Татьяна Глушкова
Мастер-класс для воспитателей «Ощущения, как мазки художника?»
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день уважаемые коллеги!
Мой мастер- класс называется «Ощущения как мазки художника?» (слайд 1)
Как вы думаете, так ли это? В этом нам с вами предстоит разобраться.
Что такое ощущения в вашем понимании?
Ощущения- это отражение в коре головного мозга свойств, предметов явлений воздействующих на органы чувств. (слайд2)
Скажите, пожалуйста, какие виды ощущений вы знаете? (высказывается зал). Замечательно.
Вы совершенно правы, существуют следующие виды ощущений:
(слайд 3)
1. зрительные;
2. слуховые;
3. обонятельные;
4. вкусовые,
5. кожные (тактильные).
Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Ощущения, как мазки художника?“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
(Музыка + слайд 4)
Мир дан человеку в ощущениях. С первых мгновений своей жизни ребенок живет в мире ощущений: ласковые прикосновения мамы, дуновение ветерка, капелька дождя или первый лучик солнца – все это ребенок познает, не только созерцая, и слушая, но и, в первую очередь, ощущая разнообразие малоизвестного ему мира, в который он пришел, не имея никакого опыта. Этим опытом нам взрослым и предстоит поделиться с ребенком. Ребенку необходимо научиться воспринимать мир в его безграничном многообразии красок, звуков, запахов и форм. Все свои ощущения ребенок научится выражать в дальнейшем в словах и жестах, в звуке и цвете. Ощущения ребенка быстро развиваются именно в дошкольные годы. Их развитие и совершенствование напрямую зависит от деятельности ребенка.
Я убеждена, что дети легче усваивают и понимают тот материал, знакомясь с которым они используют большее количество ощущений.
В своих воспитанниках я развиваю ощущения с помощью пособий. Я считаю, что пособия, сделанные своими руками, передают тепло и особую энергетику, в них вложена частичка души. С такими пособиями дети действуют с удовольствием. Они им интересны и привлекают их.
Пауза
Для дальнейшей работы я хотела бы пригласить помощников.
Приглашаю вас занять свои места.
1. Перед вами на столах лежат странички- развивалки.
Можете их трогать, рассматривать. Пожалуйста. (трогают, рассматривают) Рассмотрели?
Обратите внимание на то, какие они приятные, мягкие на ощупь, яркие, удобные, сделанные с любовью.
А теперь я предлагаю вам через 1-2 минуты посовещаться группой и и ответить на вопрос:
Какие ощущения будут развиваться с помощью страничек – развивалок? Презентуйте ваши варианты использования страничек для развития ощущений детей.
Подготовка презентации помощниками мастер-класса.
Задание для зала игра «Угадай- ка» (слайд5)
Пока коллеги работают за столом хочу, обратить, ваше, внимание на экран. Посмотрите внимательно на картинки и постарайтесь их запомнить? Картинка исчезает.
А сейчас все вместе мы попробуем воссоздать картинку того что было на экране.
(львенок, заяц, ослик с шарами, машинка, енот крошка, петушок)
Как вы думаете, все мы назвали?
Сейчас мы проверим? Появляются картинки на экране. (слайд 6)
Да. Мы с вами назвали все картинки.
Молодцы. Скажите, пожалуйста, на развитие, каких ощущения направлена эта игра?
Презентация участниками вариантов работы со страничками.
Коллеги вы готовы нам представить ваши варианты использования страничек развивалок. Пожалуйста, выходите.
Скажите нам, пожалуйста, какие ощущения можно развивать с помощью таких страничек развивалок? (зрительные, тактильные, слуховые)
А теперь презентуйте нам свои варианты использования страничек развивалок. Мы вас внимательно слушаем.
Вы молодцы. Да, я с вами согласна.
Варианты моих возможных ответов: (Вы предложили на сегодняшний момент все варианты мне нечего добавить. Вы предложили оригинальный вариант использования, который стоит взять на заметочку.)
Я хочу вам показать небольшой фрагмент записи как дети используют странички –развивалки у меня в группе. (видео слайд 7)
Демонстрация своих приемов работы
Дети, действуя с развивалками, через ощущения развивают: память, восприятие, речь, мышление, внимание. Их можно использовать как для освоения нового, так и закрепления имеющихся знаний в совместной деятельности педагога с детьми, в индивидуальной работе, в самостоятельной деятельности.
Кто-нибудь, из присутствующих задался вопросом, для чего здесь висит холст? Заметили ли вы его вообще? Не возник ли у вас вопрос: Если это картина, почему она белая? Не стесняйтесь, высказывайте свои предположения.
