Наталья Дорогая
Мастер-класс «Обучение родителей приёмам артикуляционной гимнастики»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс
«Обучение родителей приёмам артикуляционной гимнастики»
Цель: формирование преодоления речевых нарушений детей, через информационную и обучающую информацию родителей.
Задачи:
1. Знакомство с особенностями речевого развития детей старшего дошкольного возраста;
Публикация «Мастер-класс „Обучение родителей приёмам артикуляционной гимнастики“» размещена в разделах
- Артикуляционная гимнастика. Консультации
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2022
2. Обучение правильному выполнению упражнений артикуляционной гимнастики;
3. Использование технологий для исправления звукопроизношения;
Участники: родители, учитель-логопед.
Материал и оборудование: «Артикуляционная гимнастика для дошкольников»; столы, стулья; мячик; настольные зеркала и салфетки, карандаши на каждого участника; дидактическая игра «Сдуй лепесток с ладошки» на каждого участника.
Предварительный этап: Анкетирование родителей (выявление запросов родителей по речевому развитию детей, беседы, индивидуальные консультации.
Ход мероприятия:
1. Приветствие.
–Здравствуйте! Мне очень приятно видеть Вас на нашей встрече. Сегодня она организована в рамках мастер-класса. И хочется сказать, что сегодня мы собрались для того, чтобы… (Родителям предлагается закончить фразу по своему усмотрению).
Вступительный этап.
Для продуктивного знакомства, чтобы снять напряжение и скованность, предлагаю познакомиться поближе. Каждый взрослый, называя свое имя и имя ребенка, передает мячик соседу.
А теперь поиграем в игру «Слушай внимательно – выполняй старательно».
-Поднять правую руку вверх, кто считает, что у его ребенка нет проблем в речевом развитии.
-Поднять левую руку вверх, кто считает, что у его ребенка есть проблемы в речевом развитии.
-Вытянуть правую руку вперед, кто считает речь своего ребенка эмоциональной, выразительной.
-Вытянуть левую руку вперед, кто считает речь своего ребенка чистой с четким произношением.
Это простое упражнение показывает не только, как вы понимаете речевую проблему своего ребенка, но и то, насколько трудно слушать и, в то же время выполнять задание. Теперь вы имеете представление, насколько это трудно делать нашим детям. Ваши ответы говорят о том, что тема нашего АКТУАЛЬНА и ЗНАЧИМА. Заботливым и думающим родителям в увлекательной игровой форме поможет сегодняшняя информация заниматься с детьми, так называемой речевой гимнастикой – артикуляционной.
3. Мини-лекция «Гимнастика для язычка».
Правильное произношение звуков детьми обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляции. Выработать четкие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает гимнастика для языка.
Как вы думаете, что такое артикуляционная гимнастика? Нужна ли она нашим детям?
Действительно, артикуляционная гимнастика – это упражнения для тренировки органов артикуляции, необходимые для правильного звукопроизношения.
Бытует мнение, что артикуляционная гимнастика – это не столь важное, несерьезное занятие, которым можно и не заниматься. Однако это не так. Систематичное выполнение упражнений позволяет:
– подготовить артикуляционный аппарат к произношению искаженных звуков;
– детям со сложными речевыми дефектами помогает быстрее их исправить.
Ведущая роль по исправлению нарушений звуков принадлежит логопеду, но только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения, которые могут использоваться родителями дома. Посмотрите на картинки – образы, которая служит образцом для подражания движениям артикуляционной гимнастики. В начальный период гимнастику проводят перед зеркалом. Ребенок должен видеть, движения языка, губ. Мы взрослые, не задумываемся, где находится наш язык, проговаривая слова. У нас автоматизирован навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести, этот автоматизм. Каждое упражнение выполняется по 5 – 7 раз. Если же ребенок выполняет упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новое упражнение, лучше выполнять старые упражнения.
4. Игровой практикум «Гимнастика для язычка».
Выполнение родителями артикуляционной гимнастики.
Сядьте удобнее перед зеркалом. Выполняем вместе упражнения, контролируя себя в зеркало:
Упражнения для губ: «Улыбка», «Трубочка», усложнение «Улыбка – Трубочка» (удержание артикуляционной позы по 10 – 15 секунд) и другие.
Упражнения для языка: «Блинчик»,»Лопаточка», «Грибок», «Лошадка «Качели», «Индюшки», Маляр» «Часики» и другие.
5. Мини-лекция «Речевое дыхание».
Как вы думаете, какую роль играет дыхание в речи человека?
Дыхание играет важную роль в жизни каждого человека. Оно влияет на звукопроизношение, артикуляцию, развитие голоса и дикции. Появление малыша начинается с первого вздоха и, следующего за этим вдохом, крика. Но правильное физиологическое дыхание не есть правильное речевое дыхание. Именно благодаря правильному речевому дыханию мы изменяем громкость речи, делаем ее плавной и выразительной.
Что же такое речевое дыхание? Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вдох и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний.
Работа по формированию правильного дыхания – длительный и кропотливый процесс, который протекает в несколько этапов. На первом этапе логопед учит детей прислушиваться к собственному акту дыхания. Дети получают знания, что дышать надо носом, нельзя поднимать плечи при вдохе, в дыхании должен участвовать живот. В процессе дыхательной гимнастики происходит нормализация дыхания и увеличение объема вдоха. Ребенок должен научиться совершать достаточно сильный, длительный и, вместе с этим, экономный выдох.
6. Игровой практикум
А) Упражнение «Сдуй лепесток с ладошки.
Инструкция: держим лепесток в ладошке напротив рта при этом, делаем вдох носом, не поднимая плеч, и длительный плавный выдох, не раздувая щек. Вот так.
Б) Упражнение «Раз, два, три – слово, фразу повтори».
Инструкция: На одном выдохе произнести от 1 до 5-6 слов:
делаем вдох – ах,
делаем вдох – ах, как
делаем вдох – ах, как пахнет
делаем вдох — ах, как пахнет в саду
делаем вдох — ах, как пахнут в саду цветы!
7. Оценка мероприятия родителями.
Упражнение на релаксацию «Радуга улыбается». Поднимаем руки через голову вверх над головой, как бы рисуем дугу радуги. Одновременно делаем медленный вдох. На выдохе широко улыбнемся. Произносим звук «С – С - С», опускаем плавно руки вниз.
Благодарю Вас за участие, если мои рекомендации помогли Вам в решении вопросов в коррекции звукопроизношения, я буду очень рада.
Прошу в анкете заполнить ваше мнение о проведенной встрече, о ее результативности.