Лариса Геннадьевна Мокосеева
Мастер-класс «Организация работы творческой группы в образовательном учреждении»
Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов.
Задачи: Повысить качество и уровень образовательных услуг;
Повысить уровень конкурентно -способности педагогов на рынке образовательных услуг;
Создать методическое и научно-методическое, дидактическое обеспечение образовательного процесса;
Помочь педагогам в организации творческой груп;
Воспитывать взаимопонимание, умение работать в группах
Мастер : Добрый день, уважаемые коллеги, участники сегодняшнего мероприятия.
Публикация «Мастер-класс „Организация работы творческой группы в образовательном учреждении“» размещена в разделах
Антуан де Сент – Экзепюри сказал, что: «Единственная на земле роскошь- человеческое общение. В процессе общения, как известно, происходят многие удивительные вещи: передается необходимая информация, обсуждаются важные вопросы, решаются многие проблемы». Чтобы наше общение было приятным и полноценным, необходимо поприветствовать и настроиться на сегодняшнюю работу.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ
«Приветствие»
Цель упражнения: определить цель улыбки, как средства передачи сообщения
Задание: приветствие партнера по общению улыбкой
Инструкция: сегодня вместо слова «здравствуйте» мы будем приветствовать друг друга улыбкой. Вам предоставляется право выбрать разные варианты улыбок: искреннюю, надменную, ироничную, неискреннюю.
Мастер : Наблюдая за вашими улыбками, я пришла к выводу, что вы все искренны друг к другу. Среди ваших улыбок не было надменных, неискренных, ироничных.
Мастер : Теперь настроимся на работу. В этом нам поможет блиц- игра
Блиц – игра
1. Как заканчивается название известной сказки «Карлсон, который живет на ….» (крыше);
2. Какой камень науки грызут студенты? (гранит)
3. Кто автор трактата о начальной ступени образования, основанной на принципах гуманно - личностной педагогики? (Шалва Амонашвили)
4. Куда прибывает поезд? (на вокзал)
5. Кому из политических деятелей принадлежит высказывание: «Жить стало лучше, жить стало веселей?» (И. Сталину)
Жить стало лучше, жить стало веселее — один из многих лулзов, доставленных лично Сталиным. Дословно фраза звучит так: «Жить стало лучше, товарищи. Жить стало веселее. А когда весело живется, работа спорится… Отсюда высокие нормы выработки». Речь была произнесена ещё 17 ноября 1935 года, но именно эта фраза почему-то всем запомнилась и впоследствии была растиражирована на множестве плакатов и других СМИ того времени.
6. Какое женское имя помогало советским солдатам в войне с фашистами? (Катюша)
7. В какой стране был придуман светофор? (Англия, 1868 г.)
8. Кому принадлежат слова: «Чтобы воспитывать ребенка, надо его знать, чтобы его знать, надо за ним наблюдать, а чтобы за ним наблюдать надо дать ему свободу?» (М. Монтессори)
9. Назовите поэта, которому принадлежат слова: «Даже маленький ребенок, не умеющий читать, только выйдет из пеленок, просит книжку показать». (С. Михалков)
10. Кто из мультипликационных героев совершил кругосветное путешествие?
(капитан Врунгель)
11. Как называется метод, цель которого – развитие изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления? (ТРИЗ)
Мастер : Скажите, пожалуйста, уважаемые коллеги, что такое инновация?
(Даются различные определения)
Мастер : В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств. Инновация – это конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения позитивного эффекта.
Инновационная методическая работа - часть профессионально-управленческой, педагогической деятельности, отличительными особенностями которой являются: обеспечение работы образовательного учреждения в режиме развития.
Инновационные формы методической работы разделила на 2 группы :
Теоретические и практические, которые подразделяются на коллективные и индивидуальные
Мастер : Назовите, пожалуйста теоретические формы работы.
К теоретическим, коллективным формам работы относятся :
1. Семинары по обсуждению значимых педагогических явлений, докладов, технологий, методик и т. д.
2. Практические семинары с представлением опыта работы по освоению методик, технологий.
3. Педагогические советы, как форма поиска, изучения и обсуждения интересных подходов и решений
4. Педагогический всеобуч для опытных педагогов по обучению опытно-экспериментальной деятельности.
5. Минутки искусства
6. Экспресс-маршруты.
К теоретическим, индивидуальным формам работы относятся :
1. Собеседование по определению задачи и выбору форм работы.
2. Подготовка доклада, конспекта проекта, работы по актуальной проблеме педагогического эксперимента
3. Индивидуальные беседы-убеждения.
4. Индивидуальные рекомендации по изучению литературы.
5. Хочется более подробно остановиться на некоторых теоретических коллективных формах работы.
Семинары. Уже более 10 лет мы сотрудничаем с образовательной системой “Школа 2100 (Детский сад 2100)” и это даёт нам возможность приглашать авторов пособий, методистов программы. Раз в два года мы проводим такие семинары, на которых педагоги изучают новые технологии, методики для работы по программе. На практические семинары - сами выезжаем, по приглашению на семинары в Москву, представляем опыт работы по программе, интересные методические находки.
