Екатерина Карнишова
Мастер-класс «Обучение игре на диатонических колокольчиках»
▼ Скачать
Тема: Обучение игре на диатонических колокольчиках детей дошкольного возраста с использованием учебного пособия «Игра на диатонических колокольчиках». (Карнишова Е. А.)
Ф. И. О. педагога - мастера: музыкальный руководитель Карнишова Екатерина Александровна
Продолжительность мастер-класса: 20 минут.
Публикация «Мастер-класс „Обучение игре на диатонических колокольчиках“» размещена в разделах
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов по развитию музыкальных способностей у дошкольников с помощью игры на диатонических колокольчиках.
Задачи:
-Познакомить участников мастер - класса с диатоническими колокольчиками, их применением в работе с дошкольниками;
- Познакомить участников мастер-класса с учебным пособием «Игра на диатонических колокольчиках» (Карнишова Е. А.)
-Привлечь участников – мастер класса к практической деятельности, направленной на повышение профессиональной подготовленности педагогов;
-Мотивировать педагогов – участников мастер – класса на применение диатонических колокольчиков в работе своего дошкольного образовательного учреждения.
План проведения мастер-класса:
Теоретическая часть.
- ключевая идея, цель и задачи мастер класса;
- актуальность
- знакомство с книгой
Интерактивная часть.
- Практическая деятельность с участниками мастер - класса.
Заключительная часть.
- рефлексия
Ход мастер – класса.
1. Теоретическая часть.
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Тема мастер-класса, который я хочу представить вашему вниманию: Обучение игре на диатонических колокольчиках детей дошкольного возраста посредством использования цветной нотной грамоты, а также своего учебного пособия «Игра на диатонических колокольчиках»
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г., вступившего в силу с 1 сентября 2013 года, также впервые в российской истории 29 августа 2013 года Совет Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) утвердил федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Одной из важных задач всестороннего развития ребенка является воспитание музыкальной культуры.
Ребенок должен познакомиться и овладеть основными видами и жанрами музыкальной деятельности, развить потребность в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности. Это и является главной поставленной целью музыки в соответствии с Образовательным Стандартом. Цель – развить всесторонне развитую личность.
Перед педагогом стоит нелегкая цель, как же ее добиться? Какие решения средствами музыки могут быть использованы? На музыкальных занятиях мы поем, танцуем, играем. Меня заинтересовал вопрос игры на музыкальных инструментах, в частности, игры на диатонических колокольчиках.
Актульность
Благодаря диатоническим колокольчикам повышается результативность воспитательно-образовательного процесса, музицирование для ребят приобретает новое звучание. Дети чувствуют себя настоящими артистами, что приводит к снятию зажимов и стеснительности ребят, ведь они выступят с эффектными номерами на досугах и праздниках перед зрителями. Дети играют не на шумовых инструментах, а на музыкальных по цветным партитурам (нотам, что приведёт к развитию целого комплекса музыкальных способностей.
Игре на детских музыкальных инструментах в детском саду должно уделяться особое внимание, так как именно детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника.
А диатонические колокольчики развивают ещё и музыкальный, гармонический, полифонический, тембровый, динамический слух, формируют навыки вербального и невербального общения, способствуют развитию чувства ритма, музыкальной памяти, внимания, формируют готовность и умение действовать в коллективе.
Цветные партитуры является доступным и интересным способом знакомства детей с миром звуков и диатоническими колокольчиками.
Знакомство с книгой.
Вашему вниманию я хочу предоставить учебное пособие, которое я разработала в 2021-22 гг. и которое было издано в середине ноября 2022г. издательствами «Планета музыки» и «Лань».
Каждый колокольчик имеет своё звучание от ноты «до» 1й октавы, до «до» 2й октавы, повторяя расположение белых фортепианных клавиш. Цветовые обозначения нот соответствуют цветам радуги:
до - красный
ре - оранжевый
ми - желтый
фа - зеленый
соль - голубой
ля - синий
си – фиолетовый
до второй октавы - белый
В партитуре нарисованы ноты-кружки. Для начала их нужно раскрасить. В каждом кружке есть буква, которая определяет его цвет.
К – красный
О – оранжевый
Ж – желтый
З – зеленый
Г - голубой
С – синий
Ф – фиолетовый
Б – белый
При игре нужно подбирать колокольчики, совпадающие по цвету с кружками. Кружки различного размеры, что указывает на длительность каждого звука. Маленький кружок – короткий звук, большой кружок – длинный. В сборнике собраны известные попевки и песенки.
Книга состоит из двух частей. В первой части собраны легкие песенки, во второй более сложные, для двух рук.
2. Интерактивная часть.
Сейчас я вам раздам колокольчики в порядке звукоряда, так удобнее проводить предварительную работу при разучивании партитур. Колокольчики расставляем на столе, чтобы они были на уровне живота.
При ударе по колокольчику рука должна быть расслаблена. Проследите, чтобы дети не держали колокольчик второй рукой, иначе звук будет не звонкий.
Сегодня мы поработаем с несколькими партитурами.
(практическая часть, освоение нескольких партитур)
3. Заключительная часть.
Уважаемые коллеги! Как вы видите, это очень интересно! Хочу отметить, как показывает практика, что использование «Цветных» нот при обучении игре на музыкальных инструментах детям очень нравится, процесс обучения превращается в игру. Также хочу отметить, что сборник довольно прост в применении. Каждый родитель сможет разучивать эти песенки и попевки со своими детьми.