Наталья Чочаева
Конспект мастер-класса «Опыт использования духовно-нравственных ценностей на уроках русского языка»
Слайд 1.Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я рада вас приветствовать на моем мастер – классе.
Слайд 2.Внимательно посмотрите на эти картинки,что вы видите? (Выражение радости, грусти, удивления, страха).
Слайд 3.Как выдумаете, что общего между этими картинками? Назовите ключевое слово. (Воспитание).
Помогите мне ответить ещё на один вопрос.
Простейший пример: родители очень хотят, чтобы их десятилетний сын был вежливый, уважал старших, был добрым, аккуратным, читал книги, не сидел в смартфоне. Как лучше этого добиться: говорить ему изо дня в день, чтобы он все это выполнял или показать на своем примере?
Я постоянно задаю себе вопрос: «Чему я хочу научить своих учеников?» И в каком бы я классе ни преподавала, ответ всегда неизменен. Я глубоко убеждена в том, что главная цель урока - это воспитание личности, человека, умеющего анализировать прочитанное, самостоятельно оценивать факты и на основе полученных знаний формировать свой взгляд на мир.
К. Д. Ушинский говорил: «В преподавателе знание предмета далеко не составляет главного достоинства, главное достоинство преподавателя, чтобы он умел воспитывать своим предметом»
Слайд 3.Так вот сегодня я попытаюсь на своем мастер — классе показать вам опыт использования духовно –нравственных ценностей на уроках русского языка в современном образовательном пространстве
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. А помогут нам в этом слова, а что за слова вы узнаете выполнив задание. Посмотрите на эти картинки. Это иллюстрации из литературных произведений. Может кто-то догадался из каких? (Короленко «В дурном обществе», Куприн «Чудесный доктор», Паустовский «Теплый хлеб» и «Заячьи лапы»). Скажите, какое слово здесь зашифровано или слова. (Доброта, отзывчивость, доброжелательность, сердечность, сострадание, милосердие). Что это за слова? Как мы их называем?
Прочитав эти произведения, хочется совершать добрые дела. Скажите, а по отношению к кому мы можем проявлять доброту?
Слайд 4. Смотрим дальше,кто изображен на этих картинках, узнаете ли вы этих персонажей. Какие слова вы можете использовать по отношению к этим героям? Добро и зло. Что это за слова? Антонимы. Мы с вами точно знаем, где грань между добром и злом. Знаем, что хорошо и плохо. Наша задача научить видеть эти границы нашим детям.
Итак нам сегодня будут помогать антонимы и синонимы, мы будем употреблять их в своей речи для того чтобы наша речь была богатой и выразительной.
1задание.
У каждого из вас на столе карточки ваша задача
Соединить антонимы
восход дети
безобразный толстый
сила закат
вечность слабость
война красивый
мертвые мгновение
Соединить синонимы
горе тонкий
сила привязанность
любовь отцы
живые мощь
мир печаль
радоваться веселиться
Война, дети, мертвые, толстый, мир, живые, тонкий, отцы.
Как вы считаете можно ли объединить эти слова? И если можно, то как?
Что у вас получилось? Кто написал эти произведения?
Слайд 5.«Война и мир» Л. Н. Толстой
«Живые и мертвые» К. М. Симонов
«Толстый и тонкий» А. П. Чехов
«Отцы и дети» И. С. Тургенев
Для чего авторы использовали в названиях антонимы?
Таким образом, название становится особенно значащим и запоминающимся. Автор хочет точно показать, о чем пойдет речь. Показать контраст.
В каждом из этих произведений затрагивается тема чести. Балконский, Серпилин – это образец чести. В толстом и тонком мы видим,как тонкий теряет свою честь, как только узнает, что перед ним теперь уже не друг, а начальник департамента. Базаров с честью признает свою неправоту, что он ошибался и был не прав. Какие синонимы вы можете подобрать к слову честь (благородство, достоинство)
Такие понятия, как честь, доброта, патриотизм, дружба, всегда есть в произведениях русской литературой. И часто мы, учителя русского языка, берем тексты для анализа, приводим в пример героев.
Но не только литература имеет духовную ценность, но и музыка. Музыка является одним из средств художественного, нравственного и эстетического воспитания детей. Сила музыкального воздействия на человека неоспорима.
2 задание.
И следующее задание у нас веселое. Это «Песни-перевертыши».
Вы должны узнать песню, подобрав к ней антонимы. Песни очень известные. Итак,слушаем
Юнга, юнга, нахмурься (Капитан, капитан, улыбнитесь)
Розовая тележка стоит, не шелохнется (Голубой вагон бежит, качается)
С ухмылкой веселая ночь темней (От улыбки хмурый день светлей)
Ты будешь всегда обычной вещью с названием (Я был когда-то странной, игрушкой безымянной)
Ты под луной стоишь (Я на солнышке лежу)
Что связывает эти песни? (Все они с советских мультфильмов, они детские) да и все мы выросли на этих добрых песнях.
Я считаю, что дети должны воспитываться на советских песнях, т. к. они способны научить современных детей доброму и светлому, на этих песнях воспитывалось ни одно поколение, они несут определенную смысловую нагрузку. Вы не представляете, сколько у меня было ярких воспоминаний и эмоций, когда я готовила это задание
3 задание.
Подберите к тому, что здесь изображено антонимы и синонимы.
Черный –белый, квадрат – круг. А синонимы.
Темный, прямоугольник, четырехугольник.
Слайд 6.А вы знаете, что это не просто квадрат. В истории мирового искусства нет, наверное, картины с более громкой славой, чем «Чёрный квадрат» Казимира Малевича. Это произведение искусства является «памятником государственного значения» и оценивается в 20 миллионов долларов.
Смысл «Черного квадрата», показать нам, что-то, что нас окружает, только на первый взгляд кажется дуальным, черным или белым. На самом деле наш мир гораздо сложнее и многограннее, и цветнее, чем просто черное и белое.
Малевич писал, что «задача человечества- отобразить все на мировом экране». И он сделал «черный квадрат»
Мы с вами каждый день смотрим на черный квадрат. Что мы хотим увидеть или видим? Каждый своё. Но жизнь без этого квадрата нам уже немыслима.
Смотрим на квадрат.
Слайд 7.
Повторить первый слайд. Выберите картинку.