Елена Ф
Мастер-класс «Обучение дошкольников программированию на основе применения набора «Роботрек малыш-1» в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Цель мастер-класса : Повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер- класса в процессе активного педагогического общения по освоению образовательной робототехники. Ознакомление педагогов с инновационной деятельностью в ДОУ.
Задачи:
• Обучать участников мастер-класса навыкам применения робототехники в системе STEM-образования.
• Показать участникам мастер-класса технологии работы с детьми дошкольного возраста в области образовательной робототехники.
Публикация «Мастер-класс „Обучение дошкольников программированию на основе применения набора „Роботрек малыш-1“ в детском саду» размещена в разделах
• Формировать у участников мастер-класса мотивацию на использование в образовательной деятельности образовательной робототехники.
Форма проведения мастер-класса : с педагогами и для них без участия детей.
Структура мастер-класса :
Вступительная часть
Теоретически-демонстрационная часть.
Практическая часть.
Обыгрывание модели робота.
Представление модели «Машина-робот»
Рефлексия участников мастер-класса «Профессиональное послевкусие»
Ход мастер-класса :
Дорогие коллеги, рада приветствовать вас на нашей встрече. Начать я хотела бы с высказывания Стива Джобса:
«Каждый человек должен учиться программировать,
потому, что это учит нас думать»
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Дошкольный возраст является фундаментом знаний для успешного обучения детей в школе. Ребенок не может гармонично развиваться без овладения навыками работы с электронными средствами и основами программирования.
Основа программирования — алгоритмика. Алгоритмика — это наука, которая способствует развитию у детей алгоритмического мышления, что позволяет строить свои и понимать чужие алгоритмы. Алгоритм это набор действий, который нужно выполнить для достижения какого-либо результата.
Я закончила курсы по робототехнике, на курсах узнала много нового и интересного, этими знаниями хочу поделиться с Вами.
Первое знакомство детей дошкольного возраста с основами конструирования в детском саду происходит благодаря разным видам конструкторов.
Их огромное количество для любых возрастов.
Слайд с несколькими видами конструкторов.
В нашем саду есть в наличии «Роботрек малыш-1». Данный конструктор
Разработан для детей 5-7 лет т. е подходит для детей со средней группы и входит в основу STEM-образования, которое активно набирает популярность. Он используется по изучению цифровых технологий в международном проэкте по изучению цифровых технологий нейрончик (внедрение нейротехнологий в образовательный процесс).
(S-science-наука, T-technology-технология, Е-engineering-инженерия, М-mathematics-математика) – именно так расшифровывается эта аббревиатура.) Этим термином обычно обозначают подход к образовательному процессу, благодаря ему дети получают начальные навыки конструирования, моделирования, робототехники.
На первых этапах педагог самостоятельно выкладывает алгоритм, предлагая ребенку запрограммировать робота для достижения цели. На втором этапе — алгоритм просчитывается и выкладывается совместно взрослым и ребенком. И уже третьим этапом, после понимания детьми основы работы с «Роботрек малыш-1», дети самостоятельно выкладывают и программируют робота.
Существуют несколько формы организации занятий с набором «Роботрек малыш-1» :
Программирование по образцу. Задания даются в форме – сделай как я. В основе лежит подражательная деятельность.
Программирование по модели. Это усложненная разновидность конструирования по образцу.
Программирование по схемам и чертежам. Развивается зрительное восприятие, наглядно-образное мышление.
Программирование по замыслу. Данная форма позволяет творчески и самостоятельно использовать полученные знания.
Программирование по теме. Идет создание лабиринтов по заданной теме, актуализация и закрепление знаний и умений.
Набор «Роботрек малыш-1» легко интегрируется практически со всеми образовательными областями.
Как вы думаете, в каких областях и какое развитие дети получают при работе с конструктором? (Ответы педагогов)
Физическое развитие — развитие мелкой моторики рук.
Познавательное развитие —прививать навыки работы с конструктором, закреплять умение детей действовать по схематической модели. Воспитывать интерес к конструированию изконструктора. Развивать логическое мышление, внимание, навыки конструирования. Формировать умение работать с ИКТ
Художественно-эстетическое развитие — пространственное воображение. Социально-коммуникативное развитие -воспитывать взаимопонимание, ответственность, доброжелательность, инициативность, обсуждение, желание помочь друг другу, работая в подгруппе.
Речевое развитие — Развивать словарный запас детей. Активизировать речевые навыки
Таким образом, практика применения конструктора «Роботрек малыш-1» в работе с детьми дошкольного возраста способствовала формированию и развитию технической любознательности, мышлению, аналитического ума, формированию качеств личности. Дети учатся логически мыслить, понимать причинно-следственные связи, находить множество решений одной задачи, планировать свои действия. И как итог — происходит овладение детьми знаниями основы программирования алгоритмов в познавательно-игровой форме.
Теоретически-демонстрационная часть.
(Педагог демонстрирует STEM- набор «Роботрек»)
Каждый из нас знает, что основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, поэтому я вам предлагаю познакомиться с набором «Роботрек малыш-1».
Педагоги открывают
С помощью данного набора дети учатся всем азам программирования : логике, последовательности действий, критическому и аналитическому мышлению, пространственным понятиям и расчёту расстояния. Но самое главное, что всё это происходит в игровой форме, вызывая неподдельный интерес детей, формируя позитивное отношение к программированию. Педагоги начинают занятия с набором со знакомства с набором деталей, рассматривают его яркие блоки, колеса, шестеренки, муфты, втулки датчики (прикосновения, инфрокрасный датчик, двигатель, аккумуляторная коробка, материнская плата)
Отдельно остановлюсь на материнской плате, на ней уже установлены программы, которыми мы воспользуемся на мастер классе.
С помощью этих программ задается алгоритм конструкции.
Комплект-набор «Роботрек малыш-1» соответствует ФГОС ДО, он эстетичен, безопасен для ребенка, создает условия как для совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей.
Практическая часть
Уважаемые коллеги, у каждой детали есть название. Во время сборки давайте проговаривать правильное название деталей.
Обратите внимание, что блоки, планки и шестеренки считаются по выступам или отверстиям.
На интер. доске показаны некоторые модели,которые можно собрать из роботрек-1, как вы видите модели соответствуют темам недели. Но сегодня мы с Вами соберем модель среднего уровня, рулетку.
Презентация по сборке рулетки.
Игра поймай коров при помощи рулетки.
Давайте посмотрим у кого больше всех коров наклеено, тот и выиграл!
(педагоги обыгрывают и продумывают способы использования предложенной игры в образовательных областях.)
Представление более сложной модели «Машина-робот»
Рефлексия участников мастер-класса
«Профессиональное послевкусие»
Благодарю вас за сегодняшнюю нашу встречу. Возвращаясь из игры в реальность, конечно же все мы с вами прекрасно понимаем, что эта деятельность связанна с профессиональной деятельностью. В рамках нашего мастер-класса было наработано несколько интересных идей для возможной дальнейшей деятельности. Благодарю вас за сотрудничество.
Спасибо всем за участие в мастер-классе!