екатерина шампурова
Мастер-класс для воспитателей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс для воспитателей старшей группы
«Путешествие утенка, или мир за забором птичьего двора»
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», - гласит народная мудрость.
«Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», - утверждают педагоги-практики.
Публикация «Мастер-класс для воспитателей старшей группы» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
«Чем больше ребенок видит, слышит и переживает, чем больше он узнает и усваивает, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность», - писал классик отечественной психологической науки Лев Семенович Выготский.
На протяжение всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательно-исследовательская деятельность, которая понимается не только как процесс условия знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.
Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он – ведущий, а в первые три года – практически единственный способ познания мира.
Мир вокруг ребенка разнообразен, поэтому у него постоянно существует потребность в новых впечатлениях.
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учеными, исследователем, первооткрывателем, а опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связь между живыми и не живыми в природе. Исследования представляют возможности ребенку самому найти ответы на вопросы «Как?» «Почему?»
В процессе игр – экспериментов расширяется сенсорный опыт дошкольников и обогащается их жизненный опыт. Они способствуют развитию таких качеств, как организованность, дисциплинированность, целенаправленность, аккуратность, ответственность, последовательность.
Мы хотим сегодня в форме сказки показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами. Сказка называется «Путешествие утенка, или мир за забором птичьего двора»
На одном птичьем дворе совсем недавно у мамы-утки вылупились утятки. Все детки были послушные, всегда ходили за мамой – уткой, только один был уж очень любопытный, везде совал свой нос. Однажды ему захотелось узнать, что же там за забором птичьего двора и он пошел открывать мир.
Выйдя за забор, он увидел небольшой пруд, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить и утенок увидел, как распускаются эти прекрасные цветы.
Опыт №1 «Кувшинка»
Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центу. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становиться постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
Потом утенок отправился в чудесный сад, где растут виноград и апельсины.
Опыт №2 «Волшебный виноград»
Возьмите стакан со свежей газированной водой и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустите на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.
Но на поверхности пузырьки лопнут, газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опуститься на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется».
Опыт №3 «Чудо апельсинка»
Один апельсин положим в миску с водой. Он будет плавать. И даже, если очень постараться, утопить его не удастся. Очистим второй апельсин и положим его в воду. Апельсин утонул! Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает! Почему? В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет.
Апельсин не тонет в воде, потому что в его кожуре есть воздух и он удерживает его на поверхности воды.
Когда утенок вышел из чудесного сада, он попал на волшебную полянку и увидел много своих друзей, которые пускали мыльные пузыри и утенок решил сам попробовать сделать свои мыльные пузыри и у него это получилось.
Опыт №4 «Мыльные пузыри»
Для этого берем: 8 ст. ложек воды, 3 ст. ложки гель для душа, 1 ст. ложка глицерин, бутылка, махровый носок и пищевой краситель.
Утенку так понравилось гулять и познавать, этот огромный и интересный окружающий мир.
Утенок очень обрадовался, чудесным открытиям ему захотелось поскорее рассказать о своем путешествии маме-утке и своим братьям. Давайте мы утенку пожелаем счастливого пути.
При организации детской экспериментальной деятельности, постоянно возникают вопросы. А нужно ли это ребенку сейчас? Какое дальнейшее применение этого он найдет в обыденной жизни? Большинство ответов положительные. Значит, мы выбрали нужное и ценное содержание для своей работы. Ведь детские удивительные открытия находятся рядом, а посему только собственный опыт поможет ребенку приобрести необходимые знания о жизни. А нам, взрослым, необходимо создать условия для экспериментальной деятельности и поддерживать интерес ребенка к исследованиям и открытиям! Поэтому заканчивая мастер-класс словами известного психолога П. П Блонского: «пустая голова не рассуждает. Чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать».
Рефлексия: слушателям мастер- класса предлагается игра «Взяла на заметку»