Татьяна Толстых
Мастер-класс «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
▼ Скачать + Заказать документы
«Организация детского экспериментирования в домашних условиях» Консультация для родителей
В каждом маленьком ребенке – Каждый маленький ребенок И мальчишке и девчонке Вылезает из пеленок, Есть по двести грамм взрывчатки И теряется повсюду, Или даже полкило. И находится везде. Должен он бежать и прыгать, Он ужасно огорчиться, Все хватать, ногами дрыгать, Если что-нибудь случиться, А иначе он взорвется, Если что-нибудь случиться Трах-бабах… и нет его. В целом мире без него.
Публикация «Мастер-класс „Организация детского экспериментирования в домашних условиях“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. В среднем дошкольном возрасте у них развиваются потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленные на «открытие нового», которая развивает продуктивные формы мышления.
По мнению академика Н. Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.
В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводятся занятия. Дошкольники в силу своих возрастных особенностей не могут работать не разговаривая. Поэтому мы не лишаем их этой возможности проговаривать свои действия т. к. это один из ведущих факторов развития ребёнка.
Новые знания дети открывают самостоятельно в процессе выполнения заданий. Мы поощряем познавательную активность ребенка.
Очень ответственным является конечный этап эксперимента – анализ результатов и формулирование выводов. Дети дошкольного возраста мыслят образами. Поэтому зачастую не могут выразить то, что понимают. В этом случае мы не устраиваем фронтальный опрос, а предоставляем детям возможность в непринужденной форме поделиться радостью открытия.
Экспериментирование принципиально отличается от любой другой деятельности тем, что зачастую дети не знают конечного результата, это их и привлекает.
В нашей группе создана предметно развивающая среда, обеспечивающая возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками группы. Так называемая лаборатория. Материалы для опытов хранятся на полочках, в коробках и контейнерах в уголке природы.
Я предлагаю вашему вниманию фотографии, как ваши дети экспериментируют в детском саду.
Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.
Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната, Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ. Например: Что быстрее растворится:- морская соль, пена для ванны, хвойный экстракт, кусочки мыла и т. п. Кухня – это место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску налейте воды примерно на 1,5 см. Пусть ваш ребенок положит губки в воду и угадает, какая из них наберёт в себя больше воды. Отожмите воду в приготовленные баночки. С какой губки воды больше? Почему? Можно ли набрать в губку столь воды, сколь хочешь? Пусть ребенок сам ответит на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе. Эксперимент можно провести во время любой деятельности. Например, ребёнок рисует. У него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение. Домашняя лаборатория.
При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка. Я предлагаю вам немного поиграть:
Опыт «Плавает - тонет»
Материал: глубокие тарелки с водой, пластилин, кусочек дерева, камушек, металлические скрепки, бумага; картина с изображением парохода. Педагог показывает кусок пластилина и спрашивает: «Скажите, может вот этот кусочек пластилина плавать в воде? (Нет) А почему? (Потому что он тяжелый.) А что еще тяжелое и тонет в воде? (Камень.) Правильно, камень тяжелый и тонет в воде. А что легкое и плавает в воде? (Мяч, шарик.) Сегодня мы с вами будем выяснять, какие предметы тонут в воде, а какие – нет. Вот вам разные предметы – камушки, железные скрепки, кусочек дерева, пластилин, бумага. Кладите их в тарелку с водой и смотрите, плавают они или нет. После того как все положили предметы в тарелку с водой, педагог спрашивает: «Что плавает? (Дерево, бумага.) А что утонуло, что не плавает? (Пластилин, скрепка, камушек.) Почему деревяшка и бумага не утонула? (Потому что она легкая.) Правильно, дерево и бумага легкое и не тонет в воде, а железная скрепка, пластилин, камни, утонули потому что они тяжелые. Педагог показывает иллюстрацию с изображением парохода и спрашивает: «Что изображено на этой картинке? (Корабль) Корабль железный, но не тонет. Почему?» (Его волны держат, он большой.) Показывает детям брусок пластилина и вылепленную из пластилина лодочку. Спрашивает: «Кусочек пластилина у нас утонул в воде, потому что тяжелый. Как вы думаете, если мы из него слепим лодочку, она утонет? Почему так получилось? Выслушать ответы. Корабли не тонут не потому, что они железные. Они построены таким образом, чтобы не тонуть. Особая форма корабля позволяет ему держаться на воде. Итак, что нужно сделать, чтобы пластилин не утонул? (Придать ему форму корабля.) Правильно. Сегодня мы будем лепить кораблик из пластилина, и вы поймете, почему кусочек пластилина тонет, а кораблик из пластилина – плавает.
А закончить наш мастер-класс, я хочу китайской пословицей:
«Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму!»
И сейчас я предлагаю вам посетить нашу лабораторию ….
Желаю всем успеха в развитии интереса у детей к исследованию живой и неживой природы!