Как вы думаете, что чувствует ребенок, какие ощущения он переживает, когда действует со страничками развивалками?
Вспомните свои ощущения и постарайтесь их передать с помощью краски.
Приглашаю вас к картине. Можно использовать для этого любую цветовую гамму и любые способы рисования.
Спасибо проходите, садитесь.
2. И так, продолжим. Обратите внимание, у вас на столах находятся заготовки для самоделок.
Как вы думаете, какой тренажер можно сделать из этих заготовок?
Развитию, каких ощущений он будет способствовать? (слуховых, тактильных)
Вы правы сейчас мы будем изготавливать тренажер для развития слуховых ощущений.
Что вам для этого понадобиться? Ёмкость и наполнители различная крупа. Давайте возьмем разные наполнители, чтобы они издавали разные шумовые эффекты.
А чтобы этот тренажер привлекал детей, пожалуйста,проявите фантазию и украсьте их деталями.
Задание вам понятно?
(Сказать о безопасности). В работе с детьми я не использую мелкие детали в целях безопасности.
Изготовление шумелок (минут 5-7)
3. Задание для зала
Пока коллеги подходят творчески к заданию, я хочу с вам поиграть. У меня в руках находится корзина с такими вот необычными цветами. Я как продавец цветов предлагаю вам взять по одному цветочку. Можете их исследовать какими угодно способами и немного подумав ответить:
На развитие, каких ощущений они направлены? Прошу вас высказать свои предположения.
Да, вы совершенно правы, эти тренажеры могут использоваться для развития обонятельных ощущений.
Я предлагаю залу поиграть со мной в игру.
Я демонстрирую вам картинку на экране и попрошу поднять вверх цветок того, у кого, по вашему мнению, цветок с запахом связанным с данной картинкой. (слайды с8 по 14)
Материал : картинки; цветы с запахом
- зерна кофе; (слайд 9)
- земляника; (слайд 13)
- ваниль; (слайд14)
- хвоя;(слайд 8)
- перец;(слайд11)
- духи (слайд 10)
- гвоздика (слайд 12)
Хочу обратить ваше внимание на то, что перед проведением игры необходимо уточнить у родителей, нет ли у ребенка аллергии на используемые продукты и вещества.
Благодарю вас за участие, и помогите мне, пожалуйста, собрать цветы в корзину.
Возвращаюсь к столу. Коллеги вы уже готовы? Вы закончили. Какие замечательные, не похожие друг на друга получились тренажеры. После мастер-класса вы можете взять их с собой для использования в работе с детьми.
А теперь ответьте мне: Как эти шумелки можно использовать для развития слуховых ощущений?
В зависимости от возраста задания и содержание наполнителей можно усложнять.
Я в работе с детьми использую так. Наполняю при детях, чтобы они видели, чем я наполнила. Можно поиграть в игру «Отгадай кто пришел»; «Громко- тихо», «Что внутри?» (варианты использования).
Предлагаю вам побыть в роли музыкантов и организовать выступление «Веселого оркестра». а для этого мы будем использовать с вами наши шумелки.
(Музыка + слайд15)
Какой замечательный оркестр приехал к нам и порадовал нас своим выступлением. Поаплодируйте, пожалуйста.
А сейчас я попрошу наших веселых музыкантов передать свои ощущения с помощью краски на нашем холсте. Напоминаю о том, что можно использовать для этого любую цветовую гамму и любой способ рисования.
Спасибо коллеги. А сейчас давайте полюбуемся нашей картиной. Это уже не белый холст, который был в начале мастер- класса, а целая картина. Краски, каких цветов вы использовали? (яркие, сочные)
Наши ощущения, которые мы испытывали на протяжении мастер класса, мы выразили на холсте с помощью краски разных цветов. Обратите внимание, какие краски мы использовали яркие, сочные значит и ощущения у нас прекрасные. Давайте обратимся к названию мастер-класса. (слайд 16)
Как вы думаете, может, стоит изменить что- то в названии мастер- класса?
Я рада, что ваши мнения разделились, это значит, что в вас идет осознание мастер класса. Вы переживаете ощущения.
«Ощущения - как мазки художника!» (слайд 17)
Заключение
Закончить мастер- класс хочется такой фразой:
«Ощущения как мазки художника, создают фон картины нашей жизни, наша задача - овладеть нашими ощущениями, чтобы сделать картину нашей жизни более прекрасной»
Уважаемые коллеги, я благодарю вас за внимание! (слайд 18) Надеюсь что мастер- класс был для вас полезен и интересен.
Я представила небольшую часть пособий используемых мной для развития ощущений у детей. В практике я использую пособия, с которыми вы можете познакомиться на выставке. И я с удовольствием вам расскажу о них.