для педагогов «Песочная терапия. Мотивационные игры с песком»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс
«Песочная терапия. Мотивационные игры с песком».
Цель – способствовать знакомству участников мастер – класса с основами песочной терапии, достижению результата посредством мотивационных игр с песком.
Задачи:
1. Развивать самооценку, снятие эмоционального напряжения;
2. Способствовать мобилизации собственного творческого потенциала;
3. Развивать психические процессы, память, внимание, речь, воображение, мышление;
4. Развить мелкую моторику пальцев рук.
Оборудование: стол с подсветкой, песок (манка, ватман, магнитофон, релаксационная мелодия.
Как говорил Карл Густав Юнг: «Песочная терапия – это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия».
Играя с песком, мы, независимо от возраста, приближаем к себе наш внутренний мир, чтобы внимательнее рассмотреть его: понять свои желания, разобраться с воспоминаниями, увидеть лучшее решение в сложной ситуации. И научившись находить гармонию в песочной картине, мы получаем опыт взаимодействия с окружающим миром.
Отдельно хочу отметить, что для взрослых подобная форма работы даже более эффективна, чем для детей. Игра с песком формирует у взрослого человека особое мироощущение, освобожденное от обыденности, стереотипов, ощущения нереализованности.
Данный мастер – класс представлен не случайно, моей единой методической темой является проектная деятельность в ДОУ.
В связи с чем, мною разработано множество проектов, и один из них, «Песочная терапия», целью которого является обоснование эффективности использования метода песочной терапии в педагогической практике, проект активно внедряется в работу с педагогами.
Итак, сегодня я вас познакомлю с современными упражнениями на песке. А сейчас, уважаемые коллеги, я приглашаю 4 педагогов, которые хотели бы поупражняться в мотивационных техниках. Пожалуйста, занимайте места за столами.
Песочная терапия начинается с мотивационных техник. С них человек всегда начинает работу с песком.
Почему важны мотивационные техники?
1. Они вызывают доверие к песку.
2. Они вызывают интерес к песку.
Упражнения.
1. «Знакомство с песком»
Знакомимся с песком, исследуем его возможности.
Из кучки манки предлагаем сделать максимально высокую горку.
Есть три песочных дождя - маленький (низкий, средний и высокий.
Набирая манку в руку, выпускаем песок струйкой и отслеживаем, какой высоты дождь больше всего соответствует вашему состоянию.
2. «Блинчик»
Из кучки дождя создайте блинчик толщиной в свой мизинец. Постарайтесь, чтобы он был круглый и ровный. Представьте, что это - тарелка, которую нужно расписать. Используя только мизинчики обеих рук украсьте узорами свою тарелку. Старайтесь работать двумя мизинцами одновременно. Разрешается выходить за края песочной тарелки.
Важно почувствовать, как меняется отношение к манке.
3. «Квадрат»
Из своей тарелки сделайте квадрат.
Используя отпечатки пальцев, создайте образ животного, которое вам нравится.
Работа в парах.
4. Придумать по 5 способов перемещения песочных масс. Работа по очереди, сначала один человек показывает способ, потом второй отвечает. Каждый демонстрирует по 5 вариантов.
Смысл - соревнование. Упражнение подходит для работы в парах: ребёнок - родитель, супружеская пара, пара конкурентов.
5. Придумать по 3 оригинальных способа зарывания разных частей кисти в песок.
6. "Действие по образцу"
Работа в паре. Один - ведущий, другой - ведомый. Ведущий делает любые действия с песком, ведомый в точности повторяет за ведущим.
Упражнение можно использовать в качестве проверки на обучаемость.
Задача - чётко, в том же ритме повторять все действия ведущего. Определённое время, например минуту или две, партнёры работают в одну сторону, затем меняются..
7. Упражнение "Обратные действия"
Задача ведущего в паре делать всё время разные, креативные действия, провоцировать партнёра на поиск противоположных действий.
Важно учитывать любые детали - темп, ритм, геометрию, собирание-рассыпание и т. д.
Упражнение для здоровой конкуренции, где мотивация формируется у обоих.
Подходит для людей с подавленной мотивацией, апатией. Очень хорошо "оживляет", вводит в контакт. Дает возможность достать что-либо невысказанное.
Вы познакомились с песком, получили положительный заряд эмоций. Ну, а теперь пусть каждый из вас при помощи песка материализует свою мечту. Но прежде чем начать это делать, мы с вами подготовимся.
Закройте глаза, расслабитесь. Попробуйте представить свою мечту в виде образа. У кого-то это может быть семейное счастье, встреча друга, путешествие, карьерный рост или просто отдых у костра. Откройте глаза и пусть каждый из вас, при помощи песка на стекле, материализует свою мечту.
Участники изображают на столе.
Вы нарисовали свою мечту на стекле, посмотрите на неё внимательно, зафиксируйте этот образ в памяти. Теперь каждый раз, когда вы будете думать о своей мечте, вы будете представлять её в виде этого образа. И она обязательно исполнится.
Наш мастер-класс подошел к концу, хочется попросить вас проанализировать сегодняшнюю работу. Что показалось наиболее интересным, полезным для вашей работы? Что показалось трудным? (анализ по технологии синквейн).
Технология «Синквейн»
Синквейн - способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Синквейн - приём технологии развития критического мышления на стадии рефлексии. Синквейн - малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений и ассоциаций. Технология полезна в качестве инструмента для синтезирования сложной информации.
Слово синквейн происходит от французского слова, которое означает пять. Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) - пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии.
Правила составления дидактического синквейна
Первая строка - тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
Вторая строка - два слова (чаще всего прилагательные или причастия, они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
Третья строка - образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
Четвертая строка - фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
Пятая строка - одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
Шаблон для педагогического синквейна
1 существительное
2 прилагательных
3 глагола
Предложение из 4 слов
Что главное? (1 слово)
СИНКВЕЙН (образец)
1. Песок
2. Сыпучий, речной
3. Развивает, помогает, помогает
4. Помогает овладевать окружающим миром
5. Лечение
1 существительное (которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь)
2 прилагательных (описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта)
3 глагола (описывающие характерные действия объекта)
Предложение из 4 слов (личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту)
Что главное? (1 слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта
___
СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!