Педагогические советы. Особое внимание уделяем проведению педагогических советов, наиболее интересные формы проведения: “ Церемония”, “ Собираем портфолио”, “Ярмарка педагогических находок” “Педсовет-игра”. Например: “Портфолио”-проводится по итогам года цель, проведения такой формы -закрепления содержания положения о портфолио ; “Ярмарка” – на данном педсовете представляем наиболее интересные формы, приёмы работы по какой-либо теме. Некоторые варианты проведения педсоветов “Церемония” “Педсовет-игра”
Педагогический всеобуч для опытных педагогов включает совместное изучение документов, составление и обсуждение планов работы по экспериментальной деятельности, программ дополнительного образования.
Минутки искусства - они необходимы педагогам не меньше чем знание методик и технологий. Кто как не педагоги научат малышей слушать музыкальные произведения, воспринимать художественные произведения. И этому педагогов также необходимо учить.
Экспресс-маршруты - чаще всего планируем такую форму работы по изучению родного края и адаптации материала для работы с детьми.
Экспресс-маршруты проводятся и в том случае, когда детский сад работает по единой методической теме. Каждой группе педагогов предлагается самостоятельно разработать какое-то одно направление в короткие сроки. Такая форма работы даёт возможность научиться самостоятельно работать с различной литературой и собрать богатый материал, который оформляется и используется в работе педагогами ДОУ.
Теоретические индивидуальные формы методической работы
В начале учебного года с каждым педагогом провожу собеседование по подготовке группы к учебному году, выбору темы самообразования, составлению плана по опыту работы. Это даёт возможность каждому педагогу обговорить и спланировать свою методическую работу на учебный год. Считаю, что индивидуальные формы такие как: совместная подготовка доклада, конспекта, беседа по прочитанной литературе, взаимоанализ документации и т. д более эффективные для повышения профессионального мастерства педагога.
Практические коллективные формы работы :
• Творческие группы
• Педагогические мастерские по формированию у педагогов творческих умений
• Копилка методических идей и педагогических достижений
• Педагогический всеобуч (для начинающих педагогов)
• Профессионально-педагогические экскурсии
• Коллективное составление сборников
• Творческие встречи
• Участие в смотрах-конкурсах
Практические индивидуальные формы работы :
• Разработка проектов
• Индивидуальное составление разработок.
• Наставничество
• Творческий отчет по результатам учебного года.
Мастер : Сегодня, мы поподробнее остановимся на творческой группе, как одной из форм работы инновационной деятельности ДОУ.
Мастер : Я предлагаю, чтобы наша сегодняшняя встреча прошла под девизом, который принадлежит американскому психологу Джону Гордону: «Хватит повторять старые ошибки, пора делать новые – это и есть творчество».
Личность педагога находится в центре учебно- воспитательного процесса. Известно, что результатом педагогической деятельности являются, с одной стороны, формирование мира воспитанников, их жизненной позиции, общей культуры, а с другой – создание нового эффективного опыта работы, развитие личности самого педагога, рост его профессионального мастерства. Нельзя заставить педагога быть творческим. Он должен сам захотеть этого. Задача руководителя- побудить педагога к творческой деятельности, т. е. создать ситуацию успешности его работы. Удовлетворенность профессией приводит к тому, что педагогическая деятельность становится потребностью. Именно такая ситуация успешности и удовлетворенности работой создается в творческой группе.
Сегодня мы попытаемся ответить на вопросы, касающиеся заявленной темы. Наше взаимодействие будет проходить в режиме работы творческой группы, будут использованы методы и приемы, характерные для этой формы работы.
Мастер : Давайте попробуем дать определение творческой группы.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТГ
Мастер :
Творческая группа – это добровольный, временный исследовательский коллектив, создаваемый для проектного решения конкретной, большой по значимости для ДОУ и объему задачи, курируется руководителем (старший воспитатель)
Творческая группа - это группа педагогов, объединенная общей целью – созданием нового, никогда ранее не существовавшего педагогического продукта (авторской программы, методики и т. д., участвующая в творческой деятельности.
Мастер : Как вы думаете, уважаемые коллеги, с чего начинается работа творческой группы?
Участники мастер- класса : (Приказ заведующей о создании творческой группы, разработка положения о ТГ, план работы ТГ, протоколы заседаний ТГ, отчет ТГ о проделанной работе)
Мастер : Правильно.
РАБОТА В ГРУППАХ
Мастер : Сейчас мы с вами поделимся на четыре творческие группы
(ПО РЯДАМ)
Мастер : Перечислите качества творческого педагога?
Участники мастер- класса : (перечисляют)
Используемая литература
1. Л. Н. Прохорова «Мастер- класс по созданию творческого коллектива в ДОУ»- М. : «5 за знания», 2006
2. С. Н. Федорова «Мастер- класс как одна из форм совершенствования методической работы в детском саду» -г. Йошкар- Ола, 2011