Любовь Сироткина
Мастер-класс «Пальчиковые игры как средство развития речи детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, уважаемые коллеги! В ноябре 2019 года я участвовала в муниципальном конкурсе «Педагог года 2019» хочу поделиться с вами мастер – классом.
Тема моего мастер- класса
1 слайд
«Пальчиковые игры, как средство развития речи детей".
2 слайд
«Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию»
Публикация «Мастер-класс „Пальчиковые игры как средство развития речи детей“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Владимир Михайлович Бехтерев
3 слайд
Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны для детей, а также исключительно полезны для их общего развития :
-Способствуют развитию речи.
-Развивают восприятие, умение вслушиваться в речь взрослого.
-Способствуют развитию творческой деятельности.
-Активизируют мелкую моторику рук.
-Учат ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять.
-Развивают память, ведь в пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи.
-Развивают эмоциональность, формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.
4 слайд
Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития речи.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму.
Заниматься пальчиковыми играми с детьми я начала со второй группы раннего возраста.
5 слайд
Начинали с простейших игр.
1. Игры – манипуляции
Эти упражнения ребенок может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение : в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной образ.
«Ладушки-ладушки…», «Сорока-белобока…» -
указательным пальцем осуществляют круговые движения.
«Пальчик-мальчик, где ты был?.», «Мы делили апельсин…»,
«Этот пальчик хочет спать…», «Этот пальчик - дедушка…»,
«Раз, два, три, четыре, кто живет в моей квартире?.»,
«Пальчики пошли гулять…» - ребенок поочередно
загибает каждый пальчик.
6 слайд
2. Сюжетные пальчиковые упражнения.
К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревьев.
«Ёлка», «Распускается цветок», «Пальчики здороваются»
7 слайд
3. Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»).
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Это – универсальный метод развития умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Именно эти упражнения позволяют улучшить работу головного мозга, тем самым улучшить память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость.
«Колечки», «Ухо – нос»
8 Слайд
4. Театр в руке
Такие игры позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение.
«Осьминожки», «Бабочки», «Птички»
9 слайд
5. Пальчиковый театр
Это прекрасный материал для развития у детей воображения, мышления и развития речи, развитие мелкой моторики рук.
Сказки «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба»
10 слайд
6. Пальчиковые игры с предметами.
Они развивают мышление, повышают эластичность мышц, вызывают положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности.
«Бусинки»
11 слайд
«Карандаш»
12 слайд
«Помощник»
13 слайд
«Дорожка»
А сейчас давайте немного поиграем.
Мне необходима ваша помощь. (пригласить из зала 3 человека)
Поиграем в пальчиковые игры с предметами
- посмотрите, какая красивая у меня на столе корзиночка. Хотите узнать, что в ней.
(рассматривают, перечисляют)
Давайте возьмем в руки карандаш. Сегодня мы не будем им рисовать, а будем тренировать пальчики. Карандаш держим аккуратно, он острый.
Игра «Карандаш» с использованием карандаша с гранями.
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик,
Быть послушным научу.
Игра «Шарик» с использованием теннисного шарика.
Шариком круги катаю,
Взад вперед его гоняю,
Им поглажу я ладошку,
Будто бы сметаю крошку,
И помну его немножко,
Как сжимает лапу кошка.
И другой рукой начну.
А теперь последний трюк:
Шар летает между рук.
(переброс шарика из руки в руку)
- посмотрите, какие красивые платочки! Кто на них нарисован?
Поиграем с мишкой.
Игра «Медведь» с использованием платочка
Лез медведь в свою берлогу,
Все бока свои помял,
Эй, скорее на подмогу,
Мишка, кажется, застрял (Медленно засовывайте платочек одним пальцем в кулак. Теперь нужно с силой вытянуть платочек из кулака, затем повторить сначала.)
Игра «Горошки» с использованием гороха
Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошины одной за другой и удерживает их в руке, и так набирает целую горсть.
С блюдца я беру горошки
Словно птица клювом крошки.
И полны мои ладошки-
Руки держат все горошки.
Молодцы! Спасибо за помощь!
- А теперь со зрителями в зале отдохнем
Приготовьте пальчики, девочки и мальчики.
Сначала зажжем фонарики.
1. «Фонарики» — фонарики зажглись (пальцы выпрямить); фонарики погасли (пальцы сжать)
А теперь проверим, какие вы внимательные.
2. «Ухо-нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.
Хотите потанцевать?
3. «Лезгинка» - левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После одновременно сменить положение правой и левой рук.
Потанцевали нужно подкрепиться.
5. «Ладушки-оладушки» : правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами: «Мы играли в ладушки – жарили оладушки, так пожарим, повернем и опять играть начнем»
6. «Симметричные рисунки» - рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки ( начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т. д. Главное, чтобы ребенок смотрел во время «рисования» на свою руку).
На этом мой мастер-класс завершен, если вам было весело крикните «ура, интересно похлопайте в ладоши.
Весело ….
Интересно …
14 слайд
Василий Александрович Сухомлинский говорил: «От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»
Спасибо за внимание!